ГЛАВА 4

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НЕКОТОРЫХ ТИПИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

Преодоление недостатков личностного развития, поведения де­ тей обусловлено тремя основными факторами:

первый — профилактическая работа, предполагающая как мож­ но более раннее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей;

второй — проникновение педагогического анализа за пределы поверхностного объяснения поступков, выявление подлинных при­ чин, дифференцированный подход к их устранению;

третий — не использование отдельной изолированной коррек- ционной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребенка.

Коррекции подлежат не только недостатки развития личности ребенка, отклонения в его поведении, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребен­ ком и его социальным окружением. Эффективное построение та­ кой системы возможно в результате совместных усилий как само­ го ребенка, так и родителей, воспитателей, учителей.

В зависимости от выявленных трудностей в личностном разви­ тии ребенка выбирается тактика коррекционно-развивающей ра­ боты.

Гиперактивное поведение

При коррекции гиперактивного поведения ребенка взрослые должны придерживаться определенной тактики коррекционных и воспитательных воздействий, собственного поведения:

Не следует сдерживать физическую подвижность такого ребен­ ка, ибо это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность необходимо направлять и организо­ вывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнение какого-то поручения. Главное — подчинить действия гиперактив­ ного ребенка цели и приучить достигать ее. Здесь эффективны под-вижные игры с правилами, спортивные занятия. Хороши также игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональ­ных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить ребенка. Поскольку для детей с гиперактивным поведе­ нием характерны некоторые нарушения внимания и самоконтро­ ля, особую значимость приобретают игры, направленные на раз­ витие этих функций*.

Демонстративное поведение. Капризы

Демонстративное поведение и капризы ребенка надо пытаться предупреждать. В одних случаях лучше отвлечь ребенка, переклю­чить его внимание, в других — целесообразнее оставить его одно­ го без «зрителей». Младших школьников можно побуждать выра­ жать свои чувства словами. Изредка целесообразна тактика «раз­ решающего поведения»: ребенку позволяют «исполнить» каприз, демонстративный поступок полностью, до конца, более того, можно присоединить к выходке весь класс или всю группу. Видя, что на этот раз подобное поведение не осуждается и разрешено другим детям, ребенок прекращает каприз. Однако ни в коем слу­ чае нельзя позволять ребенку добиваться своего с помощью де­ монстративных форм поведения и капризов**.

Важным для преодоления демонстративного поведения и кап­ ризов является исправление и изменение отношений ребенка с окружающими. В случаях демонстративного поведения усилия взрослого направлены не только на создание у всех детей в группе (классе) и у конкретного ребенка правильного отношения к этой выходке, но и в первую очередь на то, чтобы задать правильное направление стремлению ребенка занять определенное место в коллективе. Для младшего школьника это могут быть хорошая ус­ певаемость, полезные для класса дела, аккуратный внешний вид, хорошее состояние учебных пособий.

Агрессивное поведение

В преодолении детской агрессивности тактика поведения взрос­ лых должны быть следующей. Важно пытаться сдерживать агрес­ сивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить ребенка словом, отвлечь игрушкой или каким- нибудь занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если агрессию предотвра­ тить не удалось, то взрослый должен коротко и однозначно выразить свое недовольство. Например, допустивший агрессивную вы­ ходку ребенок подвергается суровому осуждению, лишается на время внимания взрослого, любимых игр, развлечений, занятий. Полезно также каждый раз предлагать ребенку устранить учинен­ ный им разгром. Уборка — не наказание за содеянное. В доводах взрослых ребенок должен уловить прежде всего уверенность в том, что он большой и уже вполне ответствен за свои поступки.

Несколько труднее предотвратить вербальную агрессию. Если обидные слова адресованы взрослому, то целесообразно просто проигнорировать их, но при этом попытаться понять какие чув­ ства и переживания ребенка стоят за ними. Возможно, ребенок хочет продемонстрировать превосходство над взрослым, а может быть, не знает иного способа выражения своих чувств. Иногда целесообразно превратить оскорбления в комическую перепалку.

Конечная цель преодоления агрессивного поведения ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы привле­ чения внимания и проявления силы; есть иные, гораздо более приятные ответные реакции сверстников и взрослых.

Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения детей можно использовать рисование, музыку, танцы, подвиж­ ные игры, конструирование, лепку. В результате совместной дея­ тельности агрессивные действия перестают быть единственно до­ ступным (и при этом малоэффективным) способом общения ре­ бенка с миром и людьми. Таким детям очень важно пережить удо­ вольствие от демонстрации одобряемого поведения перед благо­ желательной аудиторией. Важно также давать ребенку с агрессив­ ным поведением возможность реализовать свои лидерские наклон­ ности, но только не через агрессивные действия. Можно поручить такому ребенку ответственное дело: подготовить помещение к за­ нятиям, полить цветы и т. д. При этом необходимо давать положи­тельную оценку его действиям. Наказывать же ребенка с агрессив­ ным поведением можно только тогда, когда у взрослого сложи­ лись с ним доверительные отношения.

Инфантильное поведение

Предупредить инфантильное поведение можно, если своевре­ менно выработать у ребенка навыки произвольного поведения, произвольной регуляции своих действий, поступков; если после­ довательно формировать положительную социальную активность, самостоятельность и ответственность.

Конформное поведение

Нежелательные проявления конформного поведения нужно и можно преодолевать систематически развивая и поощряя сознательно-аргументированную убежденность ребенка в правильности или ошибочности своих поступков, оценок, интересов и предпочтений.

Следует выделить общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с детьми, имеющими те или иные недостатки в поведении.

 

Рекомендуемая литература

Асмолов А.Г. Знаем ли мы себя?: Неосознаваемые механизмы регуля­ции поведения. — М., 1989.

Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. — М., 1984.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Люди, которые играют в игры. — СПб., 1996.

Блонский П.П. О наказании // На путях к новой школе. — 1924. — № 1.

Божович Л.И. Проблема формирования личности // Избр. психол. тру­ды. - М., 1995.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. — М., 1990.

Воропаева И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьни­ков. — М, 1993.

Волкова Н.А. Динамика ценностной ориентации в структуре личност­ных характеристик у школьников. — Л., 1983.

Выготский Л. С. История развития высших психических функций. — М., 1983.

Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. — М., 1998.

Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей // Особый ребенок: Исследование и опыт помощи. — М., 1998. — Вып. 1.

Запорожец А.В. Избр. психолог, труды.: В 2 т. — М., 1986.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М, 1997.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. — М., 1994.

Кевля Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка. — М, 1999.

Кошелева А.Д., Алексеева Л. С. Диагностика и коррекция гиперактивно­ сти ребенка. — М., 1997.

Кривцова С.С. Тренинг: Учитель и проблемы дисциплины. — М., 1997.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 1999.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1994.

Лурия А.Р., Выготский Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М., 1993.

Мухина B . C . Возрастная психология. — М., 1998.

Обучение в коррекционных классах / Под ред. Г.Ф.Кумариной. — М., 1991.

ОсиповаА.А. Общая психокоррекция. — М., 1999.

Рубинштейн С.Л. Общая психология.: В 2 т. — М., 1986.

Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. — М., 1998.

Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Условия становления произвольного пове­ дения в раннем и дошкольном детстве. — Магадан, 1993.

Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. — М., 1981. — Т. 3.

Юферова Т.И. Роль самооценки в регуляции поведения младшего школь­ ника. — М., 1977.