А

Абазия — неспособность ходить.

Абилитация — система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.

Абсанс — кратковременное отключение сознания (наблюдается при эпилепсии).

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — мысленное вычленение того или иного свойства конкретного предмета или явления и отвлечение от остальных его свойств. А. совершается уже в процессе восприятия применительно к чувственным свойствам предметов (напр., выделение формы и отвлечение от цвета или наоборот). Более высокая форма абстракции, неразрывно связанная с первой, — вычленение все более существенных свойств объектов познания, выявление его природы. Именно эту форму А. имеют в виду, когда говорят об отвлеченных, абстрактных понятиях.

Своеобразие А. у аномальных детей, по сравне­нию с нормальными, наиболее заметно в младшем возрасте, а затем оно постепенно сглаживается в процессе их компенсаторного развития, направляемого специальной педагогической работой. При этом успешнее А. формируется у детей с нарушениями деятельности органов чувств (у детей с недостатками зрения, слуха). Наибольшие трудности в абстрагировании испытывают умственно отсталые дети.

Абулия (греч. abulia — нерешительность) — психопатологический симптом, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли. В зависимости от причины А. может быть кратковременной или же периодически возвращающимся длительным болезненным состоянием, а также началом психического заболевания. Поэтому следует обратить особое внимание на необъяснимо возникшую у ребенка безучастность, бездеятельность, рассеянность, отсутствие интереса к окружающему. Нерезко выраженная А. иногда наблюдается и при некоторых пограничных состояниях, психоневрозах. А. не следует смешивать со слабоволием, являющимся следствием недостатков воспитания.

Автоматизация звука — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, который следует за постановкой звука. С точки зрения высшей нервной деятельности А. з. есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи — речевого звука — в более сложные последовательные речевые структуры: слова и фразы и в самостоятельную речь. Основа образования навыка правильного произношения достигается применением специальных упражнений.

Автоматизм действий — выполнение отдельных действий, входящих в состав более сложной деятельности, без произвольной, сознательной их регуляции. Физиологической основой А. являются как безусловные рефлексы, так и условные (динамические стереотипы). А.д. лежит в основе образования навыков и привычек. В процессе обучения и воспитания аномальных детей применяются специальные упражнения, направленные на автоматизацию отдельных действий. Они необходимы, например, при коррекции дефектов звукопроизношения у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи и при обучении слепых письму по Брайлю.

Автоматизм оральный — усиление сосательных рефлексов, свойственных раннему детскому возрасту. А. о. вызывается постукиванием у угла рта, по подбородку, по спинке носа, прикосновением к губам и др. способами.

Автоматизм речедвигательный — кинетический автоматизм в пределах речедвигательного аппарата: вынужденные движения языка, глотки — без речи или непроизвольный речевой акт.

Аггравация (от лат. aggravatio — отягощение, утя­желение) — преувеличение больным симптомов болезни. С явлением А. чаще приходится встречаться в судебно-психиатрической экспертизе. А. у детей не всегда носит осознанный характер. Наблюдается при расстройствах слуха (преувеличивается степень понижения слуха), при истерии иногда проявляется в заикании; у олигофренов — в психической недостаточности; у детей с органическим нарушением ц.н.с. — в нарушении внимания, памяти, счета и др. А. определяется путем клинического обследования, педагогического наблюдения за ребенком, а также и дополнительными лабораторными исследованиями. В процессе правильного воспитания А. у детей может быть снята или уменьшена. У детей-олигофренов преодоление явлений А. требует большого труда и времени.

Агейзия — потеря вкусового ощущения. Может распространяться на все виды вкусовых ощущений или на некоторые из них. Расстройство вкуса, определяемое в передних двух третях языка, указывает на поражение волокон тройничного нерва; расстройство вкуса, определяемое в задней трети языка, говорит о поражении языкоглоточного нерва.

Аглоссия (от греч. а — отрицат. частица и лат. glossa — язык) — отсутствие языка. А. — очень редкая врожденная аномалия. Отсутствие языка, естественно, обусловливает резкое нарушение произношения, однако относительная внятность речи может быть сохранена за счет компенсаторного участия других органов артикуляции. Например, при произнесении переднеязычных звуков [д], [т], [н] кончик языка заменяется нижней губой, втягиваемой под верхние зубы.

Агнатия — врожденное отсутствие нижней челюсти.

Агнозия (от греч. а — отрицат. частица и лат. gnosis — познание) — нарушение процессов узнавания, наступающее нередко при поражении высших отделов коры головного мозга. Наблюдается зрительная, слуховая, тактильная и др. виды А. Так, зрительная А. возникает при поражении затылочных отделов коры головного мозга. А. проявляется в том, что человек, не теряя остроты зрения, при сохранении элементарной чувствительности и сознания оказывается не в состоянии узнать предмет при зрительном восприятии или осмыслить картину в целом, а воспринимает лишь их фрагменты (зрительная А.).

Слуховая (акустическая) А. возникает при поражении височных отделов головного мозга, выражается в потере способности узнавать предметы по характерным для них звукам: часы по тиканью, колокол по звону, собаку по лаю и т. д. Слух при этом может быть сохранен или ослаблен настолько незначительно, что это не объясняет возникновение А. Понимание речи при слуховой А. также нарушено. При тактильной А. больной с закрытыми глазами не может узнать на ощупь знакомый предмет, несмотря на сохранение чувствительности. Открыв глаза, он тотчас же узнает предмет. Такая форма А. обнаруживается при поражении теменной области мозга.

Агностические расстройства в комплексе с другими симптомами имеют большое значение для определения местонахождения очага болезни. Лечение основного заболевания и специальные приемы обучения могут компенсировать дефекты восприятия при А.

Агорафобия — навязчивая боязнь площадей.

Аграмматизм (от греч. agrammatos — нечленораздельный) — ошибки в грамматическом оформлении активной речи (экспрессивный А.) и в понимании значения грамматических конструкций (имлрессивный А.). А. — общее нарушение грамматического строя речи; степень и формы недоразвития или нарушения взаимосвязанных звеньев, грамматического строя речи зависят от причин, вызвавших его. У детей А. как проявление недоразвития грамматического строя речи в разных формах наблюдается при алалиях (см.); у взрослых — как нарушение сформированного грамматического строя речи при афазиях (см.). Педагогическая работа по преодолению А. строится с учетом причин, вызвавших его, и осуществляется как одна из сторон работы по восстановлению нарушенных речевых систем и общего развития речи.

Аграфия (от греч. а — отрицат. частица и лат. grapho — пишу) — невозможность письма или потеря этого навыка вследствие патологического нарушения психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности. Заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова при сохранности интеллекта и отсутствии расстройства координации движений руки или кисти. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины в доминантном полушарии.

Агрессивное поведение — враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущер ба другому человеку. Возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребностей. У маленьких детей А.п. носит неосознанный характер, поскольку у них еще недостаточно развита произвольная регуляция собственных действий. По мере социальной адаптации ребенок осваивает общественно приемлемые способы разрешения конфликтов и удовлетворения потребностей. Склонность к А.п. свидетельствует о недостатках воспитания, в ряде случаев является симптомом психических расстройств.

Агрипния — бессонница.

Адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — морфофизиологическое приспособление организмов к конкретным условиям существования. Способностью к адаптации обладает как организм в целом, так и отдельные органы; напр., А. глаза — приспособление глаза к различным условиям освещения, А. слуха — изменение восприятия звуковых раз­дражителей во время или после действия звука какой-либо постоянной интенсивности. В А. принимают участие центральные и периферические механизмы нервной системы.

При некоторых формах поражений слуха и зрения А. нарушается.

Адаптация профессиональная — процесс социально го, профессионального психофизиологического приспособления к новым условиям трудовой деятельности, внутриколлективным отношениям и т. д.

Адаптация социальная (от лат. adapto — приспособляю и socium — общество) — активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. А.с. детей с ограниченными возможностями здоровья затруднена из-за психофизиологических отклонений в развитии. Этим обусловлено значение коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии.

Аденоиды, аденоидные разращения (от греч. aden — железа, eidos — вид) — патологическое разрастание носоглоточной миндалины, находящейся в своде носоглотки.

А. чаще всего наблюдаются у детей 4—8 лет, не редко они вызывают патологические изменения верх­них дыхательных путей и органа слуха. Основной симптом А. — затруднение носового дыхания. У детей, страдающих А., рот почти всегда открыт, очень часто развивается хронический насморк. При боль­ших А. изменяются голос и речь (гнусавость).

Лечение А. — хирургическое. Показанием к опе рации служит не столько величина А., сколько вызванные ими нарушения в организме (резко выраженное нарушение ротового дыхания, заболевание ушей, понижение слуха, хронический ринит).

Адинамия (от греч. а — отрицат. частица и dynamos — сила) — чрезмерная слабость, понижение умственной деятельности, неподвижное положение в постели, болезненная апатия. А. общая наблюдается при тяжелых инфекциях, интоксикациях и голодании. А. отдельных органов может наступать в результате нервного торможения и влияния разнообразных факторов, действующих депрессивно на органы.

А. у детей может возникнуть после черепно-мозговой травмы, а также после инфекционных заболеваний.

Азбука для слепых — рельефно-точечный шрифт по системе Брайля, принятый для письма и чтения слепых. (Брайль Луи (1809—1852) — французский тифлопедагог, изобретатель азбуки для слепых (1829). В трехлетнем возрасте потерял зрение. Получил образование в Парижском национальном институте слепых, по окончании которого (1827) был оставлен при нем в качестве преподавателя.) Основой для построения азбуки в шрифте Брайля служит шеститочие. Все буквы этого шрифта отличаются друг от друга количеством и расположением входящих в них точек.

Для обучения чтению и письму по системе Брай ля применяется в качестве учебного пособия рассыпная рельефная азбука. Пособие имеет вид плоского ящика внутри, в верхней части разделенного слева направо на узкие, длинные (по ширине ящика) прямоугольные строчки. Эта часть ящика представляет собой наборное полотно для раскладки букв рассыпной азбуки и составления из них слогов, слов и коротких предложений.

Нижняя часть ящика представляет собой «кассу». Она разделяется на клетки по числу букв алфавита, в каждую из которых помещается несколько экземпляров пластинок с определенной буквой.

Буквы рассыпной азбуки изображаются рельеф­ными точками на небольших деревянных или пла­стмассовых пластинах прямоугольной формы. Вни­зу на каждой пластинке имеется зарубка, ориенти­ руясь на которую слепой ученик придает правильное положение буквам при их восприятии и раскладке. Работа с рассыпной азбукой развивает осязание, уточняет движения рук слепого, облегчает процесс звукобуквенного анализа и синтеза слов и тем са­мым подготавливает учащегося к успешному овла­дению чтением и письмом по системе Брайля.

Акалькулия (от греч. а— отрицание, calculatio — счет, вычисление) — нарушение способности счета при сохранности узнавания цифр и написания их под диктовку. А. возникает вследствие органичес­кого поражения ц.н.с. А. наблюдается при очаго­вых и диффузных корковых поражениях.

Акинезия, акинез (от греч. а — отрицание, kinesis — движение) — невозможность произвольных движе­ний вследствие параличей, неподвижности суста­вов или болей. Причиной А. могут быть и психо­генные факторы, например, при истерии. Лечение зависит от характера основного заболевания.

Акромегалия (от греч. acros — очень высокий и megalos — большой) — непропорциональный чрез­мерный рост конечностей (кисти, стопы) и других частей тела (костей лицевого черепа, губ, языка). А. обусловлена повышенной функцией передней доли гипофиза (тех его клеток, которые выделяют гормоны роста), опухолями, травмами, инфекция­ми головного мозга. При А. нарушается обмен ве­ществ. А. возникает в любом возрасте (чаще в 20— 25 лет). Характеризуется медленным прогрессиру­ющим течением.

Акроцефалия (от греч. acros и kephale — голова) — форма черепа и головы имеет вид башни («башен­ный череп»), лоб прямой или покатый вследствие неправильного роста головного мозга в высоту и неравномерного зарастания швов свода черепа.

Акроцианоз — синюшный цвет пальцев рук и ног.

Акселерация — ускорение роста и развития детей и подростков, а также наступление половой зрелости в более раннем возрасте.

Аксон — отросток нейрона, проводящий нервные импульсы к другим нейронам.

Активизация (от лат. activus ) — усиление деятель­ности, активности. В коррекционном воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями идет поиск средств активизации учебной и других видов деятельности.

Актуализация (от лат. aktualis — действительный, существующий) — перевод в действие, в состояние активности того, что имелось лишь потенциально. В психологии это восстановление в памяти удер­жанного ею ранее или сохраненного. А. образов, движений, мыслей, словесных высказываний, чувств осуществляется в процессах узнавания и воспроизведения.

Акустическая травма — повреждение слухового орга­ на, вызванное действием звуков большой силы и продолжительности. Острая А.т. может возникнуть даже при кратковременном воздействии чрезмерно сильных звуков. Хроническая А.т. возникает при длительном действии сильного шума, чаще всего в условиях некоторых производств, и ведет иногда к профессиональной тугоухости.

Акцентуация характера (от лат. accentus — ударе­ние) — чрезмерное усиление отдельных черт харак­ тера, представляющее крайние варианты нормы, гра­ничащие с патологией личности. Дети с А.х. нужда­ются в индивидуальном подходе в воспитании. Эффективны адекватные особенностям детей и под­ ростков формы индивидуальной и семейной терапии.

Алалия (от греч. а — отрицание и лат. lalia — речь) — отсутствие или недоразвитие речи вследствие орга­нического поражения речевых зон коры головного мозга (центр Брока, центр Вернике) во внутриутроб­ном или раннем периоде развития ребенка.

Амнезия (от греч. а — отрицание и лат. тпете — воспоминание) — нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение образовавшихся в про­ шлом представлений и понятий, обусловленное раз­ личными локальными поражениями головного мозга.

Амузия (от греч. а — отрицание, musikos — музыкаль­ ный) — утрата способности понимать или исполнять вокальную и инструментальную музыку, писать и читать ноты. А. вызывается локальным поражением коры головного мозга. А. необходимо отличать от нарушений психической деятельности в целом и от состояний, связанных с дефектами слуха.

Аналгезия (от греч. а — отрицание и algos — боль) — отсутствие болевой чувствительности.

Анализаторы — нервные механизмы, с помощью которых осуществляются восприятие и анализ раз­дражений из внешней и внутренней среды организ­ма. Каждый А. состоит из воспринимающего раз­дражения прибора-рецептора, проводящего пути и центрального отдела головного мозга. К А. относят­ся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоня­ния, осязания), а также специальные рецепторы, расположенные во внутренних органах и мышцах.

Анакузия — глухота вследствие поражения слухово­го нерва.

Анамнез (от греч. anamnesis — воспоминание) — совокупность сведений, сообщаемых больным или его родственниками. Такие сведения используются при установлении диагноза.

Анартрия (от греч. а — отрицание, arthron — сочле­нение) — тяжелая форма дизартрии (см.), когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.

Анестези— полная потеря чувствительности, на­ступающая в результате прекращения поступления импульсов от рецепторов на периферии тела к клет­кам коры головного мозга.

Анкетный метод — способ сбора данных, информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу. Анкета — вопросник, содержание и способ ответа на вопросы которого заранее планируются и преследуют достижение цели программы исследования. А.м. — сравнительно эко­ номичный метод сбора данных, хорошо поддающий­ся статистической обработке, используется в социо­логии, социальной психологии и педагогике.

Анозогнозия — отсутствие сознания своего дефекта (своей болезни).

Аномалия (от греч. anomalos — неправильный) — патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.

Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития. Лежащие в основе этих отклонений аномалии, или дефекты ( от лат. defectus — недостаток), могут быть врожденными или приобретенными. Аномальный характер психофизического развития ведет к значительному своеобразию в формировании личности ребенка.

Основные группы А. д.:

В настоящее время чаще употребляется термин «дети с ограниченными возможностями».

Анорексия — утрата аппетита.

Аносмия — отсутствие обоняния.

Антиципация — способность предвидеть проявление результатов действия, «опережающее отражение», например преждевременная запись букв, входящих в конечные слоги слова.

Антропометрия (от греч. anthropos — человек и metreo — измеряю) — метод изучения размеров и формы человеческого тела и его частей, применяе­мый в антропологии и медицине.

Анурия — задержка мочи.

Апатия — состояние безразличия, равнодушия, по­давленности, отсутствие интересов.

Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — воспри­ятие) — зависимость восприятия от прошлого опы­та человека, запаса знаний и общего содержания его психической жизни, а также от его интересов, привычек, внимания и т. п.

А. — результат системной деятельности голов­ного мозга, в силу которой временные связи, обра­зовавшиеся в прошлом опыте человека, оказывают влияние на образование новых связей.

Умственно отсталые и глухие дети с трудом устанавливают связи между своим прежним опы­том и вновь получаемыми знаниями. Поэтому фор­мирование А. имеет исключительно большое значе­ние для обучения аномальных детей. А. способ­ствует более глубокому усвоению нового материала и возбуждению к нему активного отношения.

Апраксия (от греч. а — отрицание, praxis — дей­ствие) — нарушение произвольных целенаправлен­ных действий и движений, не обусловленное пара­личами и парезами, а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов. Больной с явлениями А. не может по заданию вы­полнять действия: поднять руку, застегнуть пуго­вицы и т. д. Характер А. зависит от преобладающе­го поражения различных областей коры головного мозга.

Артикуляционные фазы (от лат. articulare — члено­ раздельно произносить) — три части артикуляции звука: приступ (экскурсия), выдержка (средняя часть) и отступ (рекурсия).

Артикуляция — деятельность речевых органов (губ, языка, мягкого неба, небной занавески, голосовых связок и нижней челюсти), движения органов речи, нужные для произнесения данного звука и склады­вающиеся из приступа (экскурсии), средней части (выдержки) и отступа (рекурсии).

Асинергия (от греч. о — отрицание, sin — с, вместе и ergon — работа) — расстройство сложного двига­тельного акта в результате нарушения способности комбинировать отдельные элементы движений, вы­полняемые при всяком сложном движении, одно­временно в общее сложное движение; отсутствие содружественных движений. А. наблюдается при заболевании мозжечка.

Ассоциативные нервные пути— проводящие пути ц.н.с, соединяющие разные отделы коры в преде­лах одного полушария большого мозга.

Ассоциация (от лат. ad — при, socio — соединяю) — психологическая связь между отдельными психи­ческими процессами и явлениями (представления­ми, образами, понятиями, мыслями, чувствами), характеризующаяся тем, что возникновение одного из них служит стимулом для возникновения дру­ гого (других). Физиологической основой ассоциаций является временная нервная связь.

Астазия — неспособность стоять.

Астения (от греч. а — отрицание и sthenos — сила) — нервно-психическая слабость, возникающая вслед­ ствие инфекционных, соматических заболеваний или после черепно-мозговой травмы. В основе А. лежит слабость клеток коры головного мозга; вызванная нарушением их питания и внутриклеточного обме­на под влиянием токсических воздействий, а так­же крово- и ликвообращения.

Астереогнозия (от греч. а — отрицание, stereos — твердый и gnosis — знание) — расстройство стерео- гностического чувства, т. е. узнавания предметов на ощупь. Чистая А. является симптомом поражения коры головного мозга и относится к агнозиям (см.).

Асфиксия (от греч. а — отрицание и sphugnos — пульс) — удушье, возникающее у детей при рожде­нии в случае прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту.

Причины развития А. плода и новорожденного: 1) недостаток кислорода и избыток углекислоты в орга­ низме матери — при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, легких у беременной; 2) нарушение при­ тока крови к плоду — при частых длительных и судорожных сокращениях матки, при тугом обвитии шеи плода пуповиной; 3) нарушение функций ц.н.с. плода вследствие недостатка снабжения кислородом жиз­ненно важных центров в случаях длительного сто­ яния головки плода во входе в таз; 4) полная или ча­стичная непроходимость дыхательных путей плода вследствие патологических процессов.

Атаксия (от греч. а — отрицание, taxis — порядок) — расстройство координации движений. А. наблюда­ется при различных заболеваниях головного мозга, спинного мозга, мозжечка. При А. движения не­точные, негармоничные, неловкие, часто не дости­гают цели.

Атетоз (от греч. athetos — неустойчивый) — особый вид насильственных движений, относится к груп­пе гиперкинезов (см.). А. особенно выражен в паль­цах кистей рук, реже — ног (непроизвольные чер­веобразные сокращения).

Атония — резкое ослабление мышечного тонуса.

Атрезия (от греч. а — отрицание, tresis — отверстие) — отсутствие естественных отверстий орга­ низма вследствие неправильного эмбрионального раз­вития и заращения отверстий после травм и воспа­лительных процессов (рубцовые А.).

Атрофия (от греч. а — отрицание и trophe — пита­ние) — патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ в них; уменьшение объема того или иного органа вследствие нарушения его питания.

Аудиограмма (от лат. audio — слышу) — графичес­кое изображение данных исследования слуха с помощью прибора (аудиометра).

Аудиомегрия (от лат. audio — слышу и греч. — мера) — измерение остроты слуха с помощью аудиометра.

Аутизм (от греч. autos — сам) — болезненное состо­яние психики, характеризующееся сосредоточенно­стью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. При А. часто нарушает­ся ориентировка во времени, события настоящего смешиваются с прошедшими, реальное с фантасти­ческим (особенно у детей). А. проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздей­ствия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, од­нообразием. Прежде всего, это стремление к сохра­нению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т.д. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, аг­рессию либо самоагрессию.

В моторике характерны вычурность позы, дви­жений, мимики, ходьба на цыпочках. Движения часто неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированны, лишены детской пластичности, производят впечатление «деревянных», марионе­точных. Медлительность сочетается с импульсив­ностью.

Также своеобразны у детей речевые расстрой­ства. А. проявляется в уменьшении речевого кон­такта, иногда ребенок совсем перестает пользовать­ся речью (мутизм) и не реагирует на речь окружа­ющих (сурдомутизм). Часто страдает выраженность речи. Речь может быть бедной, содержащей набор коротких штампов, отдельных слов. Она может быть литературной, богатой неологизмами. Главная осо­бенность — автономность речи, неиспользование ее для диалога, общения и познания окружающего мира. Наиболее выпукло РДА — ранний детский аутизм — проявляется в возрасте 3—5 лет. Основ­ные проявления выраженных форм РДА получили название по имени автора, впервые выделившего их в самостоятельную клиническую единицу, — синдром Каннера.

Аутопогнозия — нарушение ориентировки по отно­шению к собственному телу.

Афазия (от греч. а — отрицание, phasis — речь) — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Основ­ные формы: акустико-гностическая (сенсорная) — нарушение фонематического восприятия; акустико-мнестическая — нарушение понимания логико-грам­матических конструкций; афферентная мотор­ная — кинестатическая оральная и артикулятор-ная апраксия; эфферентная моторная — нарушение кинетической основы серий речевых движений; ди­намическая — нарушение последовательной орга­низации высказывания, планирования высказыва­ния. Выделяют еще тотальную А., при которой больной не говорит и не понимает речь.

Афония (от греч. а — отрицание, phone — голос) — отсутствие голоса при сохранной шепотной речи. А. органическая наблюдается при острых и хронических заболеваниях гортани, воспалительных процессах, парезах гортанных мышц, опухолях, Рубцовых изменениях голосовых связок. А. функциональная наблюдается при истерии и других неврозах.

Аффект — сильное, бурно протекающее эмоциональ­ное переживание.

Аффективные нарушения — расстройства эмоционально-волевой сферы. А.н. проявляются как в форме повышенной возбудимости (раздражительность, гневливость), так и в виде снижения возбудимости (апатия, равнодушие, безразличие). А.н. могут возникать в связи с функциональными и органическими поражениями ц.н.с. А.н. у детей нередко возникают вследствие неправильного воспитания.