Э
Эгоцентризм (от лат. ego — я, centrum — центр) — склонность некоторых людей рассматривать действительность исключительно с точки зрения ее значения для их личности. Фиксация внимания только на личных переживаниях и восприятие каждого явления с точки зрения личных интересов; крайняя форма индивидуализма.
Эйфория (от греч. ей — хорошо, foreo — несу) — ощущение легкости, хорошее самочувствие, повышенное радостное настроение, не оправданное ни объективным состоянием человека, ни окружающей обстановкой.
Экзогенный (от греч. ехо — снаружи, genos — род, происхождение) — возникший по причинам, лежащим вне организма (травмы, инфекции, нарушение питания и др.).
Экзофтальм (от греч. exophtalmos — пучеглазый) — выпячивание, смещение глазного яблока вперед.
Истинный Э. развивается в результате воспалительных процессов, опухолей, эндокринных заболеваний и др.
У детей Э. может быть обусловлен гидроцефалией.
Экскурсия — в логопедии первая фраза артикуляции, когда органы речи переходят от того или иного предшествующего положения к положению, необходимому для артикуляции данного звука.
Эксперимент (от лат. ehperimentum — проба, опыт) — изучение психического или педагогического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту, как правило, предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяются замысел Э. и его цель.
В психологии Э. впервые стал применяться в середине XIX в. (1861 г. — нем. физиолог и психолог В. Вундт). В зависимости от того, насколько естественны условия проведения Э., он делится на лабораторный и естественный.
Эксперимент естественный (от лат. ehperimentum — проба, опыт) — метод научного психологического исследования, при котором испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия (учение, игра, труд и др.) и часто не подо зревает о том, что подвергается изучению. Э.е. впервые был предложен на I Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в 1910 г. А. Ф. Ла-зурским и затем получил широкое применение в возрастной и педагогической психологии.
Э.е. проводится обычно без применения специ альной аппаратуры и сложных технических средств. Э.е. используется и в дефектологических исследованиях.
Эксперимент констатирующий — метод научного пси хологического или педагогического исследования, который в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические особенности или особенности каких-либо педагогических явлений и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества или состояния педагогического явления.
Констатация определенных научных фактов дает в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента.
Эксперимент обучающий метод научного педагоги ческого и психологического исследования, который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных навыков, умений, качеств. С помощью Э.о. изучаются возможности развития детей, условия наибольшей успешности обучения детей.
В дефектологии Э.о. помогает выявить положительные возможности развития психики аномального ребенка, служит основой отбора наиболее эффективных методов работы с аномальными детьми, направленных на коррекцию и компенсацию их дефектов.
Эксперимент педагогический научно поставленный опыт обучения и воспитания в заданных определен ных условиях. Результаты сравниваются в экспериментальной и в контрольной группах. Целью Э.п. является установление определенной зависимости между тем или иным педагогическим воздействием или условиями воспитания и обучения и их результатами. Э.п. дает возможность разрешить общие педагогические проблемы и методические вопросы. Э.п. широко используется в дефектологии для поиска наиболее эффективных путей обучения и воспитания различных категорий аномальных детей.
Эксперимент формирующий предполагает целена правленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств, умений, навыков, знаний. Например, специально организуя занятия, учитель прослеживает, как изменения в обучении влияют на особенности мышления при усвоении понятий. В данном случае формирование протекает в процессе обучения, и такой формирующий эксперимент называется обучающим.
Э.ф. может применяться и в процессе воспитания, когда исследователь формирует те или иные качества личности. В этом случае он называется воспитывающим.
Экспирация (от лат. expirare — выдыхать) — выдох, выдыхание.
Экспрессивная речь (от лат. expressio — выражение, высказывание) — внешняя форма речи, активное устное или письменное высказывание. Устная Э.р. связана с произнесением слов, письменная — с их буквенным воспроизведением. У слепых письменная речь выражается в воспроизведении слов с помощью шрифта Брайля. Э.р. (дактильная, жесто-вый язык, применяемые глухими и слепоглухими) выражается в воспроизведении слов с помощью дак-тильных знаков и жестового языка.
Экстерорецепторы, экстероцепторы (от лат. externus — внешний, receptor — принимающий) — периферические концы анализаторов, расположенные на поверхности организма и воспринимающие раздражения из внешней среды.
Различают контактные Э., в которых возбуждение возникает при непосредственном контакте с внешними раздражителями (вкусовые, болевые, температурные, кинестетические и т. д.), и дистантные, реагирующие на раздражители, находящиеся на расстоянии от организма (Э. зрения, слуха, обоняния и т. д.).
Экстирпация (от лат. extirpatio — вырывание с корнем) — радикальное удаление какого-либо органа.
Электромиография запись токов действия мышц, т. е. биоэлектрических потенциалов, возникающих при их возбуждении. Возбуждение мышц имеет прерывистый характер, это и отражается на электрограмме. Э. используется в физиологии и медицине для изучения деятельности самой мышцы и для исследования процессов в ц.н.с, обусловливающих двигательную функцию организма.
Электроэнцефалография (от греч. enkephalos — мозг, grapho — пишу) — графический метод исследования деятельности головного мозга, основанный на регистрации его электрических потенциалов. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) представляет собой сложную кривую, состоящую из колебаний разной частоты и амплитуды, используется при диагностике заболеваний и органических поражений и функциональных расстройств головного мозга, для уточнения локализации патологических мозговых процессов.
Эмболия закупорка кровеносного сосуда эмболом (частицами жира, пузырьками воздуха и т. п.).
Эмболофразия включение в речь лишних (по смыслу) звуков, слов. Обычно наблюдается при заикании и афазии.
Эмоции (от фран. emotion волнение) реакция в виде субъективно окрашенного переживания индивида, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовлетворение или неудовлетворение). Э. могут быть положительными и отрицательными. По содержанию Э. и чувства разделяются на интеллектуальные, моральные, эстетические, в зависимости от области, в которой они проявляются.
У аномальных детей, имеющих сенсорные, интеллектуальные и речевые нарушения, первично или вторично страдает и эмоциональная сфера.
В коррекционно-воспитательной работе с аномальными детьми уделяется особое внимание воспитанию у них Э. и чувств.
Эндогенный (от греч. endon — внутри, genos — род, происхождение) — возникший по причинам, лежащим во внутренней среде организма. Термин часто употребляется в медицине.
Эндокринная система (от греч. endon — внутри, krina — выделяю) — система желез внутренней секреции животных и человека, выделяющих вырабатываемые ими вещества (гормоны) непосредственно в кровь и лимфу. Железы Э.с. функционально тесно связаны между собой и представляют сложную регулирующую систему организма.
Раннее поражение желез Э.с. вызывает тяжелые формы психического недоразвития, различные психические и соматические нарушения, сопровождающиеся нарушениями обмена веществ.
Эндокринные расстройства нарушения деятельно сти желез внутренней секреции (гипофиза, эпифиза, щитовидной железы, вилочковой железы, поджелудочной железы, надпочечников, половых желез). Нарушение функции желез внутренней секреции влечет за собой различные патологические изменения в организме (базедова болезнь, болезнь Аддисо-на, сахарный диабет, евнухоидизм и др.).
Энурез недержание мочи, которое может возникнуть у нервных и физически ослабленных детей при неблагоприятных внешних условиях. Наличие Э. может быть травмирующим фактором в общем развитии ребенка.
Энцефалит (от греч. enkephalos — мозг) — воспаление головного мозга, вызываемое различными возбудителями. Э. подразделяются на первичные и вторичные.
Первичные Э. вызываются нейротропными вирусами (эпидемический, клещевой, комариный).
Вторичные Э., как правило, являются ослож нением таких инфекционных заболеваний, как корь, ветряная оспа, токсоплазмоз. Реже вторичные Э. развиваются после профилактических прививок.
У детей и подростков Э. нередко оставляют тяжелые последствия: параличи, гиперкинезы, эпи-лептиформные припадки, расстройства речи, снижение интеллекта, неврастению и др.
Энцефалопатия (от греч. enkephalos — мозг, pathos страдание) заболевание головного мозга без явно выраженных структурных изменений. Э. может возникнуть после травм, перенесенных инфекций, интоксикаций и т. п. Симптомы Э.: головные боли и головокружение, повышенная раздражительность, тревожный сон, понижение памяти, снижение работоспособности, повышенная утомляемость и ис-тощаемость при нагрузке. Эпилепсия (от греч. epilepsia схватываю) хроническое прогрессирующее заболевание мозга, проявляющееся периодическими приступами судорог, нарушением сознания, нарастающими изменениями в эмоционально-психической сфере. Частота Э. составляет 35 случаев на 1 тыс. человек населения. Выявляется наследственная предрасположенность Э.: наследуется не само заболевание, а судорожная готовность мозга. Наряду с генетическими факторами в развитии Э. может играть роль и приобретенное предрасположение к судорожным приступам (после перенесенных травм головы, инфекций, интоксикаций и др.).
В основе судорог лежат структурные и функциональные изменения в ц.н.с, обусловливающие чрезмерный разряд нервных клеток.
Согласно классификации Э. припадков выделяют припадки генерализованные (общие) и очаговые (локальные). Генерализованные припадки подразделяют на большие и малые.
Течение Э., как правило, прогрессирующее: постепенно нарастают частота и длительность припадков. Проявляются изменениями личности по эпилептоидному типу (инертность и медлительность мышления, эйфоричность, дурашливость, суетливость, двигательная расторможенность).
Возможность обучения детей, страдающих Э., зависит от состояния их нервно-психических функций. Больные Э. интеллектуально сохранные дети могут обучаться по программе массовой школы. Дети-эпилептики со сниженным интеллектом и вы раженными характерологическими изменениями могут обучаться в специальных школах или в реаби литационных отделениях психиатрических больниц.
Этиология (от греч. aitia — причина, logos — учение) — учение о причинах возникновения болезней. Под причиной следует понимать воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которое определяет специфику патологического процесса. Причины могут быть внешними и внутренними, органическими и функциональными, наследственными и социально-психологическими.
Э. — учение о сложных процессах взаимодействия организма человека с причиной болезни и о комплексе дополнительных условий, в которых это взаимодействие реализуется.
Эфферентное звено компонент рефлекторной дуги, осуществляющий передачу возбуждения из ц.н.с. к исполнительным органам и тканям.
Эхолалия автоматическое повторение чужих слов, при котором больные вместо ответа повторяют обращенные к ним вопросы. Э. наблюдается у взрослых и детей, страдающих органическими заболеваниями мозга, при олигофрении в степени имбециль-ности и резко выраженной дебильности.
Эхопраксия подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий других людей. Э. наблюдается при шизофрении, олигофрении и при других патологических состояниях вследствие органического поражения головного мозга.