Н
Навыки автоматизированные действия, подконтрольные сознанию и выработанные путем многократно повторяемых упражнений.
Назальный носовой (звук).
Невралгия боли по ходу нерва.
Неврит воспаление нерва.
Неврит слухового нерва заболевание ствола слухо вого нерва и его рецепторного аппарата. Н.с.н. возникает чаще всего как осложнение после различных инфекционных заболеваний и приводит нередко к тяжелым нарушениям слуха.
Неврозы (от греч. neuron — нерв) — группа заболеваний нервной системы, характеризующихся нерезко выраженными функциональными нарушениями со стороны высшей нервной деятельности. Среди Н. выделяют: неврастению; H . страха; истерические реакции; Н. навязчивых состояний.
Невропатия болезненное состояние, в основе кото рого лежит врожденное нарушение функций вегетативной нервной системы; отрицательно сказыва ется и на деятельности клеток коры головного мозга. Чаще Н. проявляется в детском возрасте. В возникновении Н. имеют значение наследственность и неправильное воспитание ребенка. У грудных детей Н. выражается в беспокойстве, срыгиваниях, плохом аппетите. У дошкольников наблюдается капризность, недисциплинированность, кишечные колики, лабильность температуры. У школьников Н. проявляется в виде синдрома раздражительной сла бости. С возрастом обычно контроль коры головного мозга над вегетативными функциями совершенствуется и явления Н. сглаживаются.
Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — учение) — наука о болезнях нервной системы.
Н. наряду с другими медицинскими науками служит естественнонаучной основой специальной педагогики.
Негативизм детский (от лат. nego — отрицаю) — немотивированное и неразумное сопротивление ребенка воздействию на него со стороны окружающих людей.
Различают Н. пассивный, т.е. невыполнение требуемых действий, и Н. активный, когда дети производят действия, противоположные требуемым. Н. реакции нередко наблюдаются у аномальных детей и могут быть у нормальных детей при неправильном воспитании.
Недостаток, подтвержденный в установленном порядке физический и (или) психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической консультацией (комиссией) в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также в установленных законом случаях независимой экспертизой.
Независимая экспертиза экспертиза физической и (или) психической недостаточности, проводимая экспертной комиссией, члены которой не находятся в служебной или иной зависимости от психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий), медико-социальных экспертных комиссий, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы.
Нервная система система органов у животных и человека, осуществляющая связь организма с внешней средой и взаимосвязь органов. Н. с. регулирует и координирует все функции организма.
Нистагм (от греч. nystagmos — кивание) — непроизвольные, быстро следующие друг за другом ритмичные движения глаз, чаще в горизонтальном направлении (дрожание глаз). Н. обычно бывает дву сторонним. Как патологическое явление Н. развивается при болезненных процессах в сетчатке, со судистой оболочке, роговице, хрусталике, сопровождающихся потерей зрения или снижением зрения с отсутствием правильной фиксации. Н. наблюдается также при некоторых заболеваниях ц.н.с. и поражении вестибулярного аппарата.
Номинативная функция речи одна из функций сообщения функция наименования. Слова служат для называния предметов, явлений, действий.
Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) — 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь; 2) установленная мера, средняя величина чего-нибудь. В обществе норма существует как форма требований и правил, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки. Позволяет соотнести поведение каждого члена общества с выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность.