Р
Развитие изменение от простого к сложному, от низшего к высшему в результате накопления количественных изменений, приводящих к качественным преобразованиям.
Психическое и физическое Р. человека совершается по общим законам Р. Р. аномальных детей со вершается по общим законам детского развития, вместе с тем в зависимости от дефекта ребенка Р. имеет свои особенности. Существенное значение в Р. аномальных детей имеют воспитание и обучение, направленные на возможно более полную компенса цию и коррекцию отклонений в Р., возникающих как следствие имеющихся у детей аномалий.
Раздражимость присущая живым объектам способность отвечать на воздействия факторов окружающей или внутренней среды изменением своего состояния или деятельности.
Раздражитель фактор окружающей или внутренней среды, вызывающий состояние возбуждения раздражимых структур. Раздражитель адекватный, Р. болевой, Р. вкусовой, Р. звуковой, Р. интероцеп-тивный, Р. подпороговый, Р. неадекватный, Р. неспецифический, Р. обонятельный, Р. тактильный, Р. патологический, Р. проприоцептивный.
Растормаживание прекращение состояния внутреннего торможения в коре больших полушарий головного мозга под влиянием постороннего раздражителя.
Расщелины губы аномалия строения губ (обычно верхней), часто сочетается с расщелиной неба. Р.г. может быть односторонней и двусторонней. Врожденные расщелины верхней губы бывают скрытыми, неполными: а) без деформации кожно-хряще-вого отдела носа; б) с деформацией кожно-хрящево-го отдела носа. В случаях полной расщелины губы (Р. проходит через всю губу и соединяется с носовым отверстием) в раннем возрасте применяется хирургическое лечение и при необходимости орто-донтическое наблюдение, что создает нормальные условия для развития речи. Расщелины нёба аномалии строения твердого и мягкого неба. Врожденные аномалии возникают вследствие вредностей, действующих в течение пятой десятой недели эмбриональной жизни (А. Г. Ипполитова). Форма и величина расщелины разнообразны.
- Расщелина мягкого неба бывает под слизистой, скрытой (субмукозной); неполной; полной.
- Расщелина мягкого и твердого неба может быть скрытой; неполной; полной.
- Расщелина альвеолярного отростка, твердо го и мягкого неба — полная Р., может быть односторонней, двусторонней.
- Полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого неба может быть односторонней и двусторонней.
Частичные расщелины встречаются в несколько раз чаще полных, а односторонние чаще, чем двусторонние (по данным М. Д. Дубова).
Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии, так как требуется длительное комплексное лечение у хирурга и ортодонта; расщелины обычно сочетаются с различными зубочелюстными деформациями.
Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы и неба осуществляется в несколько этапов. Несращение губы в зависимости от формы дефекта и состояния организма ребенка оперируется в сроки от 10 дней до 1 года. Операция на небе, как правило, осуществляется до 6 лет. Работа по устранению остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации неба проводится в возрасте от 7 до 14 лет.
Однако хирургического лечения для полной реабилитации большинства (около 75%) детей с расщелиной губы и неба недостаточно. Эти дети нуждаются в помощи со стороны ряда специалистов (стоматологов, ортодонтов, ортопедов, оториноларингологов, логопедов, невропатологов и др.). Помощь им оказывается в рамках системы диспансерного наблюдения и лечения
Реабилитация (от лат. rehabilitatio , re — приставка, обозначающая вновь, снова, hahilitas — пригодность, способность) — в медицине комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов.
Реадаптация (от лат. re — приставка, обозначающая вновь, снова, adapt are — приспособлять) — вторич ная адаптация к исходным условиям.
Реактивные состояния психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми психическими переживаниями. У детей реактивные состояния большей частью возникают под влиянием семейных и школьных конфликтов.
В отличие от отклонений в развитии, обусловленных органическими или функциональными нарушениями ц.н.с, реактивные состояния у детей могут возникнуть при отсутствии каких бы то ни было мозговых нарушений.
Нервно-психические нарушения при реактивных состояниях у детей носят чрезвычайно разнообразный характер, проявляются в различной степени. Это зависит от остроты и тяжести травмирующей ситуации, от длительности ее воздействия, возраста ребенка, общего состояния его здоровья и от индивидуальных особенностей личности. Р.с. могут проявляться в заикании, в тикообразных подергиваниях в различных частях тела, страхах, недержании мочи и даже кала, в состоянии психомоторного возбуждения: суетливости, бесцельных движениях, немотивированных поступках. У некоторых детей появляется реакция торможения, они как бы цепенеют, застывают.
В младшем возрасте отмечается временное выпадение отдельных функций, например, временная глухота, мутизм и т. д.
У подростков картина Р.с. может принять более сложный характер. У них иногда отмечается нарушение всей эмоционально-волевой сферы (страх, тревога, подавленность, отказ от еды, оцепенение, элементы неадекватного отношения к окружающим и т. д.). Для лечения Р.с. у детей важно устранить травмирующую ситуацию, применить психотерапевтическое воздействие, успокаивающие и общеукрепляющие средства.
Регенерация процесс восстановления прежнего состояния, восстановления организмом утраченных органов, тканей.
Регресс (в дефектологии) деградация некоторой функции, ее возврат на более низкий уровень развития. Может носить как временный (вызванный, например, соматическим заболеванием в раннем возрасте), так и стойкий характер (связанный с серьезным повреждением функции, например, возврат к автономной речи при РДА или к детским формам поведения при гебефрении). Р. подвержены менее зрелые функции. Его следует отличать от распада, т. е. грубой дезорганизации функции.
Редубликация повторение.
Резонатор приспособление, служащее для усиления звука. У человека резонаторами являются различные полости (в частности, полость рта, носа, гортань, грудная клетка и др.). В зависимости от изменяющейся их величины и формы меняется окраска звука.
Резонерство склонность к длинным рассуждениям отвлеченного и нравоучительного характера.
Резус-фактор особое антигенное вещество, впервые обнаруженное в 19371940 гг. в крови обезьян macacus - rhesus . У большинства людей (85%) в крови содержится резус-фактор, т. е. они являются резус-положительными. Люди, в крови которых этот фактор отсутствует, называются резус-отрицательными. Установлено, что Р.-ф., как и другие особенности крови, постоянен и обладает значительной способностью к иммунизации.
Если резус-отрицательная женщина беременна резус-положительным плодом, то у плода развивается гемолиз, т. е. растворение эритроцитов, в результате чего могут возникнуть гемолитическая болезнь новорожденных и различные мозговые поражения. Всем беременным женщинам профилактически исследуют кровь на резус-фактор. В настоящее время разработаны медицинские мероприятия, предотвращающие тяжелые последствия несовместимости по резус-фактору крови матери и ребенка.
Рекурсия см. приступ.
Релаксация (от лат. relaxatio — облегчение, рас слабление) — состояние покоя, расслабленности, на ступающее при отходе ко сну, а также после сильных переживаний или физических усилий. Р. называется также полное или частичное мышечное расслабление, достигаемое произвольно за счет специальных упражнений (наиболее распространенный способ достижения Р. — аутогенная тренировка). В логопедии разрабатываются специальные приемы обеспечения Р. мышц речевого аппарата, необходи мой для проведения упражнений по коррекции речевых нарушений. Для устранения заикания, которое имеет невротическую природу, погружение в Р. является одним из важных условий эффективности коррекционной работы и средством психотерапии, об легчающим снятие нервно-психического напряжения.
Рельефное рисование, черчение учебные предметы в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями зрения.
Рельефные карты учебные географические и исто рические карты для школ слепых, выполняемые в рельефе для осязательного восприятия.
Рельефный глобус модель земного шара, приспособленная для осязательного восприятия слепыми.
Рельефный шрифт специальный объемный шрифт, созданный для чтения и письма.
Реминисценция (от лат. reminiseentia — воспоминание) — в психологии улучшение воспроизведения запоминаемого материала (по полноте и содержательности) через некоторое время (через 2—3 дня) после его запоминания.
Р. возникает при снятии охранительного торможения, явившегося результатом утомления при запоминании материала.
Р. часто наблюдается у детей дошкольного возраста; у школьников чаще, чем у взрослых.
Респираторный дыхательный.
Ретардация незавершенность отдельных этапов развития, при которой не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными. Характерна для олигофрении и ЗПР. Например, Р. Е. Левиной в 1936 году описаны примеры общего речевого недоразвития, когда происходит не своевременный переход от автономной речи к обычной, а расширение самой автономной речи.
Ретропульсия насильственное движение кзади.
Рефлекс (от лат. reflexus — отражение) — реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы.
Р. делятся на две основные группы: безусловные и условные. Выделенный И. П. Павловым ориентировочный рефлекс вызывается действием новых раздражителей или изменением старых.
Рефлексы патологические рефлекторные реакции, отсутствующие у здоровых людей и возникающие при органических заболеваниях нервной системы, когда поражается центральный двигательный путь (пирамидный).
Р.п. могут быть разгибательными и сгибатель-ными. К разгибательным Р.п. относятся рефлекс Россолимо, рефлекс Бехтерева.
Рефлексогенная зона — область тела, например уча сток кожи, слизистой оболочки, сосудистой стенки, в пределах которого расположены рецепторы одного типа раздражителя, приводящего к возникновению определенных рефлексов.
Рефлекторная дуга совокупность нервных образо ваний, необходимых для осуществления безусловных и условных рефлексов. Р.д. состоит из рецептора; центростремительных нервных волокон (афферентный путь), по которым возбуждение передается в ц.н.с; нервных центров, участвующих в осуществлении данного рефлекса; центробежных нервных волокон (эфферентный путь), по которым импульсы, возникающие в нервных центрах, передаются в различные органы; эффектора, осуществляющего тот или иной вид деятельности.
Рецептивная речь понимание речи других людей. Импрессивная речь.
Рецепторы периферические нервные образования различных органов чувств воспринимающая часть анализатора.
Рецидив повторение, возврат болезни после кажущегося ее исчезновения.
Речевая карта основной документ, характеризующий состояние речи ребенка, поступившего в логопедическое учреждение.
Речевая карта заполняется логопедом при обследовании ребенка. В нее заносятся паспортные данные ребенка, заключения психоневролога, оториноларинголога и др.; сведения о пренатальном, натальном и раннем постнатальном периодах развития ребенка; данные о ходе речевого, общего физического, психического и моторного развития ребенка; жалобы родителей на речь ребенка; состояние артикуляционного аппарата; отмечаются особенности фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи; фиксируются дефекты устной, а у школьников и письменной речи. В конце речевой карты логопедом формируется заключение.
Речевой аппарат система органов, принимающих участие в речеобразовании. Различают: центральный отдел речевого аппарата и периферический. В состав периферического отдела Р.а. входят исполнительные органы голосообразования и двигательные нервы. Центральный отдел Р.а. находится в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.
В периферическом Р.а. выделяют 3 отдела: дыхательный, голосовой и артикуляционный.
Речевые кинестезии двигательные ощущения, определяющие явление обратной связи в психофонетической организации речевого механизма.
Реэдукция слуха (от лат. re — приставка, обозначающая возвращение, educatio — воспитание) — лечение глухоты и тугоухости слуховыми упражнениями, развитие слухового восприятия посредством специальных упражнений.
Ригидность оцепенение, отсутствие гибкости, податливости.
Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — патологическое изменение тембра голоса и звукопро-изношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речеобразования резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит в результате неправильного направления голосовой и дыхательной струи вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба или расстройства функции мягкого неба. Различают три формы Р.: открытую, закрытую, смешанную.
Риноскопия (от греч. rhinos — нос, scopea — смотрю) — метод осмотра полости носа с использованием искусственного источника света. Носовая полость осматривается без инструмента и с помощью носорасширителей, маленького зеркала.
Ринофония (от греч. rhinos — нос, phone — звук) — гнусавость.
Ритмика (от греч. rhytmicos — равномерный, размеренный) — система физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.
Важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, рече- двигательных, музыкально-речевых упражнений, используемых в коррекционных и развивающих целях.
Ротацизм (от греч. го — название буквы «р») — расстройство произношения звуков [р] и [р'], выражающееся в отсутствии звуков в речи, искажениях, заменах другими звуками.
Дефекты произношения звуков [р] и [р'] разнообразны (до 20 видов): пропуск этих звуков в речи; велярное и увулярное произношение; боковое, щечное, носовое, «кучерское»; параротацизм и др.