7. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ

 

Во время перемены Сережу все чаще можно видеть в стороне от шумно и весело резвящихся одноклассников. Он не умеет быстро бегать и его первым догоняют в игре в салки, у него не всегда получается точный удар по мячу и поэтому мальчишки не зовут его играть в футбол. Далее девочки, пытающиеся осваивать прыэ/ски через натянутую резинку, отмахиваются от Сережи, потому что с ним команда обязательно проигрывает. Сережа - неуклюжий, неловкий. Из-за этого в подвижных играх со сверстниками мальчик оказывается неуспешен. Может быть, поэтому Сережа не очень любит перемены?

В младшем школьном возрасте продолжается интен­ сивный процесс развития двигательных функций ребен­ ка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, простран­ственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет.

В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возрастает ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях {Н. А. Бернштейн, 1990). Все это имеет неоспоримое значение и для общего психического развития ребенка. Ведь движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности (И.М. Сеченов), оказывают взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур. В наибольшей степени это относится к движениям пальцев рук. Установлено, что уровень сформированности тонких движений пальцев рук тесно связан с уровнем речевого развития ребенка: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие оказывается нормальным; при отставании развития тонких движений пальцев задержанным оказывается и речевое развитие (В. В. Цвынтарный, 1996).

Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успеш­ ное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н\А. Бернштейн, 1990), как правило, уже достигших не­обходимого развития к началу младшего школьного воз­раста.

Однако практика показывает, что дети 6-7 лет неред- , ко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Они не способны проводить до­ статочно четкие и прямые линии при срисовывании об­ разцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вы­ резать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей от­ мечается плохая координация движений при беге, прыж­ ках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть.

Из сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваиваю­ щие сложнейший навык письма, но и все учащиеся началь­ ных классов, а также дети других возрастных групп, по­ скольку, как отмечалось выше, развитие двигательной Д>еры выступает важным условием общего психического развития.

Упражнения и игры по развитию моторики могут быть рекомендованы учителям для включения в план уроков, а также родителям для дополнительных занятий с ребен­ ком во внеурочное время.

Приведем некоторые виды таких занятий.

I . Упражнения для развития тонкой моторики ру­ ки и зрительно-двигательных координации.

II . Игры и упражнения для развития крупной мото­ рики (силы, ловкости, координации движений).

Специальные игры и упражнения по развитию мотр- ._~ рики у детей широко представлены в психологической^иир**-~ педагогической литературе (см.: В.П. Матыцин, 1993; В.В. Цвынтарный, 1996; и др.).

Вопросы