ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Речь представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей посредством языка. Она играет исключительно большую роль в жизни человека. Являясь главной формой общения, обеспечивая сохранение и передачу опыта и знаний, добытых предыдущими поколениями, речь вместе с тем - необходимая основа человеческого мышления, его орудие, средство организации и контроля психической и практической деятельности, а также выражения эмоций.

Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Актуальность нашей темы подтверждается в исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой форме дизартрии (Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Е. Ф. Соботович и др.). В работах этих ученых отмечается, что фонетико-фонематические нарушения при стертой форме дизартрии являются распространенными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие звукопроизношения и других сторон речи, во многом снижают готовность детей к школьному обучению, делая его малоэффективным. P.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова утверждают, что нарушения речевой моторики и звукопроизношения оказывают отрицательное влияние не только на развитие речи. Не достаточно четкое произношение, а как следствие и восприятие слов, имеющих сходное звучание, приводит к тому, что ребенок не замечает различий между этими словами и не усваивает значения каждого из них.