Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина

 

ОСНОВЫ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

учебное пособие

Содержание

 

Предисловие

Глава 1. Организационно-методические основы преподавания дисциплины

1.1. Цели дисциплины

1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого

1.3. Рекомендации к организации самостоятельной работы студентов

1.4. Тематический план изучения дисциплины

Глава 2. Предмет и задачи курса «Основы специальной педагогики и психологии»

2.1. Становление специальной психологии и педагогики

2.2. Проблема нормы развития

2.3. Развитие психики аномальных детей

2.4. Практические задачи специальной психологии

2.5. Материалы для семинарского занятия

Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии

3.1. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины

3.2. Основные термины специальной педагогики и психологии

3.3. Медицинская абилитация и реабилитация

3.4. Медико-социально-педагогический патронаж

3.5. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь

3.6. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями

3.7. Материалы для семинарского занятия

Глава 4. Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Специальная дошкольная педагогика

4.1. Учреждения специального назначения для детей дошкольного возраста

4.2. Теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии

4.3. Формы коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста

4.4. Материалы для семинарского занятия

Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта и проблемы их обучения и воспитания как предмет олигофренопедагогики

5.1. Понятие умственной отсталости, ее формы и причины

5.2. Классификации умственной отсталости

5.3. Краткая историческая справка и современная характеристика социальной политики в отношении умственно отсталых лиц

5.4. Проблемы обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей

5.5. Зарубежная практика воспитания, обучения и развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями

5.6. Отечественный опыт психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми формами умственной отсталости

5.7. Рекомендации педагогам по осуществлению интеграционного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

5.8. Материалы для семинарского занятия

Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) и основные направления коррекционно- развивающего обучения

6.1. Представления о ЗПР и их классификации

6.2. Особенности психики детей с ЗПР

6.3. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

6.4. Материалы для семинарского занятия

Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями

7.1. Нарушения анализаторных систем

7.2. Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей

7.3. Дети с нарушениями зрения

7.4. Профессиональное образование, трудовая деятельность, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха и зрения

7.5. Материалы для семинарского занятия

Глава 8. Логопедия и логопсихология

8.1. Предмет, задачи и методы логопедии

8.2. Виды речи и основные причины ее нарушения

8.3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе

8.4. Современные классификации речевых нарушений

8.5. Предмет, задачи и методы логопсихологии

8.6. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в ПМПК

8.7. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения

8.8. Элементы психотерапии в работе логопеда

8.9. Материалы для семинарского занятия

Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

9.1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича

9.2. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП

9.3. Нарушения психики при ДЦП

9.4. Речевые нарушения при детском церебральном параличе

9.5. Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП

9.6. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом

9.7. Материалы для семинарского занятия «Особенности развития личности детей с церебральными параличами»

Глава 10. Комплексные нарушения

10.1. Понятие о сложном нарушении развития

10.2. Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом

10.3. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом

10.4. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии

10.5. Материалы для семинарского занятия

Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков. Его причины и пути коррекции

11.1. Девиантное поведение, его причины и проявления

11.2. Личностная предрасположенность к аддитивному поведению

11.3. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте

11.4. Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте

11.5. Работа учителя с девиантными подростками

11.6. Материалы для семинарского занятия

Глава 12. Акцентуации характера

12.1. Характер и черты личности

12.2. Акцентуации характера у подростков. Типы акцентуаций

12.3. Развитие и трансформации акцентуаций характера

12.4. Материалы для семинарского занятия

Список литературы