О

Обобщение — один из основных мыслительных про­цессов, представляющий собой мысленное объеди­нение свойств предметов и явлений действительно­ сти. О. непосредственно связано с процессом отвле­чения, или абстракции. О. служит основой для образования понятий. Важную роль в развитии О. играет овладение речью.

У аномальных детей особенности процесса О. обусловлены характером дефекта.

Обонятельная чувствительность — чувствительность человека и животных к различным пахучим веще­ствам. Обонятельные ощущения возникают при действии различных химических веществ на обо­нятельные рецепторы, расположенные у человека на небольшом участке слизистой оболочки верхних носовых ходов.

Особую роль играет О.ч. при поражении слуха и зрения, когда она остается единственным дистант­ным анализатором.

Образовательное учреждение общего типа — образо­ вательное учреждение, предназначенное для обуче­ния лиц, не имеющих специальных образователь­ных потребностей.

Обтураторы (от лат. obturare — затыкать) — приспо­ собления для закрытия дефекта твердого неба при небных расщелинах. О. применяются в раннем возрасте до проведения операции уранопластики и в случаях, когда операцию по каким-либо причи­нам нельзя делать.

О. изготавливаются из пластмасс, применяемых в зубопротезной технике, и имеют вид пластинок, укрепляемых на зубах верхней челюсти при помо­щи специальных крючков (кламмеров).

Оглушение согласных — недостаток произношения, выражающийся в замене звонких согласных глу­хими («папушка» вместо «бабушка»). Такого рода О.с. нередко встречается у глухих и слабослыша­щих, а также у детей с недоразвитием речи.

Оглушённость сознания — одно из проявлений его расстройств. Характеризуется нарушением ориен­тировки во времени и пространстве. Больные пло­хо понимают окружение, психические процессы у них крайне замедленны. О. с. наблюдается при эпи­лепсии (особенно после припадка), травмах голов­ного мозга (в остром периоде), инфекциях и острых интоксикациях.

Озвончение согласных — озвончение глухих соглас­ ных как недостаток произношения, выражающий­ся в замене глухих согласных звонкими («ленда» вместо «лента»). Такого рода озвончение встречает­ся у глухих детей.

Олигофрения (от греч. olygos — малый, phren — ум) — особая форма психического недоразвития, выража­ющаяся в стойком снижении познавательной дея­тельности у детей вследствие органического пора­жения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

В зависимости от степени недостаточности ин­теллекта у детей-олигофренов различают три степе­ни: наиболее тяжелая — идиотия, менее тяжелая — имбецильность и относительно легкая — дебиль-ность.

Олигофренопедагог — педагог-дефектолог, занимаю­щийся воспитанием и обучением умственно отста­лых детей.

Олигофренопедагогика — отрасль специальной педа­гогики, наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.

Олигофренопсихология (от греч. olygos — малый, phren — ум, psycha — душа, logos — учение) — отрасль специальной психологии, изучающая осо­бенности психики умственно отсталых детей.

Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — проис­хождение, развитие) — индивидуальное развитие животного или растительного организма от момен­та его зарождения до конца жизни. О. представля­ет собой развитие наследственной основы организ­ма в конкретных условиях внешней среды.

О. — совокупность последовательных морфоло­гических, физиологических и биохимических пре­образований организма от его зарождения до конца жизни.

Опека и попечительство над аномальными детьми — одна из форм защиты государством интересов де­тей, лишенных по каким-либо причинам родитель­ской заботы.

О. может быть учреждена над аномальными деть­ми до 14-летнего возраста, а П. — от 14 до 18 лет. Отделы народного образования наблюдают за условиями жизни и воспитанием подопечных детей.

Оральные образы (от лат. os , oris — рот) — зритель­ные образы речевых движений, связанные с вос­приятием устной речи посредством чтения с губ. Существуют О.о. звуков речи, а также целых слов и фраз. Из 42 фонем глазу доступно не более 15 различных комплексов речевых движений, соот­ветствующих этим фонемам.

Органы речи активные — подвижные органы речи, производящие основную работу, необходимую для образования звуков (нижняя челюсть, язык, губы, мягкое небо).

Органы речи пассивные — неподвижные органы речи, являющиеся в процессе артикуляции звука точкой опоры для активного органа (твердое небо, альвео­лы, зубы, верхняя челюсть).

Ортодонтия (от греч. orthos — прямой, правильный, odontos — зуб) — раздел медицины, занимающий­ся изучением, предупреждением и лечением стой­ких деформаций зубочелюстной системы.

В качестве лечебных мероприятий в О. использу­ются методы, позволяющие перемещать неправиль­но растущие зубы, изменять форму зубных рядов и челюстей, исправлять аномалии прикуса. Для этого применяются различные механические приспособ­ления в виде пружинящих дуг, пружинок, винтов, резиновых колец и проволочных лигатур. Иногда используются хирургические методы лечения.

Ортопедия (от греч. orthos — прямой, правильный, paideia — воспитание) — отрасль медицины, зани­мающаяся профилактикой, диагностикой и лечени­ем деформаций и нарушений функций костно-мы-шечной системы, опорно-двигательного аппарата, вызванных врожденными дефектами или послед­ствиями травм и различных заболеваний.

Ортофония (от греч. orthos — правильный, phone — звук) — специальный вид лечения расстройства голосовой функции.

Остаточное зрение — зрение, характеризующееся остротой зрения от светоощущения 0,04 при применении обычных средств коррекции (очки). Боль­шинство слепых детей имеют О.з.

Отвлечение — процесс мысленного выделения неко­торых свойств предметов и рассмотрение выделен­ного свойства изолированно от других и от целост­ного обзора объекта. О. является основой обобще­ния.

У аномальных детей процесс О. имеет свои осо­бенности.

Отит (от греч. ous , otos — ухо) — воспалительный про­цесс уха. Различают воспаление наружного уха — наружный О., воспаление среднего уха — средний О., воспаление внутреннего уха — внутренний О.

Последствия О. — одна из наиболее частых причин стойкого понижения слуха у детей.

Оториноларингология (от греч. otos — ухо, rhines , rhinos — нос, larinx — гортань, logos — учение) — отрасль медицины, изучающая заболевания уха, носа, горла и пограничных с ними областей. Само­стоятельные разделы О.: сурдология, фониатрия.

Отосклероз (от греч. otos — ухо, sclerosis — затвер­дение) — заболевание уха, заключающееся в разра­стании костной ткани в области овального окна, соединяющего среднее ухо с внутренним, что при­водит к затруднению или даже полному прекраще­нию передачи звуковых колебаний через систему слуховых косточек. Болезнь проявляется в посте­пенном ухудшении слуха и шуме в ушах.

При О. применяется хирургическое лечение.

Отоскопия (от греч. otos — ухо, scopeo — смотрю) — метод осмотра уха. При О. могут быть осмотрены наружный слуховой проход и барабанная перепон­ка.

Отражённая речь — речь, повторенная за кем-либо.

Отступ (рекурсия) — третья (последняя) фаза арти­куляции звука, когда речевые органы выходят из занятого ими положения.

Офтальмология (от греч. ophtalmos — глаз, logos — наука) — область медицины, объединяющая различные разделы науки, касающиеся лечения и про­филактики болезней органа зрения, анатомии, гис­тологии, эмбриологии и физиологии зрительного анализатора, рефракции глаза и физиологической оптики. Ощущения — отражение в сознании человека отдель­ных свойств предметов и явлений действительнос­ти, непосредственно воздействующих на рецепто­ры.