7. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ
Во время перемены Сережу все чаще можно видеть в стороне от шумно и весело резвящихся одноклассников. Он не умеет быстро бегать и его первым догоняют в игре в салки, у него не всегда получается точный удар по мячу и поэтому мальчишки не зовут его играть в футбол. Далее девочки, пытающиеся осваивать прыэ/ски через натянутую резинку, отмахиваются от Сережи, потому что с ним команда обязательно проигрывает. Сережа - неуклюжий, неловкий. Из-за этого в подвижных играх со сверстниками мальчик оказывается неуспешен. Может быть, поэтому Сережа не очень любит перемены?
В младшем школьном возрасте продолжается интен сивный процесс развития двигательных функций ребен ка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет.
В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возрастает ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях {Н. А. Бернштейн, 1990). Все это имеет неоспоримое значение и для общего психического развития ребенка. Ведь движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности (И.М. Сеченов), оказывают взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур. В наибольшей степени это относится к движениям пальцев рук. Установлено, что уровень сформированности тонких движений пальцев рук тесно связан с уровнем речевого развития ребенка: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие оказывается нормальным; при отставании развития тонких движений пальцев задержанным оказывается и речевое развитие (В. В. Цвынтарный, 1996).
Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успеш ное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н\А. Бернштейн, 1990), как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
Однако практика показывает, что дети 6-7 лет неред- , ко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Они не способны проводить до статочно четкие и прямые линии при срисовывании об разцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вы резать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей от мечается плохая координация движений при беге, прыж ках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть.
Из сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваиваю щие сложнейший навык письма, но и все учащиеся началь ных классов, а также дети других возрастных групп, по скольку, как отмечалось выше, развитие двигательной Д>еры выступает важным условием общего психического развития.
Упражнения и игры по развитию моторики могут быть рекомендованы учителям для включения в план уроков, а также родителям для дополнительных занятий с ребен ком во внеурочное время.
Приведем некоторые виды таких занятий.
I . Упражнения для развития тонкой моторики ру ки и зрительно-двигательных координации.
- Срисовывание графических образцов (геометричес ких фигур и узоров разной сложности).
- Обведение по контуру геометрических фигур раз ной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (об водка по внутреннему контуру).
- Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
- Раскрашивание и штриховка (этот наиболее извес тный прием совершенствования моторных навыков обыч но не вызывает интереса у детей младшего школьного возрастa и поэтому используется преимущественно только к учебное задание на уроке. Однако, придав этому за нятию соревновательный игровой мотив, можно с успе хом применять его и во внеурочное время).
- Различные виды изобразительной деятельности (ри сование, лепка, аппликация и пр.).
- Конструирование и работа с мозаикой.
- Выкладывание фигур из спичек (палочек).
- Выполнение фигурок из пальцев рук.
- Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, пле тение, работа с бисером и пр.).
II . Игры и упражнения для развития крупной мото рики (силы, ловкости, координации движений).
- Игры с мячом (самые разные).
- Игры с резинкой.
- Игры типа «Зеркало»: зеркальное копирование поз и движений ведущего (роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения).
- Игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и пр.).
- Весь спектр спортивных игр и физических упражнений.
- Занятия танцами. Аэробика.
Специальные игры и упражнения по развитию мотр- ._~ рики у детей широко представлены в психологической^иир**-~ педагогической литературе (см.: В.П. Матыцин, 1993; В.В. Цвынтарный, 1996; и др.).
Вопросы
- Какова связь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и уровнем развития других психических функций (в частности мышления и речи)?
- Какую роль играет развитие крупной и мелкой моторики в общем психическом и личностном развитии ребенка?
- Неуклюжий мальчик Сережа чувствует себя некомфорт но среди подвижных и ловких сверстников. Какие рекоменда ции вы могли бы дать учителю и родителям этого ребенка, а также самому мальчику, чтобы помочь ему сохранить уверенность в себе, дружелюбие и жизнерадостность?