3

Задержка психического развития — нарушение нор­ мального темпа психического развития, проявляю­ щееся в замедленном темпе созревания эмоциональ­но-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточ­ности (умственные способности ребенка не соответствуют его возрасту). Различают ЗПР кон­ституционного происхождения (гармонический ин­фантилизм); ЗПР на основе психического и психо­физического инфантилизма, связанного с вредны­ми воздействиями на ц.н.с. в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка; ЗПР соматоген­ного происхождения; ЗПР психогенного происхож­дения. ЗПР следует отличать от олигофрении и пе­дагогической запущенности.

Заикание — нарушение темпо-ритмической органи­зации речи, обусловленное судорожным состояни­ем мышц речевого аппарата; расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции. По характеру судороги могут быть кло-ническими, тоническими, смешанными и локали­зоваться в разных отделах речевого аппарата (голо­совые, дыхательные, артикуляторные судороги).

Запредельное торможение, охранительное торможение — вид безусловного (врожденного) торможе­ния, возникающий в ответ на действие раздражителей большой интенсивности. З.т. развивается при опасности перенапряжения нервных клеток, пре­вышения их предела работоспособности. З.т. охра­няет нервные клетки от функционального перена­пряжения.

Запущенность педагогическая — устойчивые откло­ нения от нормы в нравственном сознании и пове­дении детей и подростков, обусловленные отрица­тельным влиянием среды и ошибками в воспита­нии.

Звукоусиливающая аппаратура — технические сред­ ства, предназначенные для усиления звука, исполь­зуются в работе со слабослышащими и глухими, имеющими остатки слуха. Различают следующие типы З.а.:

«Зеркальная речь» — употребление слов, произноси­
мых (читаемых) с конца (например при шизофре­
нии).

«Зеркальное» письмо» — расстройство письменной речи: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале, обусловленное недостаточностью разви­тия пространственных представлений. У нормаль­ных школьников, чаще левшей, зеркальное письмо иногда встречается на первоначальном этапе обуче­ ния письму и легко преодолевается. У детей с более выраженным, органически обусловленным наруше­нием пространственных представлений явления «зеркальности» в письме имеют более стойкий ха­рактер. Преодоление З.п. достигается путем специ­альных упражнений, направленных на различение букв, сходных по начертанию, и на развитие про­странственных представлений в целом.

«Зона ближайшего развития» — возможность ребен­ка с помощью взрослого или в сотрудничестве со взрослым путем подражания выполнить то, что он не может сделать самостоятельно, и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

Понятие «З.б.р.» введено в педагогику и психо­логию психологом Л. С. Выготским. Понятие «З.б.р.» учитывается и при обучении аномальных детей.

Зонды логопедические (от фр. sonde — щуп) — инст­рументы из нержавеющего металла, предназначен­ные для механического воздействия на язык при постановке дефектно-произносимых звуков.

В логопедии используются 3. л. различной фор­мы, имеющие каждый свое назначение.

Зрительный анализатор — сложная нервно-рецептор-ная система человека и животных, осуществляю­щая восприятие и анализ зрительных раздраже­ний. З.а. служит важнейшим источником форми­рования представлений о внешнем мире. З.а. включает в себя три отдела: периферический (глаз), проводниковый (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования) и центральный (зрительная зона коры головного мозга).