Л
Лабильность (от лат. labilis — нестойкий) — в физиологии — функциональная подвижность, скорость элементарных процессов, лежащих в основе реакции возбуждения в различных тканях и органах (понятие введено Н. Е. Введенским).
Лабиодентальные звуки губно-зубные звуки, обра зующиеся при сближении нижней губы с передними верхними резцами ([в], [ф] и др.).
Ламбдацизм (ламбда греч. название буквы [л] и [л'] ) дефекты произношения звуков [л], [л'], выражающиеся в опускании звука, искажении и замене другими звуками («уампа» вместо «лампа», «выжи» вместо «лыжи» и др.).
Ларингит (от греч. larynx — гортань) — воспаление слизистой оболочки гортани. Основной симптом Л. — дисфония, которая может быть выражена в различной степени: от изменения звучности голоса до резкой охриплости и потери голоса.
Ларингоскопия (от греч. larynx — гортань, scopeo — смотрю) — метод осмотра гортани через полость рта. Используются два вида Л.: непрямая (с помощью зеркала) и прямая (с помощью специальных инструментов).
Ларингоспазм судорожное сокращение мышц гор тани, в том числе голосовых складок.
Ларингофон прибор, преобразующий колебания гор тани в электрический сигнал. Л. используется в экспериментах, связанных с изучением возможности восприятия фонетических элементов речи глухими.
Латентный период (скрытый период, время реакции) промежуток времени от момента воздействия на тот или иной орган, ткань или организм в целом какого-либо раздражителя до момента появления ответной реакции.
Продолжительность Л.п. зависит от характера раздражителя, сложности ответной реакции, функционального состояния.
Латеральный звук боковое произношение звука.
Лепет голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера. Первая стадия Л. гуление, появляется на втором месяце жизни. В дальнейшем фонетическое оформление Л. становится сложнее, в его состав могут входить звуки как имеющиеся в родном языке, так и отсутствующие в нем. В 68 месяцев наблюдается многократное повторение слогов: мамама, дядядя и др. При неблагоприятных условиях развития у детей наблюдаются позднее возникновение Л., медленное развитие его и длительный период пользования им. У глухого ребенка Л. постепенно угасает.
Личностный подход последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания. Л.п. базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждения.
Логоневроз, устар. (от греч. logos — слово, речь, neuron — нерв) — невроз, проявляющийся в расстройстве речи — заикании.
Логопат человек с дефектной речью.
Логопатия (от греч. logos — слово, речь и pathos — страдание, болезнь) — обозначение состояния речевой недостаточности при нормальном слухе (ала-лия, афазия, дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, дисграфия, дислексия).
Л. следует отличать от индивидуальных особенностей произношения, темпа речи, не препятствующих общению.
Логопатопсихолбгия (от греч. logos — речь, pathos — страдание, psyche — душа) — отрасль психологии, изучающая психологические особенности лиц с различными речевыми расстройствами.
Логопед педагог, занимающийся предупреждением, устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Подготовка логопедов проводится на дефектологических факультетах педагогических институтов и университетов.
Логопедия (от греч. logos — слово, речь и paideia — воспитание) — отрасль специальной педагогики, в задачи которой входит изучение речевых нарушений, разработка принципов и методов их выявления, предупреждения и преодоления.
Логоритмика (от греч. logos — слово, rhythmikos — размеренный) — одна из форм своеобразной активной терапии, целью которой является преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды. Содержание и структура логопедической ритмики, а также применение ее в системе реабилитационных методик описаны Г. А. Волковой.
Локализация функций (от лат. locus — место) — связь физиологических и психических функций с работой тех или иных групп клеток коры головного мозга. Так, работа зрительного анализатора в основном связана с деятельностью затылочной области коры, слухового — с височными долями, осязательного и двигательного — с теменными и задним лобным отделами. Более ограниченно локализуются лишь элементарные процессы.
Люксметр фотометрический прибор для измерения освещенности, дающий показания в люксах. С помощью Л. определяется величина освещенности в помещениях дошкольных и школьных учреждений.