П

Память — запечатление, сохранение, узнавание и вос­ произведение того, что ранее человек воспринимал, переживал, делал, думал. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятель­ ности П. Физиологическая основа П. — образующи­еся в мозгу временные нервные связи (запоминание) и их последующая актуализация или функциониро­ вание (воспроизведение и узнавание). Угасание нер­вных связей влечет за собой забывание.

П. аномальных детей характеризуется особен­ностями ее основных процессов: запоминания, вос­произведения, узнавания, забывания.

Папиллома гортани — опухоль, имеющая вид бугри­ стых гроздевидных наростов, похожих на капусту или петушиный гребень. Иногда образуются одиноч­ные П., располагающиеся на истинной или ложной голосовой связке; чаще наблюдается множествен­ный папилломатоз, распространяющийся по слизис­той оболочке всей гортани, а иногда и трахеи.

П. могут развиваться в любом возрасте, особен­но у детей от 2 до 8 лет. Растут медленно. Основ­ ной симптом — прогрессирующая охриплость голо­са. Лечение папилломатоза главным образом хи­рургическое.

Парагаммацизм — стойкая замена фонем [г], [г'] другими, употребляемыми в данном языке.

Параграфия (от греч. para — возле, около, grapho — пишу) — симптом нарушения письма, обусловлен­ный речевым расстройством. П. проявляется в пропусках или добавлениях букв, слогов, в их за­мене, перестановке. Ошибки встречаются чаще всего при написании многосложных и трудных слов.

П. обычно отмечается при всех видах афазии, т.е. при органическом поражении мозга. Характер П. зависит от вида и формы речевого расстройства. Так, например, при моторной афазии П. проявля­ется главным образом в нарушении последователь­ности букв в слове, тогда как замена букв по зву­ковому или оптическому сходству составляет ис­ключение. При сенсорной афазии преобладает замена букв, обозначающих сходные звуки.

П. преодолевается в ходе логопедической рабо­ты, направленной на восстановление речи и освое­ние звукобуквенного анализа и синтеза.

Паракаппацйзм — термин, обозначающий стойкую замену фонем [к], [к'], [г], [г'], [х], [х*] другими, употребляемыми в данном языке. В узком значе­нии — замена [к], [к'] другими фонемами данного языка.

Паралалия (от греч. para — возле, около, lalia — речь) — расстройство произношения, при котором неправильно произносимая фонема заменяется дру­гой фонемой данного языка.

Параламбдацизм — стойкая замена фонем [л], [л*] другими, употребляемыми в данном языке.

Паралексия (от греч. para — возле, около, lego — читаю) — нарушение чтения, проявляющееся в ис­кажении слов вследствие утраты способности узна­вать буквы и их сочетания, объединять их в слоги или в невозможности прочесть целое слово. Различают литеральную и вербальную П.

При литеральной П. возникают затруднения в усвоении букв, что влечет за собой замену, переста­новку или пропуск букв и слогов в читаемых сло­вах. При вербальной П. основные трудности проявляются при чтении слов, что приводит к ошибоч­ной замене целых слов.

П. обычно отмечается при органических заболе­ваниях головного мозга (опухоли, кровоизлияния и др.) и возникает чаще всего в качестве одного из проявлений афазии и алалии.

Преодолевается П. в ходе специальных логопе­дических занятий. Паралич (от греч. paralysis — расслабление) — выпа­ дение функции какой-либо мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации. П. чаще всего является результатом органического заболевания центральной или периферической нервной системы.

Функциональные П. не сопровождаются анато­мическими изменениями в нервной системе, чаще они возникают вследствие развития стойкого очага торможения в области двигательного анализатора коры головного мозга. Они проявляются внезапно, быстро и бесследно проходят, чего не бывает при П. органических.

П. могут захватывать лицевую мускулатуру, по­ловину тела (гемиплегия), одну конечность (моно-плегия), только нижние конечности (нижняя пара­плегия), только верхние конечности (верхняя пара­плегия), верхние и нижние конечности (тетраплегия). Неполная степень П. или П. в ста­дии обратного развития называется парезом.

Течение П., прогноз и лечение зависят от ха­рактера процесса и причины его. При лечении П. применяют лечебную физкультуру, массаж, элект­ротерапию, при функциональном — психотерапию. Паралич детский церебральный, спастический — поражение двигательных систем головного мозга. Основной клинический симптом П.д.ц.с. — двига­тельные нарушения, обусловленные спазмом мус­кулатуры. П.д.ц.с. делятся на внутриутробные, при-родовые, послеродовые.

При П.д.ц.с. задерживается развитие двигатель­ных функций, дети поздно начинают держать голову, поворачиваться с боку на бок, на живот, на спину, сидеть, стоять, иногда не могут ходить.

Нередко П.д.ц.с. осложняется нарушениями слуха, косоглазием, речевыми расстройствами и др. При обучении детей с П.д.ц.с. необходимо учи­тывать клиническую картину заболевания и исполь­зовать комплексный подход: лечение у невропато­лога, занятия лечебной физкультурой и логоритми-кой, логопедическое воздействие, индивидуальный подход в педагогической работе, психотерапию.

Параламвдацизм — стойкая замена фонем [л], [л*] другими, употребляемыми в данном языке.

Паралингвистические средства общения — мимика, жест.

Параротацизм — стойкая замена фонем [р], [р'] дру­гими, употребляемыми в данном языке.

Парасигматизм — стойкая замена в устной речи свистящих и шипящих звуков другими, употреб­ляемыми в данном языке, например: «колето» вме­сто «колесо» или «зук» вместо «жук».

Парафазия (от греч. para — возле, около, phasis — речь) — неправильное употребление отдельных слов. Различают два вида П.: литеральную и вербаль­ную.

Литеральная П. характеризуется пропусками, ошибочной заменой или перестановкой некоторых звуков или слогов в словах, например: «моколо» вместо «молоко», «теверизол» вместо «телевизор». Вербальная П. характеризуется заменой одних слов другими, чаще всего близкими по новому составу («стол» — «слов»).

П. у детей затрудняет овладение грамотой, яв­ляется причиной дислексических и дисграфичес-ких ошибок. П. обычно отмечается при афазии и алалии.

Парахитизм — стойкая замена фонем [х], [х'] други­ми, употребляемыми в данном языке.

Парез — неполный паралич, ослабление произволь­ных движений вследствие нарушенной иннервации мышц, группы мышц.

Парестезия (от греч. para — около, aisthesis — ощуще­ ние) — ложные тактильные ощущения, возникаю­щие без внешних раздражителей, неприятные ощу­щения в виде ползания мурашек по коже, онемения, покалывания, жжения, зуда и др. П. могут возни­ кать при местных изменениях кровообращения, иног­ да при поражении нервной системы, травматических невритах, радикулитах, сдавлении спинного мозга. Нередко в области П. чувствительность понижена.

Паркинсонизм — болезненное состояние (описанное впервые английским врачом Дж. Паркинсоном), при котором поражаются главным образом подкорковые образования головного мозга.

Типичные симптомы П. : мелкое ритмическое дрожание конечностей, более выраженное в состо­янии покоя; скованность движений. Больные хо­дят мелкими, иногда очень быстрыми шажками, у них отсутствуют мимика и жесты даже при каких-либо эмоциях, взгляд устремлен в одну точку, ми­гание замедленно, речь монотонная, замедленная. Причины П.: перенесенный эпидемический эн­цефалит, травмы черепа, опухоли мозга, отравле­ния и др. Развивается П. через некоторое время после острого периода болезни от нескольких меся­цев до многих лет. Течение болезни хроническое, прогрессирующее.

Пароксизм — внезапно возникшее и выраженное проявление болезненных явлений или сильное приступообразное обострение их.

Патогенез (от греч. pathos — страдание, genesis — происхождение) — раздел патологии, изучающий внутренние механизмы возникновения и развития патологических процессов, лежащих в основе бо­лезни. Изучение П., происхождения болезненного процесса и его развития имеет большое значение для практической медицины, разработки рациональ­ных мер лечения.

Патологический (от греч. pathos — страдание, logos — учение) — болезненный, ненормальный.

Патологическое формирование характера — негатив­ное изменение характера ребенка под влиянием хро­нической психотравмирующеи ситуации, дефектов воспитания. Нередко встречается у аномальных де­тей как следствие переживания ребенком своего де­фекта. Необходимо отличать П.ф.х. от психопатии. При устранении или смягчении психотравмиру­ющеи ситуации, создании благоприятных условий развития личности явления П.ф.х. практически пол­ностью компенсируются.

Педагогика лечебная — система медико-педагогичес­ких мероприятий, направленных на коррекцию дефектов и развитие аномальных детей, находя­щихся в условиях лечебных учреждений. Начало П.л. положено врачами-психиатрами: Э. Сегеном (Франция), И. В. Маляревским, А. С. Грибоедовым, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо (Россия) и др.

Педагогические занятия в лечебных учрежде­ниях организуются на основе всестороннего меди­ко-педагогического изучения детей и проводятся ин­дивидуально. Занятия ведут педагоги-дефектологи.

Педагогика специальная — наука о воспитании и обучении аномальных детей.

Педагогическая запущенность — отклонение от нор­мы в развитии ребенка, обусловленное недостатка­ми воспитания и обучения.

Коррекционно-воспитательные мероприятия строятся применительно к индивидуальным особен­ностям каждого ребенка, с учетом причин, лежа­щих в основе П.з.

Пенсии аномальным детям — ежемесячные выпла­ты, производимые государством в соответствии с Законом о государственных пенсиях.

Дети с нарушениями в психическом и физичес­ком развитии, являющимися причиной нетрудо­способности, направляются во ВТЭК, где им уста­навливается та или иная группа инвалидности.

Перверсия — извращение.

Перинатальный период (от греч. peri — вокруг, около, лат. natalis — относящийся к рождению) — период, охватывающий внутриутробное развитие плода, начиная с 28-й недели по 7-е сутки жизни новорожденного.

Персеверация (от лат. persvero — упорствую) — на­вязчивое многократное повторение одних и тех же образов памяти, проявляющееся в повторении од­них и тех же слов или слогов. П. нередко встреча­ется в речи при чтении вслух и письме при неко­торых формах афазии.

Пневмоэнцефалография — метод рентгенологическо­ го обследования головного мозга с помощью введе­ния воздуха в спинномозговой канал.

Поведение — совокупность действий, осуществляе­мых индивидом в процессе взаимодействия со сре­дой. П. аномальных детей имеет некоторые особен­ности, обусловленные тем или иным видом анома­лии развития.

Пограничная умственная отсталость — термин, при­ нятый в международной классификации психичес­ких заболеваний для обозначения состояния между нормальным психическим развитием и легкой де-бильностью. Диагностика П. у. о. основывается на количественном измерении интеллекта: к категории страдающих ею лиц относят тех, чей коэффициент интеллекта 75—80%. В отечественной дефектоло­гии данное понятие практически не употребляется.

Подвижность нервных процессов — одно из основных свойств нервных процессов, обеспечивающее спо­собность организма быстро реагировать на измене­ния в окружающей среде.

П.н.п. характеризуется быстротой смены одного нервного процесса другим, ему противоположным (смена возбуждения торможением и наоборот). В качестве показателей подвижности принимается также скорость протекания процессов, т. е. быстро­та их возникновения и концентрации после пер­вичной фазы иррадиации, и скорость исчезновения их по прекращении действия раздражителя. Таким образом, под подвижностью в широком смысле понимаются временные характеристики работы нервной системы, все те стороны этой работы, к которым применима категория скорости. П.н.п. является одним из оснований классификации ти­пов нервной системы. Высокой П.н.п. противопос­тавляется их инертность.

Патологические изменения П.н.п. наблюдаются при некоторых поражениях нервной системы. В частности, патологическая инертность является одним из характерных свойств нервных процессов при олигофрении.

Подкорковые центры — скопление нервных клеток, расположенных под корой больших полушарий го­ловного мозга. Наиболее крупные: зрительный бу­гор, бледный шар, полосатое тело. П.ц. всегда функционируют в тесной связи с корой больших полушарий головного мозга. Нарушение их нормаль­ной деятельности ведет к различным расстройствам движений и чувствительности. Поражения П.ц. воз­никают при воспалительных процессах, сосудис­тых заболеваниях, опухолях, травмах мозга и т. д.

Подражание — произвольное или непроизвольное воспроизведение действий, движений, речи, поступ­ков, манер и т. п. Физиологическая основа П. — безусловные и условные рефлексы. П. играет боль­шую роль в развитии ребенка.

Поведение аномальных детей, развитие у них моральных и волевых качеств в большей мере за­висят от подражания окружающим их людям. Ано­мальные дети, как и нормальные, подражают мане­рам, поступкам взрослых и сверстников.

Позднооглохшие дети — дети, потерявшие слух, но сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Степень сохранности речи П.д. зависит от времени наступления глухоты и условий развития.

Полевое поведение — один из симптомов нарушения эмоционально-волевой сферы; проявляется в отсутствии произвольной регуляции ребенком собствен­ных действий. Полевым принято называть поведе­ние, которое побуждается не собственными внут­ренними потребностями и мотивами ребенка, а привлекшими его внимание особенностями внеш­ней ситуации. При этом собственные побуждения либо отсутствуют, либо легко угасают под влияни­ем внешних обстоятельств. Так, зная расположе­ние предметов в каком-то помещении, можно по­чти точно предсказать, какие действия в этих усло­виях предпримет ребенок, страдающий, например, РДА. П.п. характерно для детей с некоторыми пси­хическими расстройствами, а также с нарушения­ми интеллекта (препятствующими рациональной мотивации действий). Склонность к П.п. искажает игровую и учебную деятельность, затрудняет обще­ние с окружающими. Педагогические мероприятия по формированию произвольности поведения в зна­чительной мере способствуют устранению П.п.

Полидипсия — сильная жажда.

Полиомиелит, болезнь Гейне-Медина (от греч. polios — серый, myelos — мозг) — острое инфекционное за­болевание центральной нервной системы, поража­ющее главным образом серое вещество спинного мозга. П. вызывается фильтрирующимся вирусом: распространяется эпидемически, особенно в летние и осенние месяцы. Заболевают П. чаще всего дети 2—7 лет. Болезнь распространяется контактным или капельным путем.

Процесс наиболее часто поражает передние рога спинного мозга, поэтому у детей развиваются вялые параличи конечностей с атрофиями и арефлексией. Для детей, перенесших П., организована сеть санаторных учреждений, обеспечена неврологичес­кая и ортопедическая помощь.

Полиневрит — множественное воспаление нервов.

Полистезия — вид извращения чувствительности, при котором единичное раздражение воспринимается больным как несколько раздражений.

Понятие — форма отражения в человеческом созна­нии существенных свойств объектов материального мира. Всякое П. тесно связано со словом или заме­щающим его знаковым эквивалентом. П. — резуль­тат абстракции, представляет собой итог познания. У аномальных детей формирование и усвоение П. затруднено, особенности зависят от характера и степени выраженности дефекта.

Постановка звука (устар.) — вызывание правильно­ го звука, начальное формирование произноситель­ных навыков.

Постнатальный (от лат. post — после, natalis — относящийся к рождению) — относящийся к пери­оду после рождения, наступающий непосредствен­но после родов.

Потребность — объективная нужда организма в оп­ределенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие.

П. и интересы являются источниками активно­сти человека, они побуждают его к деятельности, к приобретению новых знаний и умений. Педагоги­ческое значение потребностей вытекает из их роли в развитии личности, поэтому формирование новых потребностей и интересов составляет важнейшую задачу воспитания как нормального, так и аномаль­ного ребенка.

Праксис — способность к выполнению целенаправ­ленных автоматизированных двигательных актов.

Предикативная функция речи — функция высказы­ вания (одна из функций сообщения). С ее помощью выражается предикат суждения. П.ф.р. неразрыв­но связана с номинативной функцией.

Представления — образы предметов и явлений, вос­принятые человеком ранее и в данный момент не действующие на его органы чувств (представления памяти). Особым видом П. являются создаваемые человеком образы предметов и явлений — П. вооб­ражения.

П. аномальных детей отличаются значительным своеобразием, наиболее выраженным у детей с де­ фектами анализаторов. Особенности П. аномальных детей определяются характером, степенью выражен­ности, временем возникновения дефекта.

Преморбидная личность (от лат. ргае — перед, merbus — болезнь) — понятие и термин медицин­ской психологии, личность больного до его настоя­щего заболевания.

Пренатальный (от лат. ргае — перед, natalis — от­носящийся к рождению) — относящийся к перио­ду перед рождением. В медицине термин применя­ется для определения периода внутриутробного развития организма вплоть до наступления момен­та родов.

Привычки — автоматизированные действия, выпол­нение которых становится в определенных услови­ях потребностью для человека. П. возникают в ре­зультате многократного повторения одних и тех же действий. В отличие от навыков для образования П. достаточно простого повторения действия, без специального упражнения, направленного на совер­шенствование действия.

При воспитании аномальных детей необходимо учитывать, что дефекты развития часто являются причиной образования вредных привычек.

Прикус — положение зубов верхней и нижней челю­стей при их смыкании. Нормальным считается П., при котором во время смыкания челюстей верхний ряд зубов соприкасается с соответствующими зуба­ми нижнего ряда, при этом нижние передние зубы частично прикрываются верхними, так как в нор­ме верхняя челюсть несколько больше нижней и слегка выступает вперед.

Аномалии П.: прогнатия, прогения, открытый передний П., открытый боковой П., перекрестный и др. Устранение аномалий П. производится мето­дами ортодонтии.

Прикус боковой открытый — неправильное строение челюстей, которое выражается в искривлении их боковых частей или деформации боковых зубов. Это приводит к тому, что между боковыми (коренны­ми) зубами имеется промежуток, а передние зубы (резцы) соприкасаются друг с другом. Такая анома­лия зубочелюстной системы нередко приводит к боковому сигматизму и ротацизму. Устраняется аномалия П. методами ортодонтии.

Прикус передний открытый — неправильное строе­ние челюстей, которое выражается в искривлении (нередко после рахита) челюстей в передней части. Это приводит к образованию промежутка между пе­редними зубами (резцами), в то время как корен­ные зубы смыкаются нормально. Такая аномалия нередко сопровождается межзубным сигматизмом. Устраняется методами ортодонтии.

Приступ — экскурсия, первая фаза артикуляции, когда органы речи переходят от того или иного пред­шествующего положения к положению, необходи­мому для артикуляции данного звука.

Прогения (от греч. pro — вперед, geneion — подборо­ док) — неправильный прикус (соотношение зубных рядов) нижней челюсти. Аномалия, характеризую­щаяся значительным выступанием нижней челюс­ти вперед и отсутствием контакта передних зубов при смыкании челюстей. П. предрасполагает к нарушению артикуляции главным образом свистя­щих и шипящих звуков, приводит к сигматизму.

Прогнатия (от греч. pro — вперед, gnathos — че­люсть) — неправильный прикус (соотношение зуб­ных рядов). Аномалия прикуса, характеризующая­ся значительным выступлением верхней челюсти вперед и отсутствием контакта передних зубов при смыкании челюстей. Так же, как и прогения, пред­располагает к нарушениям артикуляции, главным образом, к сигматизму.

Произношение — фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Фонетическое оформ­ление речи невозможно без навыков речевого дыхания, голосообразования, артикуляции и их сочета­ний, словесного ударения, фразовой интонации и соблюдения норм орфоэпии.

Пропедевтическое обучение аномальных детей — система занятий, направленных на пробуждение у учащихся познавательного интереса и подготавли­вающих к изучению учебных предметов. Цель пе­риода П.о. — приобретение детьми первоначаль­ных, необходимых для усвоения знаний, умений, элементарных навыков культуры поведения. В период П.о. проводится всестороннее обследование, изучение детей для определения плана коррекци-онно-воспитательной работы с ними.

Проприоцепторы, проприорецепторы (от лат. proprius — собственный, receptor — принимающий) специализированные окончания чувствительных не­рвных волокон, расположенные в скелетных мыш­цах, сухожилиях и связках.

Раздражение П. вызывают так называемые проприоцептивные рефлексы. Простейший пример проприоцептивного рефлекса — сухожильный рефлекс.

Проприоцептивные рефлексы играют важную роль в осуществлении и координации движений.

Пропульсия — непроизвольное движение вперед.

Протанопия (от греч. protos — первый, anopia — невидение) — врожденная частичная цветовая сле­ пота, преимущественно на красный цвет. Лица, стра­дающие П., не отличают светло-красных оттенков от темно-зеленых, голубых и синих от пурпурных и фиолетовых. Этот вид расстройства цветового зре­ния долгое время называли дальтонизмом (по имени английского ученого, химика и физика Дальтона, страдавшего этим расстройством и описавшего его). П. может быть врожденной и приобретенной вследствие заболеваний и повреждений сетчатки глаза, зрительных путей и головного мозга.

П., как и другие нарушения цветоощущения, является препятствием для выбора ряда профес­сий.

Профессиональное образование аномальных детей — совокупность знаний, практических умений и на­выков, необходимых для выполнения работы в определенной области трудовой деятельности. Пер­воначальную профессиональную подготовку учащи­еся получают в специальной общеобразовательной школе. Окончившие ее дети могут повысить свою квалификацию или приобрести новую специальность в учебно-производственных предприятиях Всерос­сийского общества глухих (или слепых) и профес­сионально-технических училищах.

Среднее профессиональное образование учащие­ся спецшкол могут получить в средних специаль­ных учебных заведениях: индустриальных, транс­портных, сельскохозяйственных и др. техникумах, педагогических, медицинских, художественных и др. училищах.

Высшее профессиональное образование учащие­ся спецшкол могут получить в высших учебных заведениях после окончания техникума или спец­школы, соответствующей полной средней общеоб­разовательной школе.

Профилактика (от греч. prophylaktikos — предохра­нительный) — система мероприятий по предупреж­дению заболеваний. Велика роль П. в охране дет­ства. П. выражается в систематическом врачебном наблюдении за детьми в дошкольных учреждени­ях, школах, за детьми, воспитывающимися дома. Перед дефектологией ставятся следующие зада­чи: а) предупреждение возникновения у детей дефек­тов, отклонений в психофизическом развитии — пер­вичная профилактика; б) предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возник­новения вторичных дефектов — вторичная профи­лактика; социально-трудовая адаптация лиц, стра­дающих дефектами, — третичная профилактика.

Псевдобульбарный паралич детский — центральный паралич мимико-артикуляционной мускулатуры, обус­ловленный двусторонним поражением проводящих путей, идущих от коры мозга к ядрам языко-глоточ- ного, блуждающего, добавочного и подъязычного нер­вов ( IX , X , XI , XII пары черепно-мозговых нервов).

Псевдоголос (греч. pseudos — ложь) — голос лиц с удаленной (экстирпированной) гортанью. П. образу­ ется от колебания сближенных стенок верхнего отдела пищевода под воздействием воздуха из ниж­него отдела пищевода или желудка. Путем специ­альных упражнений удается достичь удовлетвори­тельного звучания П.

Психастения (от греч. psyche — душа, asthenia — слабость) — болезненное состояние, характеризующе­ еся некоторыми специфическими чертами личности (нерешительность, повышенная впечатлительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, зас­тенчивость, мнительность, тревожность). Выражен­ ные формы П. у детей встречаются редко, наблюда­ются лишь отдельные черты характера. Воспитание таких детей требует специальных коррекционно-вос-питательных мероприятий, направленных на преодо­ление робости, мнительности, неуверенности.

Психиатрия детская — отрасль психиатрии, изучаю­ щая психопатологические проявления в связи с основными закономерностями возрастного развития ребенка. Развитие П. имеет большое значение для дефектологии.

Психика (от греч. psyche — душа) — свойство высо­коорганизованной материи, заключающееся в отра­жении объективной реальности в форме ощуще­ний, представлений, мыслей, чувств, волевых дей­ствий и т. п.

Под влиянием внешних условий, социальной сре­ ды П. человека изменяется. Для психического разви­ тия ребенка большое значение имеют воспитание и обучение. П. аномальных детей, по сравнению с нор­мальными, отличается целым рядом особенностей.

Психическая депривация (от deprivation — потеря чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлет­ворения какой-либо потребности) — психическое состояние, возникающее в результате особых жиз­ненных ситуаций, приводящих к недостаточному удовлетворению основных психических потребнос­тей. П.д. может оказать влияние на возникновение психических нарушений. Психическое развитие аномального ребенка — совер­шенствование психической деятельности и услож­нение ее содержания на протяжении детского воз­раста, подчиненное общим законам развития пси­хики нормальных детей, а также обусловленное имеющимся у ребенка дефектом.

Первичный дефект ребенка (нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного ап­парата) вызывает многообразные и сложные вто­ричные нарушения, изменения в его психике.

Особенности нарушения физического и психи­ческого развития ребенка влияют на весь процесс и конечный результат его познавательной деятель-' ности. Аномальный характер психофизического раз­вития ведет к значительному своеобразию форми­рования личности ребенка.

В психическом развитии аномального ребенка большое значение имеют специальное воспитание и обучение. Воспитательная работа с аномальным ре­бенком проводится с учетом его возрастных и инди­видуальных особенностей, направлена на формиро­ вание у него самостоятельности, навыков самообслу­живания, труда и культуры поведения, умения жить и работать в коллективе. По мнению Т. А. Власовой, целью дефектологии является определение тех ус­ ловий обучения и воспитания, которые наиболее адек­ ватно учитывают особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений.

Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофи­зического развития детей, называется коррекцией. Корригируются отдельные дефекты и личность ано­мального ребенка.

В психическом развитии аномальных детей ис­пользуются их компенсаторные возможности. Ком­пенсаторное П.р. аномального ребенка осуществля­ется за счет перестройки, замещения нарушенных или недоразвитых функций организма. Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Высшая форма компенсации означает всестороннее развитие личности ребенка.

Психическая нагрузка — рабочая нагрузка, предъяв­ ляющая требования к психическим функциям че­ловека в связи с характером работы, заключающа­яся в приеме и переработке информации; по харак­теру вовлекаемых функций различают сенсорную (анализаторную), эмоциональную и мыслительную (интеллектуальную) П.н.

Психический недостаток — временный или постоян­ ный недостаток в развитии и (или) функционирова­нии психики человека, включая сенсорные нару­шения, аутизм, умственную отсталость и специфи­ческие трудности в обучении, подтвержденный в установленном порядке.

Психический статус — описание состояния психики человека, включающее в себя его интеллектуаль­ные, эмоциональные, характерологические особен­ности, поведение и деятельность.

Психоаналептики (от греч. psyche — душа, analeptikos — укрепляющий, восстанавливаю­щий) — психостимулирующие средства.

Психоанализ — разработанный 3. Фрейдом в конце XIX — начале XX в. метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни чело­века и развитии человечества.

Психогении (от греч. psyche — душа, genesis — про­ исхождение) — психические расстройства, вызван­ные и обусловленные психическими травмами, тяжелыми переживаниями.

Психогенный — обусловленный психической травмой.

Психогигиена и психопрофилактика — раздел гиги­ены, изучающий влияние окружающих условий на психическое здоровье человека и разрабатывающий меры для его сбережения, укрепления и предуп­реждения возникновения психических заболеваний; сами эти меры.

Психогимнастика — одна из форм психотерапии, при которой главным средством коммуникации являет­ся двигательная экспрессия. Она требует от участ­ников группы выражения эмоций с помощью ми­мики, пантомимики.

Психодиагностика (от греч. psyche — душа, diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологи­ческих особенностей личности.

Психозы (от греч. psyche — душа) — расстройства пси­хической деятельности, проявляющиеся в нарушении отражения реального мира, а также в изменении по­ведения. В основе П. лежат расстройства высшей нервной деятельности. Причинами П. являются ост­рые и хронические инфекции, травмы головного моз­га, интоксикации, опухоли и сосудистые заболевания головного мозга, психические потрясения, в некото­рых случаях — отягощенная наследственность. Ос­новные симптомы: бредовые идеи, галлюцинации, изменения сознания, расстройства мышления, памя­ти, слабоумие, нарушения настроения и поведения.

Психокоррекция — целенаправленное изменение свойств и качеств личности психологическими методами.

Психолингвистика (от греч. psyche — душа, фр. linguistique от лат. lingua — язык) — сравнительно новая научная область на стыке психологии и лин­гвистики, предметом которой является устройство и функционирование речевых механизмов челове­ка в плане их соотнесения со структурой языка.

Психология (от греч. psyche — душа, logos — уче­ние, слово) — наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Психология специальная — раздел психологии, изу­ чающий психологические особенности разных групп аномальных детей. Цель П.с. — изучение законо­мерностей психического развития, формирования личности у разных категорий аномальных детей под воздействием специального обучения и воспитания (психология умственно отсталых, психология глу­хих, психология слабослышащих, психология сле­пых, психология слабовидящих, психология слепо­глухонемых детей, психология детей с нарушения­ми опорно-двигательного аппарата и речи).

Психомоторика (от греч. psyche — душа, motor — приводящий в движение) — совокупность сознатель­ но управляемых двигательных действий человека.

Психоневрология — раздел медицины, включающий в себя психиатрию и неврологию и изучающий пограничные их разделы: неврозы, психопатии и т. п., а также психогигиену и психопрофилактику.

Психопатия (от греч. psyche — душа, hathos — бо­лезнь) — патологический склад характера, выра­жающийся в неуравновешенности поведения, пло­хой приспособляемости к измененным условиям внешней среды, неумении подчиняться требовани­ям, в повышенной реактивности.

Причины формирования психопатической лич­ ности разнообразны, отражают взаимодействие орга­нических и специальных факторов.

В детском возрасте выделяют четыре основные группы психопатических состояний: 1) органичес­кая П.; 2) П. вследствие врожденной недостаточно­ сти отдельных мозговых систем; 3) психопатоподоб-ные состояния; 4) патология развития личности.

Психопатология (от греч. psyche — душа, hathos — болезнь) — отрасль медицины, изучающая болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение.

П. подразделяется на общую и частную. Общая П. изучает отдельные симптомы психических рас­стройств, причины их появления, закономерности развития. Частная П. (психиатрия) изучает отдель­ные психические заболевания и их лечение.

Психопатоподобные состояния — болезненные нару­ шения характера, возникающие на почве травм и инфекционных заболеваний ц.н.с, перенесенных в детском возрасте. Проявляются в повышенной раз­дражительности, двигательной расторможенности в сочетании со сниженной работоспособностью. В от­ личие от психопатии не затрагивают основных струк­тур личности и в меньшей мере снижают соци­альную адаптацию. В некоторых случаях затрудне­на дифференциальная диагностика от психопатий.

Психотерапия (от греч. psyche — душа, therapeia — лечение) — лечение психическим воздействием. Психологическое воздействие на больных с целью лечения или коррекции их поведения. Использу­ются разные виды П.: П. аналитическая, П. кол­лективная, П. малая, П. раскрывающая, П. раци­ональная, П. суггестивная, П. эмоциональная.

Психотерапевтический метод широко использу­ется в учреждениях для аномальных детей.

Психофармакология — раздел фармакологии, изуча­ ющий влияние лекарственных веществ на психи­ческую деятельность человека и применение в пси­хиатрии веществ, действующих на высшие отделы и функции ц.н.с.

Психофизиология — пограничная область психоло­гии, изучающая нервные механизмы психической деятельности. П. применяет для исследования пси­хических явлений физиологические методы: реги­страцию вегетативных реакций, биотоков мозга и мышц, регистрацию электрической активности раз­личных отделов мозга и др.

Птоз (от греч. ptosis — падение) — опущение верх­него века. П. может быть врожденным и приобре­тенным, бывает чаще двусторонним.

Термин «птоз» применяется также для обозна­чения ощущения какого-либо органа.