П
Память запечатление, сохранение, узнавание и вос произведение того, что ранее человек воспринимал, переживал, делал, думал. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятель ности П. Физиологическая основа П. образующиеся в мозгу временные нервные связи (запоминание) и их последующая актуализация или функциониро вание (воспроизведение и узнавание). Угасание нервных связей влечет за собой забывание.
П. аномальных детей характеризуется особенностями ее основных процессов: запоминания, воспроизведения, узнавания, забывания.
Папиллома гортани опухоль, имеющая вид бугри стых гроздевидных наростов, похожих на капусту или петушиный гребень. Иногда образуются одиночные П., располагающиеся на истинной или ложной голосовой связке; чаще наблюдается множественный папилломатоз, распространяющийся по слизистой оболочке всей гортани, а иногда и трахеи.
П. могут развиваться в любом возрасте, особенно у детей от 2 до 8 лет. Растут медленно. Основ ной симптом — прогрессирующая охриплость голоса. Лечение папилломатоза главным образом хирургическое.
Парагаммацизм стойкая замена фонем [г], [г'] другими, употребляемыми в данном языке.
Параграфия (от греч. para — возле, около, grapho — пишу) — симптом нарушения письма, обусловленный речевым расстройством. П. проявляется в пропусках или добавлениях букв, слогов, в их замене, перестановке. Ошибки встречаются чаще всего при написании многосложных и трудных слов.
П. обычно отмечается при всех видах афазии, т.е. при органическом поражении мозга. Характер П. зависит от вида и формы речевого расстройства. Так, например, при моторной афазии П. проявляется главным образом в нарушении последовательности букв в слове, тогда как замена букв по звуковому или оптическому сходству составляет исключение. При сенсорной афазии преобладает замена букв, обозначающих сходные звуки.
П. преодолевается в ходе логопедической работы, направленной на восстановление речи и освоение звукобуквенного анализа и синтеза.
Паракаппацйзм — термин, обозначающий стойкую замену фонем [к], [к'], [г], [г'], [х], [х*] другими, употребляемыми в данном языке. В узком значении — замена [к], [к'] другими фонемами данного языка.
Паралалия (от греч. para — возле, около, lalia — речь) — расстройство произношения, при котором неправильно произносимая фонема заменяется другой фонемой данного языка.
Параламбдацизм стойкая замена фонем [л], [л*] другими, употребляемыми в данном языке.
Паралексия (от греч. para — возле, около, lego — читаю) — нарушение чтения, проявляющееся в искажении слов вследствие утраты способности узнавать буквы и их сочетания, объединять их в слоги или в невозможности прочесть целое слово. Различают литеральную и вербальную П.
При литеральной П. возникают затруднения в усвоении букв, что влечет за собой замену, перестановку или пропуск букв и слогов в читаемых словах. При вербальной П. основные трудности проявляются при чтении слов, что приводит к ошибочной замене целых слов.
П. обычно отмечается при органических заболеваниях головного мозга (опухоли, кровоизлияния и др.) и возникает чаще всего в качестве одного из проявлений афазии и алалии.
Преодолевается П. в ходе специальных логопедических занятий. Паралич (от греч. paralysis — расслабление) — выпа дение функции какой-либо мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации. П. чаще всего является результатом органического заболевания центральной или периферической нервной системы.
Функциональные П. не сопровождаются анатомическими изменениями в нервной системе, чаще они возникают вследствие развития стойкого очага торможения в области двигательного анализатора коры головного мозга. Они проявляются внезапно, быстро и бесследно проходят, чего не бывает при П. органических.
П. могут захватывать лицевую мускулатуру, половину тела (гемиплегия), одну конечность (моно-плегия), только нижние конечности (нижняя параплегия), только верхние конечности (верхняя параплегия), верхние и нижние конечности (тетраплегия). Неполная степень П. или П. в стадии обратного развития называется парезом.
Течение П., прогноз и лечение зависят от характера процесса и причины его. При лечении П. применяют лечебную физкультуру, массаж, электротерапию, при функциональном — психотерапию. Паралич детский церебральный, спастический — поражение двигательных систем головного мозга. Основной клинический симптом П.д.ц.с. — двигательные нарушения, обусловленные спазмом мускулатуры. П.д.ц.с. делятся на внутриутробные, при-родовые, послеродовые.
При П.д.ц.с. задерживается развитие двигательных функций, дети поздно начинают держать голову, поворачиваться с боку на бок, на живот, на спину, сидеть, стоять, иногда не могут ходить.
Нередко П.д.ц.с. осложняется нарушениями слуха, косоглазием, речевыми расстройствами и др. При обучении детей с П.д.ц.с. необходимо учитывать клиническую картину заболевания и использовать комплексный подход: лечение у невропатолога, занятия лечебной физкультурой и логоритми-кой, логопедическое воздействие, индивидуальный подход в педагогической работе, психотерапию.
Параламвдацизм стойкая замена фонем [л], [л*] другими, употребляемыми в данном языке.
Паралингвистические средства общения мимика, жест.
Параротацизм стойкая замена фонем [р], [р'] другими, употребляемыми в данном языке.
Парасигматизм стойкая замена в устной речи свистящих и шипящих звуков другими, употребляемыми в данном языке, например: «колето» вместо «колесо» или «зук» вместо «жук».
Парафазия (от греч. para — возле, около, phasis — речь) — неправильное употребление отдельных слов. Различают два вида П.: литеральную и вербальную.
Литеральная П. характеризуется пропусками, ошибочной заменой или перестановкой некоторых звуков или слогов в словах, например: «моколо» вместо «молоко», «теверизол» вместо «телевизор». Вербальная П. характеризуется заменой одних слов другими, чаще всего близкими по новому составу («стол» — «слов»).
П. у детей затрудняет овладение грамотой, является причиной дислексических и дисграфичес-ких ошибок. П. обычно отмечается при афазии и алалии.
Парахитизм стойкая замена фонем [х], [х'] другими, употребляемыми в данном языке.
Парез неполный паралич, ослабление произвольных движений вследствие нарушенной иннервации мышц, группы мышц.
Парестезия (от греч. para — около, aisthesis — ощуще ние) — ложные тактильные ощущения, возникающие без внешних раздражителей, неприятные ощущения в виде ползания мурашек по коже, онемения, покалывания, жжения, зуда и др. П. могут возни кать при местных изменениях кровообращения, иног да при поражении нервной системы, травматических невритах, радикулитах, сдавлении спинного мозга. Нередко в области П. чувствительность понижена.
Паркинсонизм болезненное состояние (описанное впервые английским врачом Дж. Паркинсоном), при котором поражаются главным образом подкорковые образования головного мозга.
Типичные симптомы П. : мелкое ритмическое дрожание конечностей, более выраженное в состоянии покоя; скованность движений. Больные ходят мелкими, иногда очень быстрыми шажками, у них отсутствуют мимика и жесты даже при каких-либо эмоциях, взгляд устремлен в одну точку, мигание замедленно, речь монотонная, замедленная. Причины П.: перенесенный эпидемический энцефалит, травмы черепа, опухоли мозга, отравления и др. Развивается П. через некоторое время после острого периода болезни от нескольких месяцев до многих лет. Течение болезни хроническое, прогрессирующее.
Пароксизм внезапно возникшее и выраженное проявление болезненных явлений или сильное приступообразное обострение их.
Патогенез (от греч. pathos — страдание, genesis — происхождение) — раздел патологии, изучающий внутренние механизмы возникновения и развития патологических процессов, лежащих в основе болезни. Изучение П., происхождения болезненного процесса и его развития имеет большое значение для практической медицины, разработки рациональных мер лечения.
Патологический (от греч. pathos — страдание, logos — учение) — болезненный, ненормальный.
Патологическое формирование характера негативное изменение характера ребенка под влиянием хронической психотравмирующеи ситуации, дефектов воспитания. Нередко встречается у аномальных детей как следствие переживания ребенком своего дефекта. Необходимо отличать П.ф.х. от психопатии. При устранении или смягчении психотравмирующеи ситуации, создании благоприятных условий развития личности явления П.ф.х. практически полностью компенсируются.
Педагогика лечебная система медико-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефектов и развитие аномальных детей, находящихся в условиях лечебных учреждений. Начало П.л. положено врачами-психиатрами: Э. Сегеном (Франция), И. В. Маляревским, А. С. Грибоедовым, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо (Россия) и др.
Педагогические занятия в лечебных учреждениях организуются на основе всестороннего медико-педагогического изучения детей и проводятся индивидуально. Занятия ведут педагоги-дефектологи.
Педагогика специальная наука о воспитании и обучении аномальных детей.
Педагогическая запущенность отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками воспитания и обучения.
Коррекционно-воспитательные мероприятия строятся применительно к индивидуальным особенностям каждого ребенка, с учетом причин, лежащих в основе П.з.
Пенсии аномальным детям ежемесячные выплаты, производимые государством в соответствии с Законом о государственных пенсиях.
Дети с нарушениями в психическом и физическом развитии, являющимися причиной нетрудоспособности, направляются во ВТЭК, где им устанавливается та или иная группа инвалидности.
Перверсия извращение.
Перинатальный период (от греч. peri — вокруг, около, лат. natalis — относящийся к рождению) — период, охватывающий внутриутробное развитие плода, начиная с 28-й недели по 7-е сутки жизни новорожденного.
Персеверация (от лат. persvero — упорствую) — навязчивое многократное повторение одних и тех же образов памяти, проявляющееся в повторении одних и тех же слов или слогов. П. нередко встречается в речи при чтении вслух и письме при некоторых формах афазии.
Пневмоэнцефалография метод рентгенологическо го обследования головного мозга с помощью введения воздуха в спинномозговой канал.
Поведение совокупность действий, осуществляемых индивидом в процессе взаимодействия со средой. П. аномальных детей имеет некоторые особенности, обусловленные тем или иным видом аномалии развития.
Пограничная умственная отсталость термин, при нятый в международной классификации психических заболеваний для обозначения состояния между нормальным психическим развитием и легкой де-бильностью. Диагностика П. у. о. основывается на количественном измерении интеллекта: к категории страдающих ею лиц относят тех, чей коэффициент интеллекта 7580%. В отечественной дефектологии данное понятие практически не употребляется.
Подвижность нервных процессов одно из основных свойств нервных процессов, обеспечивающее способность организма быстро реагировать на изменения в окружающей среде.
П.н.п. характеризуется быстротой смены одного нервного процесса другим, ему противоположным (смена возбуждения торможением и наоборот). В качестве показателей подвижности принимается также скорость протекания процессов, т. е. быстрота их возникновения и концентрации после первичной фазы иррадиации, и скорость исчезновения их по прекращении действия раздражителя. Таким образом, под подвижностью в широком смысле понимаются временные характеристики работы нервной системы, все те стороны этой работы, к которым применима категория скорости. П.н.п. является одним из оснований классификации типов нервной системы. Высокой П.н.п. противопоставляется их инертность.
Патологические изменения П.н.п. наблюдаются при некоторых поражениях нервной системы. В частности, патологическая инертность является одним из характерных свойств нервных процессов при олигофрении.
Подкорковые центры скопление нервных клеток, расположенных под корой больших полушарий головного мозга. Наиболее крупные: зрительный бугор, бледный шар, полосатое тело. П.ц. всегда функционируют в тесной связи с корой больших полушарий головного мозга. Нарушение их нормальной деятельности ведет к различным расстройствам движений и чувствительности. Поражения П.ц. возникают при воспалительных процессах, сосудистых заболеваниях, опухолях, травмах мозга и т. д.
Подражание произвольное или непроизвольное воспроизведение действий, движений, речи, поступков, манер и т. п. Физиологическая основа П. безусловные и условные рефлексы. П. играет большую роль в развитии ребенка.
Поведение аномальных детей, развитие у них моральных и волевых качеств в большей мере зависят от подражания окружающим их людям. Аномальные дети, как и нормальные, подражают манерам, поступкам взрослых и сверстников.
Позднооглохшие дети дети, потерявшие слух, но сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Степень сохранности речи П.д. зависит от времени наступления глухоты и условий развития.
Полевое поведение один из симптомов нарушения эмоционально-волевой сферы; проявляется в отсутствии произвольной регуляции ребенком собственных действий. Полевым принято называть поведение, которое побуждается не собственными внутренними потребностями и мотивами ребенка, а привлекшими его внимание особенностями внешней ситуации. При этом собственные побуждения либо отсутствуют, либо легко угасают под влиянием внешних обстоятельств. Так, зная расположение предметов в каком-то помещении, можно почти точно предсказать, какие действия в этих условиях предпримет ребенок, страдающий, например, РДА. П.п. характерно для детей с некоторыми психическими расстройствами, а также с нарушениями интеллекта (препятствующими рациональной мотивации действий). Склонность к П.п. искажает игровую и учебную деятельность, затрудняет общение с окружающими. Педагогические мероприятия по формированию произвольности поведения в значительной мере способствуют устранению П.п.
Полидипсия сильная жажда.
Полиомиелит, болезнь Гейне-Медина (от греч. polios — серый, myelos — мозг) — острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, поражающее главным образом серое вещество спинного мозга. П. вызывается фильтрирующимся вирусом: распространяется эпидемически, особенно в летние и осенние месяцы. Заболевают П. чаще всего дети 2—7 лет. Болезнь распространяется контактным или капельным путем.
Процесс наиболее часто поражает передние рога спинного мозга, поэтому у детей развиваются вялые параличи конечностей с атрофиями и арефлексией. Для детей, перенесших П., организована сеть санаторных учреждений, обеспечена неврологическая и ортопедическая помощь.
Полиневрит множественное воспаление нервов.
Полистезия вид извращения чувствительности, при котором единичное раздражение воспринимается больным как несколько раздражений.
Понятие форма отражения в человеческом сознании существенных свойств объектов материального мира. Всякое П. тесно связано со словом или замещающим его знаковым эквивалентом. П. результат абстракции, представляет собой итог познания. У аномальных детей формирование и усвоение П. затруднено, особенности зависят от характера и степени выраженности дефекта.
Постановка звука (устар.) — вызывание правильно го звука, начальное формирование произносительных навыков.
Постнатальный (от лат. post — после, natalis — относящийся к рождению) — относящийся к периоду после рождения, наступающий непосредственно после родов.
Потребность объективная нужда организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие.
П. и интересы являются источниками активности человека, они побуждают его к деятельности, к приобретению новых знаний и умений. Педагогическое значение потребностей вытекает из их роли в развитии личности, поэтому формирование новых потребностей и интересов составляет важнейшую задачу воспитания как нормального, так и аномального ребенка.
Праксис способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.
Предикативная функция речи функция высказы вания (одна из функций сообщения). С ее помощью выражается предикат суждения. П.ф.р. неразрывно связана с номинативной функцией.
Представления образы предметов и явлений, воспринятые человеком ранее и в данный момент не действующие на его органы чувств (представления памяти). Особым видом П. являются создаваемые человеком образы предметов и явлений П. воображения.
П. аномальных детей отличаются значительным своеобразием, наиболее выраженным у детей с де фектами анализаторов. Особенности П. аномальных детей определяются характером, степенью выраженности, временем возникновения дефекта.
Преморбидная личность (от лат. ргае — перед, merbus — болезнь) — понятие и термин медицинской психологии, личность больного до его настоящего заболевания.
Пренатальный (от лат. ргае — перед, natalis — относящийся к рождению) — относящийся к периоду перед рождением. В медицине термин применяется для определения периода внутриутробного развития организма вплоть до наступления момента родов.
Привычки автоматизированные действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека. П. возникают в результате многократного повторения одних и тех же действий. В отличие от навыков для образования П. достаточно простого повторения действия, без специального упражнения, направленного на совершенствование действия.
При воспитании аномальных детей необходимо учитывать, что дефекты развития часто являются причиной образования вредных привычек.
Прикус положение зубов верхней и нижней челюстей при их смыкании. Нормальным считается П., при котором во время смыкания челюстей верхний ряд зубов соприкасается с соответствующими зубами нижнего ряда, при этом нижние передние зубы частично прикрываются верхними, так как в норме верхняя челюсть несколько больше нижней и слегка выступает вперед.
Аномалии П.: прогнатия, прогения, открытый передний П., открытый боковой П., перекрестный и др. Устранение аномалий П. производится методами ортодонтии.
Прикус боковой открытый неправильное строение челюстей, которое выражается в искривлении их боковых частей или деформации боковых зубов. Это приводит к тому, что между боковыми (коренными) зубами имеется промежуток, а передние зубы (резцы) соприкасаются друг с другом. Такая аномалия зубочелюстной системы нередко приводит к боковому сигматизму и ротацизму. Устраняется аномалия П. методами ортодонтии.
Прикус передний открытый неправильное строение челюстей, которое выражается в искривлении (нередко после рахита) челюстей в передней части. Это приводит к образованию промежутка между передними зубами (резцами), в то время как коренные зубы смыкаются нормально. Такая аномалия нередко сопровождается межзубным сигматизмом. Устраняется методами ортодонтии.
Приступ экскурсия, первая фаза артикуляции, когда органы речи переходят от того или иного предшествующего положения к положению, необходимому для артикуляции данного звука.
Прогения (от греч. pro — вперед, geneion — подборо док) — неправильный прикус (соотношение зубных рядов) нижней челюсти. Аномалия, характеризующаяся значительным выступанием нижней челюсти вперед и отсутствием контакта передних зубов при смыкании челюстей. П. предрасполагает к нарушению артикуляции главным образом свистящих и шипящих звуков, приводит к сигматизму.
Прогнатия (от греч. pro — вперед, gnathos — челюсть) — неправильный прикус (соотношение зубных рядов). Аномалия прикуса, характеризующаяся значительным выступлением верхней челюсти вперед и отсутствием контакта передних зубов при смыкании челюстей. Так же, как и прогения, предрасполагает к нарушениям артикуляции, главным образом, к сигматизму.
Произношение фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Фонетическое оформление речи невозможно без навыков речевого дыхания, голосообразования, артикуляции и их сочетаний, словесного ударения, фразовой интонации и соблюдения норм орфоэпии.
Пропедевтическое обучение аномальных детей система занятий, направленных на пробуждение у учащихся познавательного интереса и подготавливающих к изучению учебных предметов. Цель периода П.о. приобретение детьми первоначальных, необходимых для усвоения знаний, умений, элементарных навыков культуры поведения. В период П.о. проводится всестороннее обследование, изучение детей для определения плана коррекци-онно-воспитательной работы с ними.
Проприоцепторы, проприорецепторы (от лат. proprius — собственный, receptor — принимающий) специализированные окончания чувствительных нервных волокон, расположенные в скелетных мышцах, сухожилиях и связках.
Раздражение П. вызывают так называемые проприоцептивные рефлексы. Простейший пример проприоцептивного рефлекса — сухожильный рефлекс.
Проприоцептивные рефлексы играют важную роль в осуществлении и координации движений.
Пропульсия непроизвольное движение вперед.
Протанопия (от греч. protos — первый, anopia — невидение) — врожденная частичная цветовая сле пота, преимущественно на красный цвет. Лица, страдающие П., не отличают светло-красных оттенков от темно-зеленых, голубых и синих от пурпурных и фиолетовых. Этот вид расстройства цветового зрения долгое время называли дальтонизмом (по имени английского ученого, химика и физика Дальтона, страдавшего этим расстройством и описавшего его). П. может быть врожденной и приобретенной вследствие заболеваний и повреждений сетчатки глаза, зрительных путей и головного мозга.
П., как и другие нарушения цветоощущения, является препятствием для выбора ряда профессий.
Профессиональное образование аномальных детей совокупность знаний, практических умений и навыков, необходимых для выполнения работы в определенной области трудовой деятельности. Первоначальную профессиональную подготовку учащиеся получают в специальной общеобразовательной школе. Окончившие ее дети могут повысить свою квалификацию или приобрести новую специальность в учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих (или слепых) и профессионально-технических училищах.
Среднее профессиональное образование учащиеся спецшкол могут получить в средних специальных учебных заведениях: индустриальных, транспортных, сельскохозяйственных и др. техникумах, педагогических, медицинских, художественных и др. училищах.
Высшее профессиональное образование учащиеся спецшкол могут получить в высших учебных заведениях после окончания техникума или спецшколы, соответствующей полной средней общеобразовательной школе.
Профилактика (от греч. prophylaktikos — предохранительный) — система мероприятий по предупреждению заболеваний. Велика роль П. в охране детства. П. выражается в систематическом врачебном наблюдении за детьми в дошкольных учреждениях, школах, за детьми, воспитывающимися дома. Перед дефектологией ставятся следующие задачи: а) предупреждение возникновения у детей дефектов, отклонений в психофизическом развитии — первичная профилактика; б) предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных дефектов — вторичная профилактика; социально-трудовая адаптация лиц, страдающих дефектами, — третичная профилактика.
Псевдобульбарный паралич детский центральный паралич мимико-артикуляционной мускулатуры, обусловленный двусторонним поражением проводящих путей, идущих от коры мозга к ядрам языко-глоточ- ного, блуждающего, добавочного и подъязычного нервов ( IX , X , XI , XII пары черепно-мозговых нервов).
Псевдоголос (греч. pseudos — ложь) — голос лиц с удаленной (экстирпированной) гортанью. П. образу ется от колебания сближенных стенок верхнего отдела пищевода под воздействием воздуха из нижнего отдела пищевода или желудка. Путем специальных упражнений удается достичь удовлетворительного звучания П.
Психастения (от греч. psyche — душа, asthenia — слабость) — болезненное состояние, характеризующе еся некоторыми специфическими чертами личности (нерешительность, повышенная впечатлительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, застенчивость, мнительность, тревожность). Выражен ные формы П. у детей встречаются редко, наблюдаются лишь отдельные черты характера. Воспитание таких детей требует специальных коррекционно-вос-питательных мероприятий, направленных на преодоление робости, мнительности, неуверенности.
Психиатрия детская отрасль психиатрии, изучаю щая психопатологические проявления в связи с основными закономерностями возрастного развития ребенка. Развитие П. имеет большое значение для дефектологии.
Психика (от греч. psyche — душа) — свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной реальности в форме ощущений, представлений, мыслей, чувств, волевых действий и т. п.
Под влиянием внешних условий, социальной сре ды П. человека изменяется. Для психического разви тия ребенка большое значение имеют воспитание и обучение. П. аномальных детей, по сравнению с нормальными, отличается целым рядом особенностей.
Психическая депривация (от deprivation — потеря чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения какой-либо потребности) — психическое состояние, возникающее в результате особых жизненных ситуаций, приводящих к недостаточному удовлетворению основных психических потребностей. П.д. может оказать влияние на возникновение психических нарушений. Психическое развитие аномального ребенка — совершенствование психической деятельности и усложнение ее содержания на протяжении детского возраста, подчиненное общим законам развития психики нормальных детей, а также обусловленное имеющимся у ребенка дефектом.
Первичный дефект ребенка (нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата) вызывает многообразные и сложные вторичные нарушения, изменения в его психике.
Особенности нарушения физического и психического развития ребенка влияют на весь процесс и конечный результат его познавательной деятель-' ности. Аномальный характер психофизического развития ведет к значительному своеобразию формирования личности ребенка.
В психическом развитии аномального ребенка большое значение имеют специальное воспитание и обучение. Воспитательная работа с аномальным ребенком проводится с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, направлена на формиро вание у него самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и культуры поведения, умения жить и работать в коллективе. По мнению Т. А. Власовой, целью дефектологии является определение тех ус ловий обучения и воспитания, которые наиболее адек ватно учитывают особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений.
Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей, называется коррекцией. Корригируются отдельные дефекты и личность аномального ребенка.
В психическом развитии аномальных детей используются их компенсаторные возможности. Компенсаторное П.р. аномального ребенка осуществляется за счет перестройки, замещения нарушенных или недоразвитых функций организма. Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Высшая форма компенсации означает всестороннее развитие личности ребенка.
Психическая нагрузка рабочая нагрузка, предъяв ляющая требования к психическим функциям человека в связи с характером работы, заключающаяся в приеме и переработке информации; по характеру вовлекаемых функций различают сенсорную (анализаторную), эмоциональную и мыслительную (интеллектуальную) П.н.
Психический недостаток временный или постоян ный недостаток в развитии и (или) функционировании психики человека, включая сенсорные нарушения, аутизм, умственную отсталость и специфические трудности в обучении, подтвержденный в установленном порядке.
Психический статус описание состояния психики человека, включающее в себя его интеллектуальные, эмоциональные, характерологические особенности, поведение и деятельность.
Психоаналептики (от греч. psyche — душа, analeptikos — укрепляющий, восстанавливающий) — психостимулирующие средства.
Психоанализ разработанный 3. Фрейдом в конце XIX начале XX в. метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.
Психогении (от греч. psyche — душа, genesis — про исхождение) — психические расстройства, вызванные и обусловленные психическими травмами, тяжелыми переживаниями.
Психогенный обусловленный психической травмой.
Психогигиена и психопрофилактика раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий на психическое здоровье человека и разрабатывающий меры для его сбережения, укрепления и предупреждения возникновения психических заболеваний; сами эти меры.
Психогимнастика одна из форм психотерапии, при которой главным средством коммуникации является двигательная экспрессия. Она требует от участников группы выражения эмоций с помощью мимики, пантомимики.
Психодиагностика (от греч. psyche — душа, diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психозы (от греч. psyche — душа) — расстройства психической деятельности, проявляющиеся в нарушении отражения реального мира, а также в изменении поведения. В основе П. лежат расстройства высшей нервной деятельности. Причинами П. являются острые и хронические инфекции, травмы головного мозга, интоксикации, опухоли и сосудистые заболевания головного мозга, психические потрясения, в некоторых случаях — отягощенная наследственность. Основные симптомы: бредовые идеи, галлюцинации, изменения сознания, расстройства мышления, памяти, слабоумие, нарушения настроения и поведения.
Психокоррекция целенаправленное изменение свойств и качеств личности психологическими методами.
Психолингвистика (от греч. psyche — душа, фр. linguistique от лат. lingua — язык) — сравнительно новая научная область на стыке психологии и лингвистики, предметом которой является устройство и функционирование речевых механизмов человека в плане их соотнесения со структурой языка.
Психология (от греч. psyche — душа, logos — учение, слово) — наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.
Психология специальная раздел психологии, изу чающий психологические особенности разных групп аномальных детей. Цель П.с. изучение закономерностей психического развития, формирования личности у разных категорий аномальных детей под воздействием специального обучения и воспитания (психология умственно отсталых, психология глухих, психология слабослышащих, психология слепых, психология слабовидящих, психология слепоглухонемых детей, психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и речи).
Психомоторика (от греч. psyche — душа, motor — приводящий в движение) — совокупность сознатель но управляемых двигательных действий человека.
Психоневрология раздел медицины, включающий в себя психиатрию и неврологию и изучающий пограничные их разделы: неврозы, психопатии и т. п., а также психогигиену и психопрофилактику.
Психопатия (от греч. psyche — душа, hathos — болезнь) — патологический склад характера, выражающийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к измененным условиям внешней среды, неумении подчиняться требованиям, в повышенной реактивности.
Причины формирования психопатической лич ности разнообразны, отражают взаимодействие органических и специальных факторов.
В детском возрасте выделяют четыре основные группы психопатических состояний: 1) органическая П.; 2) П. вследствие врожденной недостаточно сти отдельных мозговых систем; 3) психопатоподоб-ные состояния; 4) патология развития личности.
Психопатология (от греч. psyche — душа, hathos — болезнь) — отрасль медицины, изучающая болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение.
П. подразделяется на общую и частную. Общая П. изучает отдельные симптомы психических расстройств, причины их появления, закономерности развития. Частная П. (психиатрия) изучает отдельные психические заболевания и их лечение.
Психопатоподобные состояния болезненные нару шения характера, возникающие на почве травм и инфекционных заболеваний ц.н.с, перенесенных в детском возрасте. Проявляются в повышенной раздражительности, двигательной расторможенности в сочетании со сниженной работоспособностью. В от личие от психопатии не затрагивают основных структур личности и в меньшей мере снижают социальную адаптацию. В некоторых случаях затруднена дифференциальная диагностика от психопатий.
Психотерапия (от греч. psyche — душа, therapeia — лечение) — лечение психическим воздействием. Психологическое воздействие на больных с целью лечения или коррекции их поведения. Используются разные виды П.: П. аналитическая, П. коллективная, П. малая, П. раскрывающая, П. рациональная, П. суггестивная, П. эмоциональная.
Психотерапевтический метод широко используется в учреждениях для аномальных детей.
Психофармакология раздел фармакологии, изуча ющий влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека и применение в психиатрии веществ, действующих на высшие отделы и функции ц.н.с.
Психофизиология пограничная область психологии, изучающая нервные механизмы психической деятельности. П. применяет для исследования психических явлений физиологические методы: регистрацию вегетативных реакций, биотоков мозга и мышц, регистрацию электрической активности различных отделов мозга и др.
Птоз (от греч. ptosis — падение) — опущение верхнего века. П. может быть врожденным и приобретенным, бывает чаще двусторонним.
Термин «птоз» применяется также для обозначения ощущения какого-либо органа.