3
Задержка психического развития нарушение нор мального темпа психического развития, проявляю щееся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствуют его возрасту). Различают ЗПР конституционного происхождения (гармонический инфантилизм); ЗПР на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ц.н.с. в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения. ЗПР следует отличать от олигофрении и педагогической запущенности.
Заикание нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции. По характеру судороги могут быть кло-ническими, тоническими, смешанными и локализоваться в разных отделах речевого аппарата (голосовые, дыхательные, артикуляторные судороги).
Запредельное торможение, охранительное торможение вид безусловного (врожденного) торможения, возникающий в ответ на действие раздражителей большой интенсивности. З.т. развивается при опасности перенапряжения нервных клеток, превышения их предела работоспособности. З.т. охраняет нервные клетки от функционального перенапряжения.
Запущенность педагогическая устойчивые откло нения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.
Звукоусиливающая аппаратура технические сред ства, предназначенные для усиления звука, используются в работе со слабослышащими и глухими, имеющими остатки слуха. Различают следующие типы З.а.:
- портативный слуховой аппарат;
- стационарный слуховой аппарат индивидуаль ного пользования;
- З.а. коллективного пользования — микрофонный класс;
- индукционная петля;
- громкоговорящая усиливающая аппаратура.
«Зеркальная речь» употребление слов, произноси
мых (читаемых) с конца (например при шизофре
нии).«Зеркальное» письмо» расстройство письменной речи: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале, обусловленное недостаточностью развития пространственных представлений. У нормальных школьников, чаще левшей, зеркальное письмо иногда встречается на первоначальном этапе обуче ния письму и легко преодолевается. У детей с более выраженным, органически обусловленным нарушением пространственных представлений явления «зеркальности» в письме имеют более стойкий характер. Преодоление З.п. достигается путем специальных упражнений, направленных на различение букв, сходных по начертанию, и на развитие пространственных представлений в целом.
«Зона ближайшего развития» возможность ребенка с помощью взрослого или в сотрудничестве со взрослым путем подражания выполнить то, что он не может сделать самостоятельно, и таким образом подняться на более высокую ступень развития.
Понятие «З.б.р.» введено в педагогику и психологию психологом Л. С. Выготским. Понятие «З.б.р.» учитывается и при обучении аномальных детей.
Зонды логопедические (от фр. sonde — щуп) — инструменты из нержавеющего металла, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке дефектно-произносимых звуков.
В логопедии используются 3. л. различной формы, имеющие каждый свое назначение.
Зрительный анализатор сложная нервно-рецептор-ная система человека и животных, осуществляющая восприятие и анализ зрительных раздражений. З.а. служит важнейшим источником формирования представлений о внешнем мире. З.а. включает в себя три отдела: периферический (глаз), проводниковый (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования) и центральный (зрительная зона коры головного мозга).