К

Каппацизм (каппа — греч. назв. буквы к) — в ши­роком смысле К. обозначает дефекты произноше­ния звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], в узком зна­чении — дефекты произношения [к], [к']. К. выра­жается в опускании звуков, замене их другими звуками [т], [д], [с]: «таша» вместо «каша», «дуси» вместо «гуси», «слеб», «клеб» вместо «хлеб».

Картавость (устар.) — см. Ротацизм.

Каталепсия (от греч. katateinen — напрягать) — двигательное оцепенение, застывание в одной позе.

Катамнез (от греч. kata — после, mnemoinen — вспо­минать) — совокупность сведений о больном после окончания лечения. Периодический сбор информа­ции о ходе обучения, трудовой жизни лиц, нахо­дившихся под специальным наблюдением.

Кататонический синдром (от греч. kata — после, mnemoinen — вспоминать) — синдром психическо­го расстройства, проявляющийся в форме полной неподвижности с напряжением мускулатуры (оце­пенение, ступор) или в форме двигательного и ре­чевого возбуждения.

Кинестезии (от греч. kinema — движение, aisthesis — ощущение) — ощущение положения и движения ча­стей собственного тела. Вызываются раздражением особых рецепторов — проприоцепторов, расположен­ных в мышцах, сухожилиях, связках и суставах.

Киношрифт — лицевая азбука, наглядное пособие для обучения глухих чтению с губ. К. разработан рус­ским сурдопедагогом И. А. Васильевым. К. создан по принципу применяемой в массовых школах раз­резной азбуки, но вместо букв используются засня­тые на кинопленку или видеокассету кадры с изоб­ражением нижней части лица в момент произнесе­ния различных звуков речи.

Клоническая судорога (от греч. klonos — быстрое движение) — быстро следующие одно за другим кратковременные сокращения или расслабления мышц, в результате чего охваченная ими часть тела совершает множественные движения на одно раз­дражение. К.с. возникает вследствие раздражения тех или иных участков двигательной зоны коры головного мозга при органическом поражении ц.н.с, например, при эпилепсии, после энцефалита.

Книги для слепых — книги, напечатанные рельеф­ным шрифтом на перфокарточной бумаге или пла­стинке.

До 80-х годов XIX в. К.д.с. печатались матри­цами, набранными обыкновенными литерами ла­тинского или русского алфавита, на одной стороне бумаги. Чтение таких книг неудобно и требует много времени, издание дорого.

Первые книги рельефным шрифтом Брайля были напечатаны в России в 1885 г. К.д.с. печатаются в специальных типографиях и хранятся в специаль­ных библиотеках. Большое распространение полу­чили «говорящие К.д.с.» — записи текстов книг на магнитофонную пленку.

Кожный анализатор — один из основных контакт­ных анализаторов, осуществляющих восприятие, анализ и синтез раздражений, действующих на по­верхность кожи и некоторых слизистых оболочек (полость носа, рта и т. д.).

Периферический отдел К.а. представлен опони-аниями (рецепторами) чувствительных нервов, уча­ствующих в восприятии температурных, тактиль­ных и болевых воздействий внешней среды.

К.а. играет большую роль в познании окружаю­щего мира у аномальных детей. Развитие тактиль­ных ощущений может компенсировать дефекты в работе зрительного и слухового анализаторов.

Кома — бессознательное состояние, сопровождающе­еся выключением рефлекторной деятельности и расстройством жизненно важных функций.

Коммуникативная функция речи — функция обще­ния, характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Формирование К.ф.р. у различных категорий аномальных детей возможно лишь в условиях специального обучения.

Компенсаторные процессы — совокупность реакций организма на повреждения, выражающиеся в воз­мещении нарушенных функций организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их частей. Компенсаторная перестрой­ка включает в себя восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних.

Компенсация нарушенных функций (от лат. compensatio — возмещение, уравновешивание) — сложный многообразный процесс перестройки функ­ций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций.

Конвергенция (от лат. convergere — сходиться) — сведение зрительных осей глаз (при рассматрива­нии близких предметов) за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу.

Конвульсия — судороги.

Консонантный звук — звук, относящийся к соглас­ным, состоящий из согласных, основанный на со­гласных.

Константность восприятия (от лат. constans — посто­янный, неизменный) — постоянство образа воспри­нимаемого предмета, сохраняемое несмотря на из­менение физических условий, при которых воспри­нимается предмет (удаленность, освещенность, угол зрения). К.в. ярко проявляется в зрительных вос­приятиях величины, формы и цвета предметов.

У умственно-отсталых детей обнаруживаются не­ которые нарушения К.в. (по данным Э. С. Бейн).

Конституция человека (от лат. constitutlo — состоя­ние) — комплекс наследственных и приобретен­ных свойств организма, определяющий особеннос­ти его реакций на воздействия внешней среды. Выделяют астенический, нормостенический и ги-перстенический конституциональные типы (по М. В. Черноруцкому).

Контаминация (от лат. contaminatio — смешение) — ошибочное воспроизведение слова, часто представ­ляющее собой смешение элементов двух или более слов. К. часто отмечается в речи при афазии и алалии, у здоровых людей — в виде оговорок.

Концентрация нервных процессов (от лат. con — вме­ сте, centrum — центр, средоточие) — сосредоточе­ние процессов возбуждения и торможения в пунк­те их первичного возникновения. Процесс, проти­воположный иррадиации. Согласно закону концентрации, одному из основных законов выс­шей нервной деятельности, возбуждение или тор­можение, возникшее в определенном участке боль­ших полушарий и сначала иррадиировавшее, рас­пространившееся по коре головного мозга, через некоторый промежуток времени возвращается в место своего возникновения.

К.н.п. может нарушаться при патологических состояниях нервной системы (при олигофрении, ас­тенических состояниях и др.).

Коррекционная педагогика — наука, изучающая сущ­ ность, закономерности, тенденции управления про­цессом развития индивидуальности и личности ре­бенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных индивидуализирован­ных методах воспитания и обучения, обусловлен­ных наличием у него физического или психическо­го недостатка.

На протяжении последних лет ряд понятий де­фектологической науки является предметом научных дискуссий, в том числе «дефектология», «кор- рекционная педагогика», «специальная педагогика».

Коррекционно-воспитательная работа — система спе­ циальных педагогических мероприятий, направлен­ных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин употребляет­ся с конца XIX века, первоначально — лишь при­менительно к умственно отсталым детям; в совре­менной отечественной дефектологии трактуется шире: К.-в.р. направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование лич­ности в целом, охватывает все категории аномаль­ных детей и проводится совместно медиками и пе-дагогами-дефектологами.

Коррекция — система педагогических и лечебных ме­ роприятий, направленных на преодоление или ос­лабление недостатков психического и физического развития.

Коэффициент интеллекта — IQ (аббревиатура от англ. Intellegence quotient) — количественный показа­тель уровня умственного развития. Представляет собой отношение умственного возраста (УВ) к пас­портному, хронологическому (ХВ) соответственно формуле IQ =* УВ : ХВ х 100%. УВ вычисляется на основании результатов выполнения психологи­ческих тестов. Для каждого ХВ существует нор­мальный показатель решения тестовых задач; нор­мальному умственному развитию соответствует IQ = 100% (отклонения в пределах 10% считаются не выходящими за рамки нормы). Значительное пре­вышение этого показателя (на 20% и более) расце­нивается как одаренность. Для умственной отста­лости характерен низкий IQ :50—75% — для деби­лов, 25—50% — для имбецилов, ниже 25% — для идиотов. Точный диагноз и прогноз возможны толь­ко на основании более широкого комплексного об­следования.

Кретинизм — заболевание, характеризующееся задер­ жкой психического и физического развития в соче­тании с нарушением функции щитовидной железы.