Р

Развитие — изменение от простого к сложному, от низшего к высшему в результате накопления коли­чественных изменений, приводящих к качествен­ным преобразованиям.

Психическое и физическое Р. человека соверша­ется по общим законам Р. Р. аномальных детей со­ вершается по общим законам детского развития, вме­сте с тем в зависимости от дефекта ребенка Р. имеет свои особенности. Существенное значение в Р. ано­мальных детей имеют воспитание и обучение, на­правленные на возможно более полную компенса­ цию и коррекцию отклонений в Р., возникающих как следствие имеющихся у детей аномалий.

Раздражимость — присущая живым объектам спо­собность отвечать на воздействия факторов окружа­ющей или внутренней среды изменением своего состояния или деятельности.

Раздражитель — фактор окружающей или внутрен­ней среды, вызывающий состояние возбуждения раздражимых структур. Раздражитель адекватный, Р. болевой, Р. вкусовой, Р. звуковой, Р. интероцеп-тивный, Р. подпороговый, Р. неадекватный, Р. не­специфический, Р. обонятельный, Р. тактильный, Р. патологический, Р. проприоцептивный.

Растормаживание — прекращение состояния внут­реннего торможения в коре больших полушарий головного мозга под влиянием постороннего раздра­жителя.

Расщелины губы — аномалия строения губ (обычно верхней), часто сочетается с расщелиной неба. Р.г. может быть односторонней и двусторонней. Врож­денные расщелины верхней губы бывают скрыты­ми, неполными: а) без деформации кожно-хряще-вого отдела носа; б) с деформацией кожно-хрящево-го отдела носа. В случаях полной расщелины губы (Р. проходит через всю губу и соединяется с носо­вым отверстием) в раннем возрасте применяется хирургическое лечение и при необходимости орто-донтическое наблюдение, что создает нормальные условия для развития речи. Расщелины нёба — аномалии строения твердого и мягкого неба. Врожденные аномалии возникают вследствие вредностей, действующих в течение пятой — десятой недели эмбриональной жизни (А. Г. Ипполитова). Форма и величина расщелины разнообразны.

Частичные расщелины встречаются в несколь­ко раз чаще полных, а односторонние чаще, чем двусторонние (по данным М. Д. Дубова).

Продолжительность и объем лечебных меро­приятий зависят от тяжести врожденной патоло­гии, так как требуется длительное комплексное ле­чение у хирурга и ортодонта; расщелины обычно сочетаются с различными зубочелюстными дефор­мациями.

Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы и неба осуществляется в несколько этапов. Несращение губы в зависимости от формы дефекта и состояния организма ребенка оперирует­ся в сроки от 10 дней до 1 года. Операция на небе, как правило, осуществляется до 6 лет. Работа по устранению остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации неба проводится в возрасте от 7 до 14 лет.

Однако хирургического лечения для полной ре­абилитации большинства (около 75%) детей с расщелиной губы и неба недостаточно. Эти дети нуж­даются в помощи со стороны ряда специалистов (стоматологов, ортодонтов, ортопедов, оториноларин­гологов, логопедов, невропатологов и др.). Помощь им оказывается в рамках системы диспансерного наблюдения и лечения

Реабилитация (от лат. rehabilitatio , re — приставка, обозначающая вновь, снова, hahilitas — пригодность, способность) — в медицине комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направ­ленных на восстановление (компенсацию) нарушен­ных функций организма, а также социальных фун­кций и трудоспособности больных и инвалидов.

Реадаптация (от лат. re — приставка, обозначающая вновь, снова, adapt are — приспособлять) — вторич­ ная адаптация к исходным условиям.

Реактивные состояния — психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми психическими переживаниями. У детей реактивные состояния большей частью возникают под влиянием семей­ных и школьных конфликтов.

В отличие от отклонений в развитии, обуслов­ленных органическими или функциональными на­рушениями ц.н.с, реактивные состояния у детей могут возникнуть при отсутствии каких бы то ни было мозговых нарушений.

Нервно-психические нарушения при реактив­ных состояниях у детей носят чрезвычайно раз­нообразный характер, проявляются в различной степени. Это зависит от остроты и тяжести трав­мирующей ситуации, от длительности ее воздей­ствия, возраста ребенка, общего состояния его здоровья и от индивидуальных особенностей лич­ности. Р.с. могут проявляться в заикании, в тикообразных подергиваниях в различных частях тела, страхах, недержании мочи и даже кала, в состоянии психомоторного возбуждения: суетли­вости, бесцельных движениях, немотивированных поступках. У некоторых детей появляется реакция торможения, они как бы цепенеют, застыва­ют.

В младшем возрасте отмечается временное вы­падение отдельных функций, например, временная глухота, мутизм и т. д.

У подростков картина Р.с. может принять более сложный характер. У них иногда отмечается наруше­ние всей эмоционально-волевой сферы (страх, трево­га, подавленность, отказ от еды, оцепенение, элемен­ты неадекватного отношения к окружающим и т. д.). Для лечения Р.с. у детей важно устранить трав­мирующую ситуацию, применить психотерапевти­ческое воздействие, успокаивающие и общеукреп­ляющие средства.

Регенерация — процесс восстановления прежнего состояния, восстановления организмом утраченных органов, тканей.

Регресс (в дефектологии) — деградация некоторой функции, ее возврат на более низкий уровень раз­вития. Может носить как временный (вызванный, например, соматическим заболеванием в раннем воз­расте), так и стойкий характер (связанный с серь­езным повреждением функции, например, возврат к автономной речи при РДА или к детским формам поведения при гебефрении). Р. подвержены менее зрелые функции. Его следует отличать от распада, т. е. грубой дезорганизации функции.

Редубликация — повторение.

Резонатор — приспособление, служащее для усиле­ния звука. У человека резонаторами являются раз­личные полости (в частности, полость рта, носа, гортань, грудная клетка и др.). В зависимости от изменяющейся их величины и формы меняется ок­раска звука.

Резонерство — склонность к длинным рассуждениям отвлеченного и нравоучительного характера.

Резус-фактор — особое антигенное вещество, впер­вые обнаруженное в 1937—1940 гг. в крови обезьян macacus - rhesus . У большинства людей (85%) в крови содержится резус-фактор, т. е. они являются резус-положительными. Люди, в крови которых этот фактор отсутствует, называются резус-отрицатель­ными. Установлено, что Р.-ф., как и другие особен­ности крови, постоянен и обладает значительной способностью к иммунизации.

Если резус-отрицательная женщина беременна резус-положительным плодом, то у плода развивает­ся гемолиз, т. е. растворение эритроцитов, в резуль­тате чего могут возникнуть гемолитическая болезнь новорожденных и различные мозговые поражения. Всем беременным женщинам профилактически исследуют кровь на резус-фактор. В настоящее вре­мя разработаны медицинские мероприятия, предот­вращающие тяжелые последствия несовместимос­ти по резус-фактору крови матери и ребенка.

Рекурсия — см. приступ.

Релаксация — (от лат. relaxatio — облегчение, рас­ слабление) — состояние покоя, расслабленности, на­ ступающее при отходе ко сну, а также после силь­ных переживаний или физических усилий. Р. назы­вается также полное или частичное мышечное расслабление, достигаемое произвольно за счет спе­циальных упражнений (наиболее распространенный способ достижения Р. — аутогенная тренировка). В логопедии разрабатываются специальные приемы обеспечения Р. мышц речевого аппарата, необходи­ мой для проведения упражнений по коррекции рече­вых нарушений. Для устранения заикания, которое имеет невротическую природу, погружение в Р. яв­ляется одним из важных условий эффективности коррекционной работы и средством психотерапии, об­ легчающим снятие нервно-психического напряжения.

Рельефное рисование, черчение — учебные предметы в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями зрения.

Рельефные карты — учебные географические и исто­ рические карты для школ слепых, выполняемые в рельефе для осязательного восприятия.

Рельефный глобус — модель земного шара, приспо­собленная для осязательного восприятия слепыми.

Рельефный шрифт — специальный объемный шрифт, созданный для чтения и письма.

Реминисценция (от лат. reminiseentia — воспомина­ние) — в психологии улучшение воспроизведения запоминаемого материала (по полноте и содержа­тельности) через некоторое время (через 2—3 дня) после его запоминания.

Р. возникает при снятии охранительного тормо­жения, явившегося результатом утомления при за­поминании материала.

Р. часто наблюдается у детей дошкольного воз­раста; у школьников чаще, чем у взрослых.

Респираторный — дыхательный.

Ретардация — незавершенность отдельных этапов развития, при которой не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными. Ха­рактерна для олигофрении и ЗПР. Например, Р. Е. Левиной в 1936 году описаны примеры общего речевого недоразвития, когда происходит не свое­временный переход от автономной речи к обычной, а расширение самой автономной речи.

Ретропульсия — насильственное движение кзади.

Рефлекс (от лат. reflexus — отражение) — реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы.

Р. делятся на две основные группы: безуслов­ные и условные. Выделенный И. П. Павловым ори­ентировочный рефлекс вызывается действием но­вых раздражителей или изменением старых.

Рефлексы патологические — рефлекторные реакции, отсутствующие у здоровых людей и возникающие при органических заболеваниях нервной системы, когда поражается центральный двигательный путь (пирамидный).

Р.п. могут быть разгибательными и сгибатель-ными. К разгибательным Р.п. относятся рефлекс Россолимо, рефлекс Бехтерева.

Рефлексогенная зона — область тела, например уча­ сток кожи, слизистой оболочки, сосудистой стенки, в пределах которого расположены рецепторы одно­го типа раздражителя, приводящего к возникнове­нию определенных рефлексов.

Рефлекторная дуга — совокупность нервных образо­ ваний, необходимых для осуществления безуслов­ных и условных рефлексов. Р.д. состоит из рецеп­тора; центростремительных нервных волокон (аф­ферентный путь), по которым возбуждение передается в ц.н.с; нервных центров, участвую­щих в осуществлении данного рефлекса; центро­бежных нервных волокон (эфферентный путь), по которым импульсы, возникающие в нервных цент­рах, передаются в различные органы; эффектора, осуществляющего тот или иной вид деятельности.

Рецептивная речь — понимание речи других людей. Импрессивная речь.

Рецепторы — периферические нервные образования различных органов чувств — воспринимающая часть анализатора.

Рецидив — повторение, возврат болезни после кажу­щегося ее исчезновения.

Речевая карта — основной документ, характеризую­щий состояние речи ребенка, поступившего в лого­педическое учреждение.

Речевая карта заполняется логопедом при об­следовании ребенка. В нее заносятся паспортные данные ребенка, заключения психоневролога, ото­риноларинголога и др.; сведения о пренатальном, натальном и раннем постнатальном периодах раз­вития ребенка; данные о ходе речевого, общего фи­зического, психического и моторного развития ре­бенка; жалобы родителей на речь ребенка; состоя­ние артикуляционного аппарата; отмечаются особенности фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи; фиксируются дефекты устной, а у школьников и письменной речи. В конце речевой карты логопедом формируется заключение.

Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в речеобразовании. Различают: централь­ный отдел речевого аппарата и периферический. В состав периферического отдела Р.а. входят испол­нительные органы голосообразования и двигатель­ные нервы. Центральный отдел Р.а. находится в головном мозге и состоит из корковых центров, под­корковых узлов, проводящих путей и ядер соответ­ствующих нервов.

В периферическом Р.а. выделяют 3 отдела: ды­хательный, голосовой и артикуляционный.

Речевые кинестезии — двигательные ощущения, определяющие явление обратной связи в психофо­нетической организации речевого механизма.

Реэдукция слуха (от лат. re — приставка, обознача­ющая возвращение, educatio — воспитание) — ле­чение глухоты и тугоухости слуховыми упражне­ниями, развитие слухового восприятия посредством специальных упражнений.

Ригидность — оцепенение, отсутствие гибкости, по­датливости.

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — патологическое изменение тембра голоса и звукопро-изношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речеобразования ре­зонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит в результате неправильного направления голосовой и дыхательной струи вслед­ствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба или расстройства функции мягкого неба. Различают три формы Р.: открытую, закрытую, смешанную.

Риноскопия (от греч. rhinos — нос, scopea — смот­рю) — метод осмотра полости носа с использовани­ем искусственного источника света. Носовая по­лость осматривается без инструмента и с помощью носорасширителей, маленького зеркала.

Ринофония (от греч. rhinos — нос, phone — звук) — гнусавость.

Ритмика (от греч. rhytmicos — равномерный, разме­ренный) — система физических упражнений, пост­роенных на основе связи движения с музыкой.

Важным разделом логопедической работы явля­ется логопедическая ритмика, которая представля­ет собой систему музыкально-двигательных, рече- двигательных, музыкально-речевых упражнений, ис­пользуемых в коррекционных и развивающих целях.

Ротацизм (от греч. го — название буквы «р») — расстройство произношения звуков [р] и [р'], выра­жающееся в отсутствии звуков в речи, искажени­ях, заменах другими звуками.

Дефекты произношения звуков [р] и [р'] разнообразны (до 20 видов): пропуск этих звуков в речи; велярное и увулярное произношение; боковое, щеч­ное, носовое, «кучерское»; параротацизм и др.