Приложение 2
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
1. Общие положения
Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) создается для выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения соответствующего типа, консультирования родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с недостатками в развитии. Консультация является межведомственной, постоянно действующей.
Порядок и условия создания ПМПК определяются из расчета: одна консультация на 120 тыс. детей в возрасте до 18 лет.
Психолого-медико-педагогическая консультация является юридическим лицом имеет печать с изображением Государственного герба РФ, а также вывеску установленного образца.
2. Основные задачи
Основными задачами ПМПК являются:
- Проведение психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, трудоустройства.
- Осуществление учета и дифференцированного отбора детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении для направления их в специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения.
- Подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза для определения соответствующего типа учебно-воспитательного и лечебного учреждения и целесообразности пребывания в нем ребенка. »
- Консультативная помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам, врачам, работникам инспекций по делам несовершеннолетних по вопросам воспитания, обучения и лечения детей с легкими отклонениями в развитии, нарушением поведения, в том числе не подлежащих направлению в специальное учебно-воспитательное учреждение.
- Проведение разъяснительной работы среди населения, работников учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения о необходимости более полного выявления детей и подростков с отклонениями в развитии с целью оказания квалификационной психолого-медико-педагогической помощи.
- Создание банка данных о количестве детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и внесение в соответствующие органы предложений о рациональном развитии сети специальных учебно-воспитательных и лечебных учреждений.
- Направление детей и подростков в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного и динамического их изучения.
В своей работе консультанты ПМПК руководствуются принципами гуманного отношения к ребенку, всестороннего комплексного обследования его с учетом индивидуальных особенностей развития.
3. Состав и организация работы ПМПК
В состав ПМПК входят консультанты-специалисты: консультанты-психологи, консультанты-дефектологи (по логопедии, олигофренопедагогике и др.), консультанты-врачи (по психиатрии, невропатологии, отоларингологии и др.).
Для консультации могут привлекаться консультанты-специалисты на условиях почасовой оплаты труда.
Структура и штаты ПМПК определяются учредителями в зависимости от местных условий.
ПМПК осуществляет работу непосредственно в помещении консультации и в учебно-воспитательных учреждениях, расположенных в зоне ее действия.
ПМПК проводит свою работу в сотрудничестве с органами народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, инспекциями по делам несовершеннолетних, а также с общественными организациями данного региона (фондами, ассоциациями и др.).
Направление детей и подростков на консультацию осуществляется по инициативе учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также родителей (лиц, их заменяющих) при предъявлении следующих документов (обследование детей и подростков, направленных на консультацию по инициативе родителей, допускается и без документов):
- свидетельство о рождении ребенка;
- подробная выписка из истории развития (болезни) ребенка;
- подробная характеристика детей, воспитывающихся в детских учреждениях;
- тетради с работами по роднбму языку, математике, рисунки детей, обучающихся в школе.
Обследование детей и подростков осуществляется только в присутствии родителей (лиц, их заменяющих).
На основании данных обследования ребенка консультантами ПМПК дается заключение о характере отклонений в его развитии и принимается коллегиальное решение о форме организации коррекционного обучения, воспитания и лечения ребенка с учетом его психофизических возможностей и индивидуальных особенностей, при необходимости даются рекомендации по реабилитации, социальной адаптации, трудоустройству.
В тех случаях, когда окончательный диагноз может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы, ПМПК дает рекомендации об обучении ребенка в специальном учебно-воспитательном учреждении с диагностическим сроком (1 год), осуществляет наблюдение за динамикой его развития.
Списки обследованных детей и подростков с развернутым заключением ПМПК и рекомендациями направляются в соответствующие органы народного образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. для решения вопроса об оказании этим детям специализированной педагогической, медицинской, социальной помощи.
Родителям (лицам,, их заменяющим) выдается выписка из протокола ПМПК с соответствующими рекомендациями.
Заключение ПМПК носит рекомендательный характер и может быть основанием для направления детей и подростков в специальное учебно-воспитательное и лечебное учреждение при согласии родителей (лиц, их заменяющих).
В ПМПК ведется следующая документация: журнал учета детей и подростков, прошедших обследование в ПМПК; выписка из заключения ПМПК, заключение ПМПК (приложение к положениям 1—3).
Психолого-медико-педагогическая консультация должна быть обеспечена необходимым набором помещений, оборудованием и компьютерной техникой.
Приложение 1 к положению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ психолого-медико-педагогической консультации
Дата обследования ________ Регистрационный № _______
Общие сведения
- Фамилия, имя, отчество __________________________
- Дата рождения, возраст на момент обследования
- Кем направлен на обследование ____________________
- Цель обращения, жалобы _________________________
- Краткие сведения о семье ребенка и условиях воспитания
- Какая помощь была оказана ребенку ранее ___________
Результаты медицинского обследования
- Краткие анамнестические данные __________________
- Время и причины основного нарушения ____________
- Соматическое состояние _________________________
4. Неврологическое состояние, особенности моторики
Психическое состояние __________________________
- Заключение медико-генетической консультации (при необходимости)
- Заключение отоларинголога и сурдопедагога __________
- Заключение офтальмолога и тифлопедагога ___________
- Данные дополнительных обследований _______________
Результаты психологического обследования
- Восприятие (зрительное, слуховое, тактильное) _______
- Память __________________________________________
- Мышление ______________________________________
- Речь ____________________________________________
- Деятельность, внимание, работоспособность __________
- Эмоционально-волевая сфера, поведение, личность____
- Сведения об индивидуальных особенностях __________
Результаты педагогического обследования
Родной язык в семье ребенка _____________________________________________________________
Данные логопедического обследования ____________________________________________________
Знания и представления об окружающем мире.Ориентированность в пространстве и времени______
Обучаемость, способы выполнения заданий_________________________________________________
Отношение к учению____________________________________________________________________
Социальная и бытовая адаптация__________________________________________________________
- Знания и навыки по программному материалу дошкольного учреждения или школы:
а) по родному языку _____________________________________________________________________
б) по математике________________________________________________________________________
в) по другим предметам __________________________________________________________________
Общее заключение ПМПК
Особое мнение
Рекомендации педагогам
Рекомендации родителям или лицам, их заменяющим
Заведующий ПМПК ____________________________
Члены ПМПК _________________________________
Секретарь ____________________________________
ЖУРНАЛ учета детей, прошедших обследование на психолого-медико-педагогической консультации
Подписи всех членов ПМПК_______________________________________________
Приложение 3 к положению
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА психолого-медико-педагогической консультации
Адрес:___________________________Телефон:___________________
Дана _______________________________________________________в том, что был консультирован ___числа__________месяца ____ года
Заключение:_________________________________________________
Рекомендовано:______________________________________________
М. П. Заведующий ПМПК_____________________________________
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА заведующего психолого-медико-педагогической консультацией
Должностные обязанности. В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) планирует и организует ее работу, осуществляет подбор и расстановку кадров, организует повышение квалификации работников. Анализирует и обобщает результаты работы ПМПК, отвечает за правильность установленного диагноза и рекомендаций о специализированных формах лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Организует участие консультации в разработке и реализации планов психолого-медико-педагогического обследования типовых проектов и методик по выявлению детей и подростков, нуждающихся в специализированной педагогической и медицинской помощи. Организует оснащение консультации необходимым оборудованием и материалами. Совместно с учреждениями народного образования и здравоохранения организует профилактическую работу по предупреждению аномального развития детей, выполнению рекомендаций ПМПК о методах лечения, обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, их правовой защите. Организует повышение квалификации работников народного образования по проблемам психолого-медико-педагогических особенностей лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии.
Должен знать: Конвенцию Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном образовании, здравоохранении, социальном обеспечении РФ и постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по вопросам обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; специальные кор-рекционные средства лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков; новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и практики; основы научной организации труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Высшее образование (педагогическое с переподготовкой по специальности «Дефектология», или дефектологическое, или медицинское, или психологическое) и стаж консультационной работы не менее 5 лет.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА консультанта психолого-медико-педагогической консультации
Должностные обязанности. Проводит совместно с другими специалистами психолого-медико-педагогической консультации обследование детей и подростков по своей специальности с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза, отбора детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и подготовки рекомендаций о специализированных формах их лечения, обучения и воспитания. Анализирует ход лечения, обучения и воспитания детей и подростков в учреждениях народного образования, их состояние в процессе лечения, обучения и воспитания. Оказывает соответствующую консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогическим и медицинским работникам. Содействует правильной ориентации работников народного образования в проблемах психолого-медико-педагогических особенностей лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Оказывает по необходимости специализированную помощь детям и подросткам, имеющим отклонения в развитии. Участвует в осуществлении мер по педагогической, социальной и трудовой адаптации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, после завершения их лечения, обучения и воспитания в учреждениях народного образования.
Должен знать: Конвенцию Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном образовании, здравоохранении, социальном обеспечении РФ, постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по вопросам обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; специальные кор-рекционные средства лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков; новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и практики по вопросам своей специальности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Высшее образование (педагогическое с переподготовкой по специальности «Дефектология», или дефектологическое, или медицинское, или психологическое) и стаж работы по специальности не менее 10 лет.