Дидактический материал для II этапа работы

Работа по развитию кинестетических ощущений.

Виды упражнений:

1. Упражнения по определению положения губ.

Умение кинестетически ощущать положение губ отрабатывается первоначально на звуках иу, поскольку различие в положении губ при произношении этих звуков ярко выражено. Рекомендуемые упражнения:

1. Произвести звук и перед зеркалом и сказать, в каком положении
находятся губы при произнесении данного звука. При затруднениях в ответе
логопед может задать дополнительный наводящий вопрос: "Скажи, при
произнесении звука и губы растянуты в улыбке или вытянуты трубочкой
вперед?"

4. После самостоятельного произнесения звука и определить, в каком
положении находились губы (без использования зеркала).

 

Подобным же образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении гласных звуков и —а, у — о, согласных м (губы сомкнуты), я (губы раскрыты) и др.

 

2. Упражнения по определению положения языка, (поднят или опущен, узкий или широкий)

3.Упражнения по развитию статики артикуляционных движений.

Эти движения направлены на развитие статики:

вернуть в исходное состояние, движение «слизывания» кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.

8. Подъязычко-язычной, челюстно-подязычной, подбородочно-язычной и двубррюшной мышц: беззвучно на выдохе длительно тянуть звук «и», беззвучно произносить звук «и», одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение является своеобразным массажем при паретичном состоянии боковых краев языка). Открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживать под счёт от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние, открыть рот, положить кончик языка за нижнюю губу, зафиксировать, удерживать под счёт от 1 до 5-7, движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы.

9. Продольных нижних мышц: придать языку положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, выгнуть среднюю часть спинки языка, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счёт от 1 до 5-7, вернуть в исходное положение.

10.Подбородочно-язычной мышцы: подуть на кончик языка, высунутого из ротовой полости, высунуть и несколько опустить кончик языка, поднести к нему пузырёк до образования гудущего звука.

4.Упражнения по развитию динамической координации артикуляционного движения в процессе выполнения последовательно организованных движений.

9. Высунуть язык вперёд, одновременно поднимая его кончик вверх.

10. Высунуть язык вперёд, одновременно опуская его кончик вниз.

11 .Высунуть язык, одновременно вытянуть губы вперед «трубочкой». 12.Совершить одновременно движение нижней челюстью и высунытым языком вправо, затем влево.