ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 2

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

 

1. Общие положения

Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) создается для выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения соответствующего типа, консультирования родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с не­достатками в развитии. Консультация является межве­домственной, постоянно действующей.

Порядок и условия создания ПМПК определяются из расчета: одна консультация на 120 тыс. детей в возрасте до 18 лет.

Психолого-медико-педагогическая консультация является юридическим лицом имеет печать с изображением Государственного герба РФ, а также вывеску установленного образца.

 

2. Основные задачи

Основными задачами ПМПК являются:

В своей работе консультанты ПМПК руководству­ются принципами гуманного отношения к ребенку, всестороннего комплексного обследования его с учетом индивидуальных особенностей развития.

 

3. Состав и организация работы ПМПК

В состав ПМПК входят консультанты-специалисты: консультанты-психологи, консультанты-дефектологи (по логопедии, олигофренопедагогике и др.), консультан­ты-врачи (по психиатрии, невропатологии, отоларинго­логии и др.).

Для консультации могут привлекаться консультан­ты-специалисты на условиях почасовой оплаты труда.

Структура и штаты ПМПК определяются учредите­лями в зависимости от местных условий.

ПМПК осуществляет работу непосредственно в поме­щении консультации и в учебно-воспитательных уч­реждениях, расположенных в зоне ее действия.

ПМПК проводит свою работу в сотрудничестве с орга­нами народного образования, здравоохранения, соци­ального обеспечения, инспекциями по делам несовер­шеннолетних, а также с общественными организация­ми данного региона (фондами, ассоциациями и др.).

Направление детей и подростков на консультацию осуществляется по инициативе учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также родителей (лиц, их заменяющих) при предъяв­лении следующих документов (обследование детей и подростков, направленных на консультацию по инициативе родителей, допускается и без документов):

Обследование детей и подростков осуществляется только в присутствии родителей (лиц, их заменяющих).

На основании данных обследования ребенка консультантами ПМПК дается заключение о характере отклонений в его развитии и принимается коллегиальное решение о форме организации коррекционного обучения, воспитания и лечения ребенка с учетом его психофизических возможностей и индивидуальных особенностей, при необходимости даются рекомендации по реабилитации, социальной адаптации, трудоустройству.

В тех случаях, когда окончательный диагноз может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы, ПМПК дает рекомендации об обучении ребенка в специальном учебно-воспитательном учреж­дении с диагностическим сроком (1 год), осуществляет наблюдение за динамикой его развития.

Списки обследованных детей и подростков с развер­нутым заключением ПМПК и рекомендациями направ­ляются в соответствующие органы народного образова­ния, здравоохранения, социального обеспечения и др. для решения вопроса об оказании этим детям специа­лизированной педагогической, медицинской, социаль­ной помощи.

Родителям (лицам,, их заменяющим) выдается вы­писка из протокола ПМПК с соответствующими реко­мендациями.

Заключение ПМПК носит рекомендательный харак­тер и может быть основанием для направления детей и подростков в специальное учебно-воспитательное и ле­чебное учреждение при согласии родителей (лиц, их заменяющих).

В ПМПК ведется следующая документация: журнал учета детей и подростков, прошедших обследование в ПМПК; выписка из заключения ПМПК, заключение ПМПК (приложение к положениям 1—3).

Психолого-медико-педагогическая консультация дол­жна быть обеспечена необходимым набором помещений, оборудованием и компьютерной техникой.

 

Приложение 1 к положению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ психолого-медико-педагогической консультации

Дата обследования ________ Регистрационный № _______

Общие сведения

Результаты медицинского обследования

 

4. Неврологическое состояние, особенности моторики

Психическое состояние __________________________

Результаты психологического обследования

Результаты педагогического обследования

  1. Родной язык в семье ребенка _____________________________________________________________

  2. Данные логопедического обследования ____________________________________________________

  3. Знания и представления об окружающем мире.Ориентированность в пространстве и времени______

  4. Обучаемость, способы выполнения заданий_________________________________________________

  5. Отношение к учению____________________________________________________________________

  6. Социальная и бытовая адаптация__________________________________________________________

  7. Знания и навыки по программному материалу дошкольного учреждения или школы:

а) по родному языку _____________________________________________________________________

б) по математике________________________________________________________________________

в) по другим предметам __________________________________________________________________

Общее заключение ПМПК

Особое мнение

Рекомендации педагогам

Рекомендации родителям или лицам, их заменяющим

Заведующий ПМПК ____________________________

Члены ПМПК _________________________________

Секретарь ____________________________________


ЖУРНАЛ учета детей, прошедших обследование на психолого-медико-педагогической консультации

 

Подписи всех членов ПМПК_______________________________________________

Приложение 3 к положению

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА психолого-медико-педагогической консультации

Адрес:___________________________Телефон:___________________
Дана _______________________________________________________

в том, что был консультирован ___числа__________месяца ____ года

Заключение:_________________________________________________

Рекомендовано:______________________________________________

М. П. Заведующий ПМПК_____________________________________

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА заведующего психолого-медико-педагогической консультацией

Должностные обязанности. В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) плани­рует и организует ее работу, осуществляет подбор и расстанов­ку кадров, организует повышение квалификации работников. Анализирует и обобщает результаты работы ПМПК, отвечает за правильность установленного диагноза и рекомендаций о специализированных формах лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Органи­зует участие консультации в разработке и реализации планов психолого-медико-педагогического обследования типовых про­ектов и методик по выявлению детей и подростков, нуждаю­щихся в специализированной педагогической и медицинской помощи. Организует оснащение консультации необходимым обо­рудованием и материалами. Совместно с учреждениями народ­ного образования и здравоохранения организует профилакти­ческую работу по предупреждению аномального развития де­тей, выполнению рекомендаций ПМПК о методах лечения, обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в разви­тии, их правовой защите. Организует повышение квалифика­ции работников народного образования по проблемам психоло­го-медико-педагогических особенностей лечения, обучения и вос­питания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии.

Должен знать: Конвенцию Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном образовании, здравоохранении, социальном обеспечении РФ и постановле­ния, распоряжения, приказы, методические, нормативные ма­териалы по вопросам обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; специальные кор-рекционные средства лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы психоло­го-медико-педагогической диагностики детей и подростков; но­вейшие достижения отечественной и зарубежной науки и прак­тики; основы научной организации труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопо­жарной защиты.

Квалификационные требования. Высшее образование (педа­гогическое с переподготовкой по специальности «Дефектоло­гия», или дефектологическое, или медицинское, или психоло­гическое) и стаж консультационной работы не менее 5 лет.

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА консультанта психолого-медико-педагогической консультации

Должностные обязанности. Проводит совместно с другими специалистами психолого-медико-педагогической консультации обследование детей и подростков по своей специальности с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза, отбора детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и подготовки рекомендаций о специализированных формах их лечения, обучения и воспитания. Анализирует ход лечения, обучения и воспитания детей и подростков в учреж­дениях народного образования, их состояние в процессе лече­ния, обучения и воспитания. Оказывает соответствующую кон­сультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогическим и медицинским работникам. Содействует пра­вильной ориентации работников народного образования в про­блемах психолого-медико-педагогических особенностей лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклоне­ния в развитии. Оказывает по необходимости специализирован­ную помощь детям и подросткам, имеющим отклонения в развитии. Участвует в осуществлении мер по педагогической, социальной и трудовой адаптации детей и подростков, имею­щих отклонения в развитии, после завершения их лечения, обучения и воспитания в учреждениях народного образования.

Должен знать: Конвенцию Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном образовании, здравоохранении, социальном обеспечении РФ, постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по вопросам обучения, воспитания и лечения детей и под­ростков, имеющих отклонения в развитии; специальные кор-рекционные средства лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы психоло­го-медико-педагогической диагностики детей и подростков; новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и прак­тики по вопросам своей специальности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты.

Квалификационные требования. Высшее образование (педагогическое с переподготовкой по специальности «Дефектология», или дефектологическое, или медицинское, или психологическое) и стаж работы по специальности не менее 10 лет.