Э

Эгоцентризм (от лат. ego — я, centrum — центр) — склонность некоторых людей рассматривать действительность исключительно с точки зрения ее значения для их личности. Фиксация внимания только на личных переживаниях и восприятие каждого явления с точки зрения личных интересов; крайняя форма индивидуализма.

Эйфория (от греч. ей — хорошо, foreo — несу) — ощущение легкости, хорошее самочувствие, повышенное радостное настроение, не оправданное ни объективным состоянием человека, ни окружающей обстановкой.

Экзогенный (от греч. ехо — снаружи, genos — род, происхождение) — возникший по причинам, лежащим вне организма (травмы, инфекции, нарушение питания и др.).

Экзофтальм (от греч. exophtalmos — пучеглазый) — выпячивание, смещение глазного яблока вперед.

Истинный Э. развивается в результате воспалительных процессов, опухолей, эндокринных заболеваний и др.

У детей Э. может быть обусловлен гидроцефалией.

Экскурсия — в логопедии первая фраза артикуляции, когда органы речи переходят от того или иного предшествующего положения к положению, необходимому для артикуляции данного звука.

Эксперимент (от лат. ehperimentum — проба, опыт) — изучение психического или педагогического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту, как правило, предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяются замысел Э. и его цель.

В психологии Э. впервые стал применяться в середине XIX в. (1861 г. — нем. физиолог и психо­лог В. Вундт). В зависимости от того, насколько естественны условия проведения Э., он делится на лабораторный и естественный.

Эксперимент естественный (от лат. ehperimentum — проба, опыт) — метод научного психологического исследования, при котором испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия (учение, игра, труд и др.) и часто не подо­ зревает о том, что подвергается изучению. Э.е. впер­вые был предложен на I Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в 1910 г. А. Ф. Ла-зурским и затем получил широкое применение в возрастной и педагогической психологии.

Э.е. проводится обычно без применения специ­ альной аппаратуры и сложных технических средств. Э.е. используется и в дефектологических исследо­ваниях.

Эксперимент констатирующий — метод научного пси­ хологического или педагогического исследования, который в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические особенности или особенности каких-либо педагогических явлений и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего каче­ства или состояния педагогического явления.

Констатация определенных научных фактов дает в дальнейшем материал для организации формиру­ющего эксперимента.

Эксперимент обучающий — метод научного педагоги­ ческого и психологического исследования, который предполагает целенаправленное воздействие на ис­пытуемого в целях формирования у него опреде­ленных навыков, умений, качеств. С помощью Э.о. изучаются возможности развития детей, условия наибольшей успешности обучения детей.

В дефектологии Э.о. помогает выявить положи­тельные возможности развития психики аномаль­ного ребенка, служит основой отбора наиболее эф­фективных методов работы с аномальными детьми, направленных на коррекцию и компенсацию их де­фектов.

Эксперимент педагогический — научно поставленный опыт обучения и воспитания в заданных определен­ ных условиях. Результаты сравниваются в экспери­ментальной и в контрольной группах. Целью Э.п. является установление определенной зависимости между тем или иным педагогическим воздействием или условиями воспитания и обучения и их резуль­татами. Э.п. дает возможность разрешить общие педагогические проблемы и методические вопросы. Э.п. широко используется в дефектологии для по­иска наиболее эффективных путей обучения и вос­питания различных категорий аномальных детей.

Эксперимент формирующий — предполагает целена­ правленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств, уме­ний, навыков, знаний. Например, специально орга­низуя занятия, учитель прослеживает, как измене­ния в обучении влияют на особенности мышления при усвоении понятий. В данном случае формиро­вание протекает в процессе обучения, и такой фор­мирующий эксперимент называется обучающим.

Э.ф. может применяться и в процессе воспита­ния, когда исследователь формирует те или иные качества личности. В этом случае он называется воспитывающим.

Экспирация (от лат. expirare — выдыхать) — выдох, выдыхание.

Экспрессивная речь (от лат. expressio — выражение, высказывание) — внешняя форма речи, активное устное или письменное высказывание. Устная Э.р. связана с произнесением слов, письменная — с их буквенным воспроизведением. У слепых письмен­ная речь выражается в воспроизведении слов с помощью шрифта Брайля. Э.р. (дактильная, жесто-вый язык, применяемые глухими и слепоглухими) выражается в воспроизведении слов с помощью дак-тильных знаков и жестового языка.

Экстерорецепторы, экстероцепторы (от лат. externus — внешний, receptor — принимающий) — перифери­ческие концы анализаторов, расположенные на поверхности организма и воспринимающие раздра­жения из внешней среды.

Различают контактные Э., в которых возбужде­ние возникает при непосредственном контакте с внешними раздражителями (вкусовые, болевые, температурные, кинестетические и т. д.), и дистан­тные, реагирующие на раздражители, находящиеся на расстоянии от организма (Э. зрения, слуха, обо­няния и т. д.).

Экстирпация (от лат. extirpatio — вырывание с кор­нем) — радикальное удаление какого-либо органа.

Электромиография — запись токов действия мышц, т. е. биоэлектрических потенциалов, возникающих при их возбуждении. Возбуждение мышц имеет прерывистый характер, это и отражается на элек­трограмме. Э. используется в физиологии и меди­цине для изучения деятельности самой мышцы и для исследования процессов в ц.н.с, обусловлива­ющих двигательную функцию организма.

Электроэнцефалография (от греч. enkephalos — мозг, grapho — пишу) — графический метод исследования деятельности головного мозга, основанный на регис­трации его электрических потенциалов. Электроэн­цефалограмма (ЭЭГ) представляет собой сложную кривую, состоящую из колебаний разной частоты и амплитуды, используется при диагностике заболева­ний и органических поражений и функциональных расстройств головного мозга, для уточнения локали­зации патологических мозговых процессов.

Эмболия — закупорка кровеносного сосуда эмболом (частицами жира, пузырьками воздуха и т. п.).

Эмболофразия — включение в речь лишних (по смыс­лу) звуков, слов. Обычно наблюдается при заика­нии и афазии.

Эмоции (от фран. emotion — волнение) — реакция в виде субъективно окрашенного переживания инди­вида, отражающая значимость для него воздейству­ющего раздражителя или результата собственного действия (удовлетворение или неудовлетворение). Э. могут быть положительными и отрицательными. По содержанию Э. и чувства разделяются на ин­теллектуальные, моральные, эстетические, в зави­симости от области, в которой они проявляются.

У аномальных детей, имеющих сенсорные, ин­теллектуальные и речевые нарушения, первично или вторично страдает и эмоциональная сфера.

В коррекционно-воспитательной работе с ано­мальными детьми уделяется особое внимание вос­питанию у них Э. и чувств.

Эндогенный (от греч. endon — внутри, genos — род, происхождение) — возникший по причинам, лежа­щим во внутренней среде организма. Термин часто употребляется в медицине.

Эндокринная система (от греч. endon — внутри, krina — выделяю) — система желез внутренней секреции животных и человека, выделяющих вырабатываемые ими вещества (гормоны) непосред­ственно в кровь и лимфу. Железы Э.с. функцио­нально тесно связаны между собой и представляют сложную регулирующую систему организма.

Раннее поражение желез Э.с. вызывает тяже­лые формы психического недоразвития, различные психические и соматические нарушения, сопровож­дающиеся нарушениями обмена веществ.

Эндокринные расстройства — нарушения деятельно­ сти желез внутренней секреции (гипофиза, эпифиза, щитовидной железы, вилочковой железы, поджелу­дочной железы, надпочечников, половых желез). Нарушение функции желез внутренней секреции влечет за собой различные патологические измене­ния в организме (базедова болезнь, болезнь Аддисо-на, сахарный диабет, евнухоидизм и др.).

Энурез — недержание мочи, которое может возник­нуть у нервных и физически ослабленных детей при неблагоприятных внешних условиях. Наличие Э. может быть травмирующим фактором в общем развитии ребенка.

Энцефалит (от греч. enkephalos — мозг) — воспале­ние головного мозга, вызываемое различными воз­будителями. Э. подразделяются на первичные и вторичные.

Первичные Э. вызываются нейротропными ви­русами (эпидемический, клещевой, комариный).

Вторичные Э., как правило, являются ослож­ нением таких инфекционных заболеваний, как корь, ветряная оспа, токсоплазмоз. Реже вторичные Э. развиваются после профилактических прививок.

У детей и подростков Э. нередко оставляют тя­желые последствия: параличи, гиперкинезы, эпи-лептиформные припадки, расстройства речи, сни­жение интеллекта, неврастению и др.

Энцефалопатия (от греч. enkephalos — мозг, pathos — страдание) — заболевание головного мозга без явно выраженных структурных изменений. Э. может возникнуть после травм, перенесенных инфекций, интоксикаций и т. п. Симптомы Э.: головные боли и головокружение, повышенная раздражительность, тревожный сон, понижение памяти, снижение работоспособности, повышенная утомляемость и ис-тощаемость при нагрузке. Эпилепсия (от греч. epilepsia — схватываю) — хро­ническое прогрессирующее заболевание мозга, про­являющееся периодическими приступами судорог, нарушением сознания, нарастающими изменения­ми в эмоционально-психической сфере. Частота Э. составляет 3—5 случаев на 1 тыс. человек населе­ния. Выявляется наследственная предрасположен­ность Э.: наследуется не само заболевание, а судорожная готовность мозга. Наряду с генетическими факторами в развитии Э. может играть роль и при­обретенное предрасположение к судорожным приступам (после перенесенных травм головы, инфек­ций, интоксикаций и др.).

В основе судорог лежат структурные и функци­ональные изменения в ц.н.с, обусловливающие чрезмерный разряд нервных клеток.

Согласно классификации Э. припадков выделя­ют припадки генерализованные (общие) и очаго­вые (локальные). Генерализованные припадки под­разделяют на большие и малые.

Течение Э., как правило, прогрессирующее: по­степенно нарастают частота и длительность при­падков. Проявляются изменениями личности по эпилептоидному типу (инертность и медлительность мышления, эйфоричность, дурашливость, суетли­вость, двигательная расторможенность).

Возможность обучения детей, страдающих Э., зависит от состояния их нервно-психических функ­ций. Больные Э. интеллектуально сохранные дети могут обучаться по программе массовой школы. Дети-эпилептики со сниженным интеллектом и вы­ раженными характерологическими изменениями мо­гут обучаться в специальных школах или в реаби­ литационных отделениях психиатрических больниц.

Этиология (от греч. aitia — причина, logos — уче­ние) — учение о причинах возникновения болез­ней. Под причиной следует понимать воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносно­го фактора или их взаимодействия, которое опреде­ляет специфику патологического процесса. Причи­ны могут быть внешними и внутренними, органи­ческими и функциональными, наследственными и социально-психологическими.

Э. — учение о сложных процессах взаимодей­ствия организма человека с причиной болезни и о комплексе дополнительных условий, в которых это взаимодействие реализуется.

Эфферентное звено — компонент рефлекторной дуги, осуществляющий передачу возбуждения из ц.н.с. к исполнительным органам и тканям.

Эхолалия — автоматическое повторение чужих слов, при котором больные вместо ответа повторяют об­ращенные к ним вопросы. Э. наблюдается у взрос­лых и детей, страдающих органическими заболева­ниями мозга, при олигофрении в степени имбециль-ности и резко выраженной дебильности.

Эхопраксия — подражательный автоматизм, автома­тическое повторение движений и действий других людей. Э. наблюдается при шизофрении, олигофре­нии и при других патологических состояниях вслед­ствие органического поражения головного мозга.