Дидактический материал для III этапа работы
Упражнения по развитию праксиса мимической мускулатуры
Упражнения по формированию произвольных дифференцированных мимических движений должны предшествовать артикуляционной гимнастике и включаться в структуру логопедического занятия. Лучше эти упражнения проводить в игровой форме.
Полезно начинать эту работу с рассматривания различных иллюстраций, на которых отчетливо видна мимика лица. В беседе выясняется, какое настроение у этого человека. Как вы догадались об этом? Формируем при этом определённые мимические позы:
- Удивление - брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт,
губы слегка вытянуты вперед.- Печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты.
- Ужас — брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт.
- Радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены.
- Сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы
рта опущены.- Подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены.
Сначала дети по заданию логопеда находят соответствующие картинки, рассматривают их, затем, сидя перед зеркалом, придают своему лицу то или иное выражение лица. Логопед помогает как пассивными движениями, так и словесными инструкциями.
Развитие мимических мышц интереснее проводить, создавая определенные ситуации: "Мы удивились", "Мы огорчились", "Горький лук", "Мы веселимся", "Разбилась кукла", "Мама пришла" и т. д. Эти ситуации готовятся с детьми постепенно: тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем движения мышц объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование. Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение используются инсценировки, игры-драматизации, разыгрываются этюды.
Для развития произвольной мимической моторики детям предлагаются следующие упражнения:
- для мышц лба: нахмурить брови, поднять брови вверх, нахмурить лоб
- для мышц глаз: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз, посмотреть вниз, следить глазами за двигающимся по кругу предметом.
Нужно совершенствовать и символический праксис: уметь выполнять
"свист" , поцелуй", "улыбку", "оскал", "плевок", "цоканье", для мышц щёк: надуть попеременно щёки, надуть одновременно щёки, втянуть щёки при закрытом рте, имитировать полоскание рта.
Артикуляционная гимнастика губ
Артикуляционная гимнастика языка