2. ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПЕРЕЖИТЬ ГОРЕ
Учитель часто оказывается беспомощным, когда стал кивается с необходимостью помочь ребенку пережить горе. Между тем школа и учитель могут сыграть решающую роль в помощи этим детям: ведь школа составляет огромную часть их повседневной жизни. После любой трагедии при вычные ежедневные обязанности могут оказать поддерж ку, создать ощущение комфорта и безопасности, а иногда и принести облегчение. Обстановка в школе резко отлича ется от тягостной домашней атмосферы. Обычно рекомендуют, чтобы дети возвращались в школу по возможности быстрее после похорон. Между тем все это очень индивидуально. Ребенок часто боится оставить родителя одного, ему кажется, что отец или мать умрут, оставшись дома в одиночестве. В этом случае целесообразно пойти ребенку навстречу, разрешить ему в течение какого-то времени побыть дома, чтобы он успо коился и убедился, что родитель умирать не собирается.
Возвращение в школу может быть трудным. Встреча с учителями и товарищами требует известного мужества. Пережившие горе люди знают, как порой болезненно вос принимаются любые слова даже добрых знакомых. Меж ду тем дети, не очень-то чуткие в обычное время, ведут себя гораздо более естественно и доброжелательно по отношению к своему страдающему товарищу, чем взрослые по отношению к его родителю. Тем не менее учителя должны следить за тем, чтобы ребенка не дразнили и не задирали. Когда ребенок придет в школу, учитель должен сказать ему, что он знает о его горе, чтобы тот не чувствовал равнодушия со стороны учителя. В школе дол- ^^;но быть подходящее место, куда ребенок мог бы при ^^^Чеобходимости прийти, если ему хочется побыть одному или поплакать. Иногда кто-нибудь из старших детей мо жет быть назначен «опекуном» такого ребенка; возмож но, это будет кто-то, имеющий аналогичный опыт и спо собный при необходимости поддержать ребенка. Родите ли и вся семья также требуют поддержки. Учитель должен знать, что именно и в каком объеме они сказали ребенку об утрате.
Поглощенный собственными переживаниями родитель часто теряет контакт с ребенком, и учителя обычно оказываются первыми, кто замечает симптомы неблагополу чия. Задача учителя - не ждать, когда произойдет траге дия, а поговорить с ребенком о смерти, когда представится такая возможность. Обычно это не разрешается, считает ся, что подобный вопрос не «школьный». Да и сами учи теля часто считают, что детей надо ограждать от подоб ных мыслей. Однако педагог должен уметь помочь своим воспитанникам, переживающим такую трагедию, как по теря кого-то из близких.
Даже с учащимися начальной школы нужно говорить о таких «запретных» вещах, как воровство, ложь, болезнь, больница, смерть. Этим учитель показывает детям, что с ними можно говорить о чем угодно. Если же учитель из- _^ ш бегает подобных тем, то ребенок, с которым случилас.беда и который хочет задать вопросы, поделиться своими переживаниями, не видит никого, к кому он мог бы обратиться.
К моменту, когда ребенок заканчивает начальную шко лу, он должен иметь понятие о смерти как о части жизни. У учителей есть много возможностей подать проблему смерти именно таким образом. Возможно, наиболее простым и очевидным примером может служить смена времен года.
В одной школе учитель воспользовался смертью любимого всеми детьми кролика. Один из учителей хотел убрать кролика ночью, но другой настоял на том, что дети должны его видеть, положить в коробку и похоронить - очень просто, без всяких церемоний, во время перемены. Они выбрали место под деревом, дети принесли растения и посадили их на его могиле. Учитель предложил им сделать книгу о своем кролике: вклеить туда фотографии, рисунки, истории о кролике. Они спокойно и без лишних эмоций сделали очень красивую книгу о кролике; урок был усвоен, память будет жить, а разговоры о печальном событии помогут смириться с утратой.
Рекомендации для учителей начальных классов
- Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, •потерявшего кого-то из близких. В первые недели обыч но отмечаются тенденция к уходу, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удив ления. Не действуйте вопреки ребенку.
- Если ребенок хочет поговорить, найдите время выс лушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время. При разговоре слушай те не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ре бенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ре бенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы за ботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Под держите его желание говорить о родителе и делайте это сами.
- Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся их собрать, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом челове ке помогут сохранить о нем добрую память.
- Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честны ми в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать «Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка.
- Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. «Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла». В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться. «Мама любила клоунов, не правда ли?» - такая фраза может стать началом разгово ра о цирке и на уроке рисования можно предложить изобразить что-нибудь веселое.
- Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не так ли?» Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в мерти отца, он действительно так думал. Дети честны, они говорят то, что думают. Их чувства реальны и силь ны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо гово рить. Не следует произносить фраз типа «Скоро тебе бу дет лучше». Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец дол жен был умереть таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя, и ты никогда не забудешь его».
- Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ними изменения в поведении ребенка, в его привычках.
Необходимо с особым вниманием относиться к труд ным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посове товать приготовить поздравление для бабушки. Конеч но, невозможно заранее учесть все возможные случайно сти. Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с ми нимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной по 7 ^лщ мощи. Здесь требуется специализированная индивидуальз^^ 5** ная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, £ часто полезной оказывается и семейная терапия.
Приведенные выше приемы кажутся на первый взгляд очень простыми и естественными. Однако в большинстве случаев взрослые ведут себя по отношению к страдающе му ребенку именно так, как не надо себя вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упоми наний о постигшем ребенка горе, а на самом деле предлагают ему самому справляться с горем, самому вырабаты вать способы поведения и защиты и искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой зада чей. Помочь ребенку, поддержать его в столь трудной ситуации должны уметь в первую очередь те взрослые, которые живут рядом с ребенком, встречают его каждый день в школе или в детском саду.