2. ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПЕРЕЖИТЬ ГОРЕ

 

Учитель часто оказывается беспомощным, когда стал­ кивается с необходимостью помочь ребенку пережить горе. Между тем школа и учитель могут сыграть решающую роль в помощи этим детям: ведь школа составляет огромную часть их повседневной жизни. После любой трагедии при­ вычные ежедневные обязанности могут оказать поддерж­ ку, создать ощущение комфорта и безопасности, а иногда и принести облегчение. Обстановка в школе резко отлича­ ется от тягостной домашней атмосферы. Обычно рекомендуют, чтобы дети возвращались в школу по возможности быстрее после похорон. Между тем все это очень индивидуально. Ребенок часто боится оставить родителя одного, ему кажется, что отец или мать умрут, оставшись дома в одиночестве. В этом случае це­лесообразно пойти ребенку навстречу, разрешить ему в течение какого-то времени побыть дома, чтобы он успо­ коился и убедился, что родитель умирать не собирается.

Возвращение в школу может быть трудным. Встреча с учителями и товарищами требует известного мужества. Пережившие горе люди знают, как порой болезненно вос­ принимаются любые слова даже добрых знакомых. Меж­ ду тем дети, не очень-то чуткие в обычное время, ведут себя гораздо более естественно и доброжелательно по отношению к своему страдающему товарищу, чем взрос­лые по отношению к его родителю. Тем не менее учителя должны следить за тем, чтобы ребенка не дразнили и не задирали. Когда ребенок придет в школу, учитель дол­жен сказать ему, что он знает о его горе, чтобы тот не чувствовал равнодушия со стороны учителя. В школе дол- ^^;но быть подходящее место, куда ребенок мог бы при ^^^Чеобходимости прийти, если ему хочется побыть одному или поплакать. Иногда кто-нибудь из старших детей мо­ жет быть назначен «опекуном» такого ребенка; возмож­ но, это будет кто-то, имеющий аналогичный опыт и спо­ собный при необходимости поддержать ребенка. Родите­ ли и вся семья также требуют поддержки. Учитель должен знать, что именно и в каком объеме они сказали ребенку об утрате.

Поглощенный собственными переживаниями родитель часто теряет контакт с ребенком, и учителя обычно оказываются первыми, кто замечает симптомы неблагополу­ чия. Задача учителя - не ждать, когда произойдет траге­ дия, а поговорить с ребенком о смерти, когда представится такая возможность. Обычно это не разрешается, считает­ ся, что подобный вопрос не «школьный». Да и сами учи­ теля часто считают, что детей надо ограждать от подоб­ ных мыслей. Однако педагог должен уметь помочь своим воспитанникам, переживающим такую трагедию, как по­ теря кого-то из близких.

Даже с учащимися начальной школы нужно говорить о таких «запретных» вещах, как воровство, ложь, болезнь, больница, смерть. Этим учитель показывает детям, что с ними можно говорить о чем угодно. Если же учитель из- _^ ш бегает подобных тем, то ребенок, с которым случилас.беда и который хочет задать вопросы, поделиться свои­ми переживаниями, не видит никого, к кому он мог бы обратиться.

К моменту, когда ребенок заканчивает начальную шко лу, он должен иметь понятие о смерти как о части жизни. У учителей есть много возможностей подать проблему смерти именно таким образом. Возможно, наиболее про­стым и очевидным примером может служить смена времен года.

В одной школе учитель воспользовался смертью любимого всеми детьми кролика. Один из учителей хотел убрать кролика ночью, но другой настоял на том, что дети должны его видеть, положить в коробку и похоронить - очень просто, без всяких церемоний, во время перемены. Они выбрали место под деревом, дети принесли растения и посадили их на его могиле. Учитель предложил им сделать книгу о своем кролике: вклеить туда фотографии, рисунки, истории о кролике. Они спокойно и без лишних эмоций сделали очень красивую книгу о кролике; урок был усвоен, память будет жить, а разговоры о печальном событии помогут смириться с утратой.

Рекомендации для учителей начальных классов

Необходимо с особым вниманием относиться к труд­ ным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посове­ товать приготовить поздравление для бабушки. Конеч­ но, невозможно заранее учесть все возможные случайно­ сти. Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страда­ющему ребенку пережить трудный для него период с ми­ нимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной по 7 ^лщ мощи. Здесь требуется специализированная индивидуальз^^ 5** ная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, £ часто полезной оказывается и семейная терапия.

Приведенные выше приемы кажутся на первый взгляд очень простыми и естественными. Однако в большинстве случаев взрослые ведут себя по отношению к страдающе­ му ребенку именно так, как не надо себя вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упоми­ наний о постигшем ребенка горе, а на самом деле предла­гают ему самому справляться с горем, самому вырабаты­ вать способы поведения и защиты и искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой зада­ чей. Помочь ребенку, поддержать его в столь трудной ситуации должны уметь в первую очередь те взрослые, которые живут рядом с ребенком, встречают его каждый день в школе или в детском саду.