Тема 1
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Специальная психология является прикладной по отношению к такой важнейшей в социальном смысле сфере человеческой практики, как специальное образование. Последнее занимается вопросами воспитания, обучения и социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями физического и психического развития.
Всякая самостоятельная наука должна иметь свой собственный предмет и методы его изучения. Весьма традиционно предметом специальной психологии называют изучение отклонений от хода нормального развития. Приэтом, как правило, не указывается, что имеется в виду под терминами «отклонения В развитию» и «нормальное развитие». И то и другое считается чем -то очевидным и не нуждающимся в определении. Понятие «отклонение В развитии» поясняется при мерами - слепые, глухие, умственно отсталые дети, дети с тяжелыми речевыми нарушениями. В силу этого предмет специальной психологии складывается из нескольких разнородных элементов, т. е. психология слепых, психология глухих, психология умственно отсталых детей и пр. Иными словами предмет теряет свою целостность, внутреннее единство, а термин «специальная психология» становится условным обозначением, объединяющим или включающим в себя названия разных отраслей, существующих параллельно и независимо.
Будучи психологической дисциплиной , специальная психология должна изучать, прежде всего, психологические, феномены. Именно поэтому предметом ее изучения являются не сами отклонения в психическом развитии (последними, скорее всего, должна заниматься психопатология детского возраста), а психическое развитие как таковое. Проще говоря, специальная психология изучает то, как ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных условиях. Указав на сам предмет, мы можем дать его определение, т. е. то, что мы будем понимать и подразумевать, говоря о нем.
Отклоняющееся развитие можно определить как обычное развитие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.
Такое определение предмета выглядит целостно и внутренне непротиворечиво (схема 1.1). В это определение легко
вписываются любые из известных сегодня варианты отклонений в развитии.
Понятно, что спектр неблагоприятных условий чрезвычайно велик. Все это многообразие можно условно разделить на внешние и внутренние условия. Приэтом их существование может быть независимым; может быть и таким, при котором одно трансформируется в другое. Кроме того, весь спектр неблагоприятных условий может быть разделен по признаку динамизма, изменчивости. В этом смысле можно говорить о малоизменчивых, почти статичных неблагоприятных условиях, например, неизлечимая слепота, и динамичных, т. е. меняющихся условиях.
Направление этих изменений может быть как негативным, так и позитивным. В первом случае речь может идти, например, о заболевании; во втором - о процессе выздоровления прогрессирующем
или улучшении ситуации в семье, где воспитывается ребенок, и т. п. Огромный спектр неблагоприятных условий можно приближенно разбить на 5 основных групп, исходя из пяти основных факторов, или условий нормального психического развития, на которые в свое время указывал А. Р. Лурия. Эти условия представлены на схеме 1.2.
Многообразные нарушения любого из приведенных факторов способны приводить к появлению множества вариантов отклоняющегося развития.
Любая наука, изучая свой предмет, прежде всего, стремится выявить те законы, по которым этот предмет существует. В закономерностях нарушенного развития, по крайней мере, можно выделить три группы (схема 1.3). Прежде всего это так называемые общие или главные закономерности, под которыми понимают законы развития, свойственные как норме, так и патологии. Вторая группа закономерностей названа нами модально неспецифическими - это те особенности, которые свойственны всем детям с отклонениями в развитии, независимо от варианта дизонтогенеза. Третья группа
закономерностей - модально специфические, они характеризуют особенности психического развития, которые свойственны только для какой -то одной формы отклонения и которые отличают эту форму от всех остальных.
Выявление закономерностей протекания нарушенного развития составляет академическую задачу специальной психологии. Но существуют и более частные, прикладные задачи. К числу последних можно отнести разработку все более точных методов психологической диагностики отклонений в развитии, особенно на ранних этапах онтогенеза ребенка, создание психологических технологий коррекции (исправления) нарушений в развитии и целый ряд других задач.
Предмет научного исследования не существует отдельно и изолированно от других явлений и объектов окружающего мира, которые оказывают на него свое влияние. Многие науки могут изучать один и тот же предмет, но с разных точек зрения, на разных уровнях существования объекта, разными методами, используя разные категории и объяснительные принципы. Сегодня объединение наук, их интеграция есть необходимое условие научного прогресса.
В этом отношении специальная психология как вполне современная наука обладает весьма обширными межпредметными связями. Наиболее тесные из них - связи с коррекционной педагогикой. Создание эффективных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями не мыслимо без знаний закономерностей их развития. Вместе с тем, сама практика обучения таких детей может выступать для специальной психологии формой проверки адекватности тех или иных научных представлений.
Говоря о связях специальной психологии с другими науками, нельзя не упоминать о связях с возрастной психологией. Знание законов «нормального развития» является для специальной психологии отправной точкой, ибо понятие «отклоняющееся развитие» - понятие относительное. Вместе с тем изучение тех или иных нарушений в развитии психики обогащает наши знания о законах нормального ее развития.
Целый ряд неблагоприятных условий, на фоне которых может протекать психическое развитие ребенка, связан с патологией генного и хромосомного аппарата, с заболеваниями мозга и психическими заболеваниями. Именно в силу этого у специальной психологии традиционно существуют тесные связи с генетикой, прежде всего медицинской, а также с детской невропатологией и психиатрией (схема 1.4).
Перечисленные связи можно отнести к числу наиболее тесных и значимых, но этим их круг не ограничивается. Можно указать на связи специальной психологии с общей психологией и педагогикой, с философией, социологией, целым рядом клинических и инженерных дисциплин.
План семинарского занятия
- В чем состоят трудности определения предметного содержания специальной психологии?
- Как соотносятся предмет специальной психологии с предметами ее отраслей?
- Каковы основные задачи специальной психологии?
- В чем состоит теоретическое и практическое значение специальной психологии?
- С какими психологическими дисциплинами связана специальная психология? Чем определяются эти связи?
- С какими клинико-биологическими дисциплинами связана специальная психология?
- В чем состоят внутриотраслевые связи специальной псиxoлoгии?
- Чем определяются связи специальной психологии с коррекционной педагогикой?
Задания для самостоятельной работы (Темы рефератов и докладов)
- Специальная психология в структуре современного человекознания.
- Предметное содержание специальной психологии и ее отраслевая структура.
- Сходства и различия предметного содержания специальной и клинической психологии.
- Значение специальной психологии для построения общепсихологической теории сознания.
- Теоретические и прикладные задачи современной специальной психологии.
Литература
- Богданова Т. Г Сурдопсихология. М., 2002.
- ТонеевА. Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.
- Клиническая психология / Под ред. Б. д. Карвасарского. СПб., 2002.
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
- ЛитвакА. Г Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999.
- Мамайчук и. и. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.
- Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.
- Петрова В. Т. Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. М., 1998.
- Пожар. Л. Психология аномальных детей и подростков Патопсихология. М., 1996.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отстал о г школьника. М., 1989.
- Специальная педагогика Под ред. Н. М. Назаровой. М. 2000.
Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.