Тема 1

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

 

Специальная психология является прикладной по отноше­нию к такой важнейшей в социальном смысле сфере челове­ческой практики, как специальное образование. Последнее занимается вопросами воспитания, обучения и социально­-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями физического и психического развития.

Всякая самостоятельная наука должна иметь свой собствен­ный предмет и методы его изучения. Весьма традиционно предметом специальной психологии называют изучение отклонений от хода нормального развития. Приэтом, как правило, не указывается, что имеется в виду под терминами «отклонения В развитию» и «нормальное развитие». И то и другое считается чем -то очевидным и не нуждающимся в определении. Понятие «отклонение В развитии» поясняет­ся при мерами - слепые, глухие, умственно отсталые дети, дети с тяжелыми речевыми нарушениями. В силу этого пред­мет специальной психологии складывается из нескольких разнородных элементов, т. е. психология слепых, психоло­гия глухих, психология умственно отсталых детей и пр. Ины­ми словами предмет теряет свою целостность, внутреннее единство, а термин «специальная психология» становится условным обозначением, объединяющим или включающим в себя названия разных отраслей, существующих параллель­но и независимо.

Будучи психологической дисциплиной , специальная психология должна изучать, прежде всего, психологические, феномены. Именно поэтому предметом ее изучения являются не сами отклонения в психическом развитии (послед­ними, скорее всего, должна заниматься психопатология детского возраста), а психическое развитие как таковое. Проще говоря, специальная психология изучает то, как ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных условиях. Указав на сам предмет, мы можем дать его определение, т. е. то, что мы будем понимать и подразумевать, го­воря о нем.

Отклоняющееся развитие можно определить как обычное раз­витие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) усло­виях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.

Такое определение предмета выглядит целостно и внутрен­не непротиворечиво (схема 1.1). В это определение легко

вписываются любые из известных сегодня варианты откло­нений в развитии.

 

Понятно, что спектр неблагоприятных условий чрезвычай­но велик. Все это многообразие можно условно разделить на внешние и внутренние условия. Приэтом их существо­вание может быть независимым; может быть и таким, при котором одно трансформируется в другое. Кроме того, весь спектр неблагоприятных условий может быть разделен по признаку динамизма, изменчивости. В этом смысле можно говорить о малоизменчивых, почти статичных неблагопри­ятных условиях, например, неизлечимая слепота, и дина­мичных, т. е. меняющихся условиях.

Направление этих из­менений может быть как негативным, так и позитивным. В первом случае речь может идти, например, о заболевании; во втором - о процессе выздоровления прогресси­рующем

или улучшении ситуации в семье, где воспитывается ребенок, и т. п. Огромный спектр неблагоприятных усло­вий можно приближенно разбить на 5 основных групп, ис­ходя из пяти основных факторов, или условий нормального психического развития, на которые в свое время указывал А. Р. Лурия. Эти условия представлены на схеме 1.2.

Многообразные нарушения любого из приведенных фак­торов способны приводить к появлению множества вари­антов отклоняющегося развития.

Любая наука, изучая свой предмет, прежде всего, стремится выявить те законы, по которым этот предмет существует. В закономерностях нарушенного развития, по крайней мере, можно выделить три группы (схема 1.3). Прежде всего это так называемые общие или главные закономерности, под ко­торыми понимают законы развития, свойственные как нор­ме, так и патологии. Вторая группа закономерностей назва­на нами модально неспецифическими - это те особенности, которые свойственны всем детям с отклонениями в разви­тии, независимо от варианта дизонтогенеза. Третья группа

закономерностей - модально специфические, они характе­ризуют особенности психического развития, которые свой­ственны только для какой -то одной формы отклонения и которые отличают эту форму от всех остальных.

Выявление закономерностей протекания нарушенного раз­вития составляет академическую задачу специальной пси­хологии. Но существуют и более частные, прикладные задачи. К числу последних можно отнести разработку все более точных методов психологической диагностики откло­нений в развитии, особенно на ранних этапах онтогенеза ребенка, создание психологических технологий коррекции (исправления) нарушений в развитии и целый ряд других задач.

Предмет научного исследования не существует отдельно и изолированно от других явлений и объектов окружающего мира, которые оказывают на него свое влияние. Многие науки могут изучать один и тот же предмет, но с разных точек зрения, на разных уровнях существования объекта, разны­ми методами, используя разные категории и объяснитель­ные принципы. Сегодня объединение наук, их интеграция есть необходимое условие научного прогресса.

В этом отношении специальная психология как вполне со­временная наука обладает весьма обширными межпредметными связями. Наиболее тесные из них - связи с кор­рекционной педагогикой. Создание эффективных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможно­стями не мыслимо без знаний закономерностей их разви­тия. Вместе с тем, сама практика обучения таких детей может выступать для специальной психологии формой проверки адекватности тех или иных научных представлений.

Говоря о связях специальной психологии с другими наука­ми, нельзя не упоминать о связях с возрастной психологи­ей. Знание законов «нормального развития» является для специальной психологии отправной точкой, ибо понятие «отклоняющееся развитие» - понятие относительное. Вместе с тем изучение тех или иных нарушений в развитии психики обогащает наши знания о законах нормаль­ного ее развития.

Целый ряд неблагоприятных условий, на фоне которых мо­жет протекать психическое развитие ребенка, связан с пато­логией генного и хромосомного аппарата, с заболеваниями мозга и психическими заболеваниями. Именно в силу этого у специальной психологии традиционно существуют тесные связи с генетикой, прежде всего медицинской, а также с дет­ской невропатологией и психиатрией (схема 1.4).

Перечисленные связи можно отнести к числу наиболее тес­ных и значимых, но этим их круг не ограничивается. Можно указать на связи специальной психологии с общей психо­логией и педагогикой, с философией, социологией, целым рядом клинических и инженерных дисциплин.

 

План семинарского занятия

 

Задания для самостоятельной работы (Темы рефератов и докладов)

 

Литература

Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.