О
Обобщение один из основных мыслительных процессов, представляющий собой мысленное объединение свойств предметов и явлений действительно сти. О. непосредственно связано с процессом отвлечения, или абстракции. О. служит основой для образования понятий. Важную роль в развитии О. играет овладение речью.
У аномальных детей особенности процесса О. обусловлены характером дефекта.
Обонятельная чувствительность чувствительность человека и животных к различным пахучим веществам. Обонятельные ощущения возникают при действии различных химических веществ на обонятельные рецепторы, расположенные у человека на небольшом участке слизистой оболочки верхних носовых ходов.
Особую роль играет О.ч. при поражении слуха и зрения, когда она остается единственным дистантным анализатором.
Образовательное учреждение общего типа — образо вательное учреждение, предназначенное для обучения лиц, не имеющих специальных образовательных потребностей.
Обтураторы (от лат. obturare — затыкать) — приспо собления для закрытия дефекта твердого неба при небных расщелинах. О. применяются в раннем возрасте до проведения операции уранопластики и в случаях, когда операцию по каким-либо причинам нельзя делать.
О. изготавливаются из пластмасс, применяемых в зубопротезной технике, и имеют вид пластинок, укрепляемых на зубах верхней челюсти при помощи специальных крючков (кламмеров).
Оглушение согласных недостаток произношения, выражающийся в замене звонких согласных глухими («папушка» вместо «бабушка»). Такого рода О.с. нередко встречается у глухих и слабослышащих, а также у детей с недоразвитием речи.
Оглушённость сознания одно из проявлений его расстройств. Характеризуется нарушением ориентировки во времени и пространстве. Больные плохо понимают окружение, психические процессы у них крайне замедленны. О. с. наблюдается при эпилепсии (особенно после припадка), травмах головного мозга (в остром периоде), инфекциях и острых интоксикациях.
Озвончение согласных озвончение глухих соглас ных как недостаток произношения, выражающийся в замене глухих согласных звонкими («ленда» вместо «лента»). Такого рода озвончение встречается у глухих детей.
Олигофрения (от греч. olygos — малый, phren — ум) — особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.
В зависимости от степени недостаточности интеллекта у детей-олигофренов различают три степени: наиболее тяжелая — идиотия, менее тяжелая — имбецильность и относительно легкая — дебиль-ность.
Олигофренопедагог педагог-дефектолог, занимающийся воспитанием и обучением умственно отсталых детей.
Олигофренопедагогика отрасль специальной педагогики, наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.
Олигофренопсихология (от греч. olygos — малый, phren — ум, psycha — душа, logos — учение) — отрасль специальной психологии, изучающая особенности психики умственно отсталых детей.
Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, развитие) — индивидуальное развитие животного или растительного организма от момента его зарождения до конца жизни. О. представляет собой развитие наследственной основы организма в конкретных условиях внешней среды.
О. — совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.
Опека и попечительство над аномальными детьми одна из форм защиты государством интересов детей, лишенных по каким-либо причинам родительской заботы.
О. может быть учреждена над аномальными детьми до 14-летнего возраста, а П. — от 14 до 18 лет. Отделы народного образования наблюдают за условиями жизни и воспитанием подопечных детей.
Оральные образы (от лат. os , oris — рот) — зрительные образы речевых движений, связанные с восприятием устной речи посредством чтения с губ. Существуют О.о. звуков речи, а также целых слов и фраз. Из 42 фонем глазу доступно не более 15 различных комплексов речевых движений, соответствующих этим фонемам.
Органы речи активные подвижные органы речи, производящие основную работу, необходимую для образования звуков (нижняя челюсть, язык, губы, мягкое небо).
Органы речи пассивные неподвижные органы речи, являющиеся в процессе артикуляции звука точкой опоры для активного органа (твердое небо, альвеолы, зубы, верхняя челюсть).
Ортодонтия (от греч. orthos — прямой, правильный, odontos — зуб) — раздел медицины, занимающийся изучением, предупреждением и лечением стойких деформаций зубочелюстной системы.
В качестве лечебных мероприятий в О. используются методы, позволяющие перемещать неправильно растущие зубы, изменять форму зубных рядов и челюстей, исправлять аномалии прикуса. Для этого применяются различные механические приспособления в виде пружинящих дуг, пружинок, винтов, резиновых колец и проволочных лигатур. Иногда используются хирургические методы лечения.
Ортопедия (от греч. orthos — прямой, правильный, paideia — воспитание) — отрасль медицины, занимающаяся профилактикой, диагностикой и лечением деформаций и нарушений функций костно-мы-шечной системы, опорно-двигательного аппарата, вызванных врожденными дефектами или последствиями травм и различных заболеваний.
Ортофония (от греч. orthos — правильный, phone — звук) — специальный вид лечения расстройства голосовой функции.
Остаточное зрение зрение, характеризующееся остротой зрения от светоощущения 0,04 при применении обычных средств коррекции (очки). Большинство слепых детей имеют О.з.
Отвлечение процесс мысленного выделения некоторых свойств предметов и рассмотрение выделенного свойства изолированно от других и от целостного обзора объекта. О. является основой обобщения.
У аномальных детей процесс О. имеет свои особенности.
Отит (от греч. ous , otos — ухо) — воспалительный процесс уха. Различают воспаление наружного уха — наружный О., воспаление среднего уха — средний О., воспаление внутреннего уха — внутренний О.
Последствия О. — одна из наиболее частых причин стойкого понижения слуха у детей.
Оториноларингология (от греч. otos — ухо, rhines , rhinos — нос, larinx — гортань, logos — учение) — отрасль медицины, изучающая заболевания уха, носа, горла и пограничных с ними областей. Самостоятельные разделы О.: сурдология, фониатрия.
Отосклероз (от греч. otos — ухо, sclerosis — затвердение) — заболевание уха, заключающееся в разрастании костной ткани в области овального окна, соединяющего среднее ухо с внутренним, что приводит к затруднению или даже полному прекращению передачи звуковых колебаний через систему слуховых косточек. Болезнь проявляется в постепенном ухудшении слуха и шуме в ушах.
При О. применяется хирургическое лечение.
Отоскопия (от греч. otos — ухо, scopeo — смотрю) — метод осмотра уха. При О. могут быть осмотрены наружный слуховой проход и барабанная перепонка.
Отражённая речь речь, повторенная за кем-либо.
Отступ (рекурсия) третья (последняя) фаза артикуляции звука, когда речевые органы выходят из занятого ими положения.
Офтальмология (от греч. ophtalmos — глаз, logos — наука) — область медицины, объединяющая различные разделы науки, касающиеся лечения и профилактики болезней органа зрения, анатомии, гистологии, эмбриологии и физиологии зрительного анализатора, рефракции глаза и физиологической оптики. Ощущения — отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на рецепторы.