Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина
ОСНОВЫ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Глава 1. Организационно-методические основы преподавания дисциплины
1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого
1.3. Рекомендации к организации самостоятельной работы студентов
Глава 2. Предмет и задачи курса «Основы специальной педагогики и психологии»
2.1. Становление специальной психологии и педагогики
2.3. Развитие психики аномальных детей
Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии
3.1. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины
3.2. Основные термины специальной педагогики и психологии
3.3. Медицинская абилитация и реабилитация
3.4. Медико-социально-педагогический патронаж
3.5. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь
3.6. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
Глава 4. Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Специальная дошкольная педагогика
4.1. Учреждения специального назначения для детей дошкольного возраста
4.2. Теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии
4.3. Формы коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста
5.1. Понятие умственной отсталости, ее формы и причины
5.2. Классификации умственной отсталости
5.4. Проблемы обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей
6.1. Представления о ЗПР и их классификации
6.2. Особенности психики детей с ЗПР
6.3. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями
7.1. Нарушения анализаторных систем
7.2. Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей
Глава 8. Логопедия и логопсихология
8.1. Предмет, задачи и методы логопедии
8.2. Виды речи и основные причины ее нарушения
8.3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе
8.4. Современные классификации речевых нарушений
8.5. Предмет, задачи и методы логопсихологии
8.6. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в ПМПК
8.7. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения
Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
9.1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича
9.2. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП
9.3. Нарушения психики при ДЦП
9.4. Речевые нарушения при детском церебральном параличе
9.5. Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП
9.6. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом
Глава 10. Комплексные нарушения
10.1. Понятие о сложном нарушении развития
10.2. Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом
10.3. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом
10.4. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии
Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков. Его причины и пути коррекции
11.1. Девиантное поведение, его причины и проявления
11.2. Личностная предрасположенность к аддитивному поведению
11.3. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте
11.4. Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте
Глава 12. Акцентуации характера
12.1. Характер и черты личности
12.2. Акцентуации характера у подростков. Типы акцентуаций