Тема 8

 

ПРОБЛЕМА НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ

В СОВРЕМЕННЫХ НАУКАХ О ЧЕЛОВЕКЕ

 

 

Очевидно, что понятие «отклоняющееся развитие» являет­ся относительным, т. е. его содержание может быть раскры­то и осмыслено лишь в сопоставлении с понятием «нормаль­ное развитие». Вместе с тем, как известно, единой теории психического развития пока не существует. В психологии развития имеется множество разнообразных генетических теорий, каждая из которых по-разному и с разных сторон воспроизводит процесс психического развития и его меха­низмы. Это означает, что может существовать разное пони­мание сущности феномена отклоняющегося развития, что и имеет место в современной специальной психологии.

В отечественной психологии исходным пунктом В понима­нии сущности нарушенного развития традиционно высту­пает культурно-историческая теория психического разви­тия Л. С. Выготского. К сущности феномена нарушенного развития мы еще вернемся, сейчас же подчеркнем, что про­блема нормального и нарушенного развития представляет собой частный вариант более общей проблемы «норма-­патология».

Подчеркнем, что указанная проблема чрезвычайно дискуссионна и далека от своего решения, и тем более нуждается в обсуждении и изучении. Изучение патологических явлений позволяет лучше понять механизмы функционирования в норме. Многое о функционировании психики в норме нам известно благодаря клиническим исследованиям.

Данная проблема, в силу чрезвычайной сложности, пред­ставлена многочисленными вариантами ее решения (схе­ма 8.1). Кратко охарактеризуем некоторые из них .

На уровне обыденного сознания, а иногда и в науке, весьма распространенным является так называемый интуитивно - эмпирический­подход. Явление считается нормальным или ненормальным без использования каких бы то ни было за­ранее оговариваемых критериев, чисто интуитивно. В по­добных случаях оценочные критерии остаются неосознан­ными и в качестве таковых, скорее всего, выступает сравнение окружающих с собой. При этом эталоном нор­мальности выступает сам эксперт, высказывающий те или иные оценки в отношении окружающих индивидов. В этом случае все, что не совпадает со стереотипами собственного поведения и отношения к миру, может выступать как нечто ненормальное.

Другой наиболее распространенный подход в решении проблемы «норма - патология» можно назвать частотным. Его исходные положения весьма просты - чем чаще встре­чается то или иное явление, чем более оно распространено, тем больше вероятность того что это нормально. И наобо­рот. Весьма простое и далеко небезупречное теоретичес­кое обоснование подкрепляется использованием весьма сложного математического аппарата. Пожалуй, последнее обстоятельство объясняет широкую популярность этого подхода. Вместе с тем, несложно заметить, что критерий частотности не всегда может быть содержательно надеж­ным. Многие явления трудно отнести к распространен­ным, но это отнюдь не превращает их в ненормальные, например, леворукость или близнецовая монозиготность и т. п.

Следующий, культурально -релятивный подход выглядит бо­лее содержательным в сравнении с частотным. В рамках это­го подхода проблема нормы и патологии решается в кон­тексте культуры и исторического времени. Существенно огрубляя, можно сформулировать основное положение культурально -релятивного подхода так: одно и то же явле­ние в одной и той же культуре, но в разное время может оце­ниваться по-разному (то как нормальное, то как патологиче­ское). Равно как в разных культурах в одно и то же время оценки одного и того же явления могут быть диаметрально противоположными: то, что нормально в одной культуре, ненормально в другой.

В качестве критерия нормальности весьма часто в современ­ной науке используют понятие адаптации, т. е. способности быстрой приспособляемости к физическим и социальным изменениям. В действительности этот подход заслуживает серьезного внимания, но и он не может до конца преодо­леть трудности в решении данной проблемы.

Гуманистическая психология привнесла в решение пробле­мы «норма - патология» новый импульс и новый подход. В рамках этого направления, как известно, делались попыт­ки дать описание самоактуализирующейся личности, как образца нормы, некоего эталона для подражания. Список характеристик самоактуализированной личности весьма широк, но наиболее типичные ее свойства - это позитив­ное восприятие мира, ориентация на будущее, устойчивая позитивная самооценка, терпимость клюдям, чувство юмо­ра, толерантность к жизненным трудностям и мн. др.

Вызывает симпатию неформальный качественный подход гуманистической традиции в пони мании проблемы нор­мальности. Но теория самоактуализирующейся личности, как образца нормальности не дает ответа на вопрос: каким образом, какими путями человек может сформироваться как самоактуализирующаяся личность?

В последние два десятилетия в науке отчетливо доминирует воззрение о том, что норма и патология - это две крайние точки, между которыми не существует четкой границы. Именно поэтому их так трудно дифференцировать и найти четкие критерии их различения. Пространство между дву­мя крайними точками заполняют так называемые погранич­ные состояния.

Модель континуума, упомянутая нами, приобретает не фор­мальный, а содержательный вид, если дополняется уровне­вым подходом. С точки зрения последнего в существовании человека выделяется три уровня его бытия - соматический, психологический и уровень морального самосознания.

Неким вариантом «идеальной нормы» можно считать бла­гополучие человека на всех трех уровнях его существования. Двигаясь в сторону патологии, мы должны пройти через разнообразные пограничные варианты «частичной нормы», т. е. случаи, когда неблагополучие касается одного или двух уровней существования человека (схема 8.2).

Одной из общих черт всех упомянутых подходов является также стремление найти объективные, внешне верифицируемые

критерии нормальности. Внутренние, субъективные состояния либо не принимаются во внимание, либо рассмат­риваются как вторичные, производные от внешних. Это послужило толчком к поиску возможных субъективных критериев в оценке нормальности. Так, Всемирная органи­зация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как со­стояние полного физического, душевного и социального бла­гополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Рассмотренная нами проблема нормы и патологии позво­ляет понять, насколько сложно разграничение понятий «нормальное» И «отклоняющееся развитие».

 

План семинарского занятия

 

Задания для самостоятельной работы

(Темы докладов и рефератов)

 

Литература

СПБГУ, 1999.

9 Никифоров r. с. Психология здоровья. СПб., 2002.

10 Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. М., 1998. I1

Ушаков r. к. Пограничные нервно-психические рас­стройства. М., 1987.