К
Каппацизм (каппа греч. назв. буквы к) в широком смысле К. обозначает дефекты произношения звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], в узком значении дефекты произношения [к], [к']. К. выражается в опускании звуков, замене их другими звуками [т], [д], [с]: «таша» вместо «каша», «дуси» вместо «гуси», «слеб», «клеб» вместо «хлеб».
Картавость (устар.) см. Ротацизм.
Каталепсия (от греч. katateinen — напрягать) — двигательное оцепенение, застывание в одной позе.
Катамнез (от греч. kata — после, mnemoinen — вспоминать) — совокупность сведений о больном после окончания лечения. Периодический сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни лиц, находившихся под специальным наблюдением.
Кататонический синдром (от греч. kata — после, mnemoinen — вспоминать) — синдром психического расстройства, проявляющийся в форме полной неподвижности с напряжением мускулатуры (оцепенение, ступор) или в форме двигательного и речевого возбуждения.
Кинестезии (от греч. kinema — движение, aisthesis — ощущение) — ощущение положения и движения частей собственного тела. Вызываются раздражением особых рецепторов — проприоцепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках и суставах.
Киношрифт лицевая азбука, наглядное пособие для обучения глухих чтению с губ. К. разработан русским сурдопедагогом И. А. Васильевым. К. создан по принципу применяемой в массовых школах разрезной азбуки, но вместо букв используются заснятые на кинопленку или видеокассету кадры с изображением нижней части лица в момент произнесения различных звуков речи.
Клоническая судорога (от греч. klonos — быстрое движение) — быстро следующие одно за другим кратковременные сокращения или расслабления мышц, в результате чего охваченная ими часть тела совершает множественные движения на одно раздражение. К.с. возникает вследствие раздражения тех или иных участков двигательной зоны коры головного мозга при органическом поражении ц.н.с, например, при эпилепсии, после энцефалита.
Книги для слепых книги, напечатанные рельефным шрифтом на перфокарточной бумаге или пластинке.
До 80-х годов XIX в. К.д.с. печатались матрицами, набранными обыкновенными литерами латинского или русского алфавита, на одной стороне бумаги. Чтение таких книг неудобно и требует много времени, издание дорого.
Первые книги рельефным шрифтом Брайля были напечатаны в России в 1885 г. К.д.с. печатаются в специальных типографиях и хранятся в специальных библиотеках. Большое распространение получили «говорящие К.д.с.» — записи текстов книг на магнитофонную пленку.
Кожный анализатор один из основных контактных анализаторов, осуществляющих восприятие, анализ и синтез раздражений, действующих на поверхность кожи и некоторых слизистых оболочек (полость носа, рта и т. д.).
Периферический отдел К.а. представлен опони-аниями (рецепторами) чувствительных нервов, участвующих в восприятии температурных, тактильных и болевых воздействий внешней среды.
К.а. играет большую роль в познании окружающего мира у аномальных детей. Развитие тактильных ощущений может компенсировать дефекты в работе зрительного и слухового анализаторов.
Кома бессознательное состояние, сопровождающееся выключением рефлекторной деятельности и расстройством жизненно важных функций.
Коммуникативная функция речи функция общения, характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Формирование К.ф.р. у различных категорий аномальных детей возможно лишь в условиях специального обучения.
Компенсаторные процессы совокупность реакций организма на повреждения, выражающиеся в возмещении нарушенных функций организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их частей. Компенсаторная перестройка включает в себя восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних.
Компенсация нарушенных функций (от лат. compensatio — возмещение, уравновешивание) — сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций.
Конвергенция (от лат. convergere — сходиться) — сведение зрительных осей глаз (при рассматривании близких предметов) за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу.
Конвульсия судороги.
Консонантный звук звук, относящийся к согласным, состоящий из согласных, основанный на согласных.
Константность восприятия (от лат. constans — постоянный, неизменный) — постоянство образа воспринимаемого предмета, сохраняемое несмотря на изменение физических условий, при которых воспринимается предмет (удаленность, освещенность, угол зрения). К.в. ярко проявляется в зрительных восприятиях величины, формы и цвета предметов.
У умственно-отсталых детей обнаруживаются не которые нарушения К.в. (по данным Э. С. Бейн).
Конституция человека (от лат. constitutlo — состояние) — комплекс наследственных и приобретенных свойств организма, определяющий особенности его реакций на воздействия внешней среды. Выделяют астенический, нормостенический и ги-перстенический конституциональные типы (по М. В. Черноруцкому).
Контаминация (от лат. contaminatio — смешение) — ошибочное воспроизведение слова, часто представляющее собой смешение элементов двух или более слов. К. часто отмечается в речи при афазии и алалии, у здоровых людей — в виде оговорок.
Концентрация нервных процессов (от лат. con — вме сте, centrum — центр, средоточие) — сосредоточение процессов возбуждения и торможения в пункте их первичного возникновения. Процесс, противоположный иррадиации. Согласно закону концентрации, одному из основных законов высшей нервной деятельности, возбуждение или торможение, возникшее в определенном участке больших полушарий и сначала иррадиировавшее, распространившееся по коре головного мозга, через некоторый промежуток времени возвращается в место своего возникновения.
К.н.п. может нарушаться при патологических состояниях нервной системы (при олигофрении, астенических состояниях и др.).
Коррекционная педагогика наука, изучающая сущ ность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.
На протяжении последних лет ряд понятий дефектологической науки является предметом научных дискуссий, в том числе «дефектология», «кор- рекционная педагогика», «специальная педагогика».
Коррекционно-воспитательная работа система спе циальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин употребляется с конца XIX века, первоначально лишь применительно к умственно отсталым детям; в современной отечественной дефектологии трактуется шире: К.-в.р. направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом, охватывает все категории аномальных детей и проводится совместно медиками и пе-дагогами-дефектологами.
Коррекция система педагогических и лечебных ме роприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.
Коэффициент интеллекта IQ (аббревиатура от англ. Intellegence quotient) количественный показатель уровня умственного развития. Представляет собой отношение умственного возраста (УВ) к паспортному, хронологическому (ХВ) соответственно формуле IQ =* УВ : ХВ х 100%. УВ вычисляется на основании результатов выполнения психологических тестов. Для каждого ХВ существует нормальный показатель решения тестовых задач; нормальному умственному развитию соответствует IQ = 100% (отклонения в пределах 10% считаются не выходящими за рамки нормы). Значительное превышение этого показателя (на 20% и более) расценивается как одаренность. Для умственной отсталости характерен низкий IQ :5075% для дебилов, 2550% для имбецилов, ниже 25% для идиотов. Точный диагноз и прогноз возможны только на основании более широкого комплексного обследования.
Кретинизм заболевание, характеризующееся задер жкой психического и физического развития в сочетании с нарушением функции щитовидной железы.