Предисловие

 

Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, но разви­той иначе.

Л. С. Выготский

Данная книга является учебным пособием по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии». Она предназначена для самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделений высших и средних специальных учебных заведений педагогического профиля.

Гуманизация общественного сознания, как и современное социаль­ное право, считает неэтичным терминологию, смыслом которой яв­ляется исправление (коррекция) человека или каких-либо его качеств и свойств. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, соци­альную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию. Применительно к личности в целом речь может идти только о педа­гогической помощи, специальных образовательных услугах, которые сам человек или родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не принимать. Термин «коррекция», имея право на существование, может относиться либо к отдельным технологическим компонентам такой специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей че­ловека с ограниченными возможностями.

В современном учебно-воспитательном процессе действует уста­новка нового уровня:

«Учитель призван не исправлять ошибки, недочеты природной организа­ции ребенка, а максимально использовать свои профессиональные воз­можности для отыскания такой формы, которая соответствует уровню культуры общества, природному и творческому потенциалу ребенка. Ребе­нок — не только и не столько объект воздействия, сколько источник куль­турного и профессионального роста самого учителя» (Н. М. Трофимова).

Особую роль играет эта установка в отношении детей, нуждающих­ся в специальной помощи на ранних этапах нарушений. Как известно, особенностью некоторых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. В связи с этим для студентов педагогических вузов сегодня как никогда актуальна интеграция знаний таких наук, как специальная психология и специальная педагогика. На основе данных специальной психоло­гии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения, система про­фессиональной консультации и профориентации.

Авторы ориентируют студентов па опережающий, рефлексивный и творческий характер усвоения педагогических знаний на основе тра­диционных источников. Это позволяет не только получить представ­ление о содержании учебного курса, но и применить полученные зна­ния в собственной научной и практической деятельности в гуманных целях.

В книге рассмотрены различные аспекты предмета интегрирован­ного курса. Особое внимание уделено вопросам организации специ­альной психологической помощи в системе образования, проблемам пспхокоррекционной работы в рамках профессиональной компетент­ности будущего специалиста.

Структура пособия ориентирует студентов на ключевые проблемы учебной дисциплины. Оно состоит из нескольких разделов.

Первый раздел посвящен общим вопросам специальной психоло­гии и специальной педагогики. Подробно рассмотрены основные ка­тегории дисциплины, параметры и классификация основных видов дизонтогенеза, общие закономерности психического развития детей с ограниченными возможностями.

Следующий раздел рассматривает актуальную психолого-педагогическую проблему эффективной работы с детьми с отклонениями по типу ретардации и дисфункции созревания.

В пособии уделено место особенностям работы с детьми в условиях дефицитарного развития. Отдельный раздел содержит материал о де­тях с эмоционально-волевыми нарушениями.

По каждой теме авторы предложили свои версии обсуждений про­блемы на семинарско-практических занятиях, дали необходимые ме­тодические рекомендации. Существенное место в пособии отводится организации самостоятельной работы студентов: даны примерные темы, необходимые рекомендации.

Авторы пособия уверены в том, что полученные читателями в про­цессе творческого переосмысления материалов пособия знания помогут им стать настоящими профессионалами в педагогической деятельно­сти. Наряду с общими представлениями о возрастной, среднестати­стической, функциональной норме и основных тенденциях развития ребенка с различными отклонениями, так важно научиться видеть его уникальную неповторимость, все богатство индивидуальных разли­чий, сильные стороны растущей личности. Пристальное внимание к внутреннему миру взрослеющего человека, его трудностям и про­блемам, своевременная психологическая поддержка позволят вырабо­тать собственную продуктивную педагогическую систему уже со сту­денческой скамьи.