12.3. Развитие и трансформации акцентуаций характера

В развитии акцентуаций характера ученые выделяют две группы динамических изменений:

Первая группа— это преходящие, транзиторные изменения. Они по форме те же, что и при психопатиях.

 

1. Острые аффективные реакции:

интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии — нанесение себе повреждений, покуше­ние на самоубийство, причинение себе вреда разными спосо­бами (отчаянные безрассудные поступки с неизбежными не­приятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и т. п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух, казалось бы, диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций — сенситивной и эпилептоидной;

экстрапунитивныереакции представляют собой разряд аффек­та путем агрессии на окружающих — нападение на обидчиков или «вымещение злобы» на случайных лицах или лопавших под руку предметах. Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях;

иммунитивпая реакция проявляется в том, что аффект разря­жается путем безрассудного бегства из аффсктогенной ситуа­ции, хотя это бегство никак эту ситуацию не справляет, а часто даже усугубляет. Этот вид реакции чаще встречается при неус­тойчивой, а также при шизоидной акцентуациях;

демонстративные реакции, когда аффект разряжается в «спек­такль», в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истерондной акцентуации, но может встречаться и при эпи­лептоидной, и при лабильной.

2. Преходящие психоподобные нарушения поведения («пубертатные поведенческие кризы»);

делинквентностъ, т. е. проступки и мелкие правонарушения, достигающие наказуемого в судебном порядке криминала;

токсикоманическое поведение, т. е. стремление получить состо­яние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощу­щения путем употребления алкоголя или других дурманящих средств;

• побеги из дома, бродяжничество;

транзиторные сексуальные девиации (ранняя половая жизнь, подростковый гомосексуализм и др.).

3. Развитие на фоне акцентуаций характера разнообразных пси­хогенных психических расстройств — неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не ограничивается «динамикой акцентуаций»; происходит переход на качественно иной уровень — развитие болезни.

Ко в т о р о и группе динамических изменений при акцентуаци­ях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов.

1. Переход «явной» акцентуации в скрытую, латентную. Под вли­янием взросления человека и в результате накопления им жиз­ненного опыта акцентуированные черты характера сглаживают­ся, компенсируются.

2. Формирование на почве акцентуаций характера под действием благоприятных условий среды психопатических развитии, до­стигающих уровня среды патологии («краевые психопатии», по О. В. Кербикову). Для этого обычно бывает необходимо, чтобы сочетались действия нескольких факторов:

• наличие изначальной акцентуации характера;

• неблагоприятные условия среды должны быть такими, чтобы адресоваться именно к «месту наименьшего сопротивления» данного типа акцентуации;

• их действие должно быть достаточно продолжительным;

• и, главное, оно должно упасть на критический для формирова­ния данного типа акцентуации возраст.

3. Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с прежним типа и даже в том, что черты последнего становятся доминирующими. Наоборот, в случаях изначально смешанных типов черты одного из них могут настолько выходить на первый план, что полностью заслоняют черты другого. В дан­ном случае существует определенная закономерность: трансфор­мация типов возможна только в сторону совместных типов. Ни­когда не приходилось видеть превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного— в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сенситивную основу. Трансформирующим фактором являются продолжительные не­благоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т. е. в период становления большинства типов характера. К ним прежде всего относятся разные виды неправильного воспита­ния. Можно указать на следующие из них:

1) пшопротекция, достигающая в крайней степени безнадзорности;

2) особый вид гипопротекции, описанный А. А. Вдовиченко под на­званием «потворствующая гппопротекция», когда родители пре­доставляют подростка самому себе, фактически не заботясь о его поведении, но при начинающихся проступках и даже правонару­шениях всячески его выгораживают, отводя все обвинения, стре­мятся любыми способами освободить от наказаний и т. п.;

3) доминирующая гиперпротекция («гиперопека»);

4) потворствующая гиперпротекция, в крайней степени достига­ющая воспитания «кумира семьи»;

5) эмоциональное отвержение, в крайних случаях достигающее сте­пени третированная и унижения (воспитание по типу «Золушки»);

6) воспитание в условиях жестоких взаимоотношений;

7) воспитание в условиях повышенной моральной ответственности;

8) воспитание в условиях «культа болезней».

Соотношение между акцентуациями характера и типами семейного воспитания приводится в табл. 7.

 

Таблица 7

Соотношение между акцентуациями характера и типами семейного воспитания

Акцептуации (тип)

 

Тип неправильного воспитания

 

Гипертимный

 

Гиперпротскция, доминирующая гиперпротекция

 

Циклоидный

 

Унижение близкими

 

Лабильный

 

Гиперпротекция, эмоциональное отвержение

 

Астеноневротичсский

 

Доминирующая гиперпротекция

 

Сенситивный

 

Доминирующая гиперпротекция

 

Психастенический

 

Повышенная ответственность, доминирующая гипсрпротекция

 

Шизоидный

 

Жесткие взаимоотношения

 

Эпилсптоидный

 

Жесткие взаимоотношения, потворствующая гипер протекция

 

Истероидный

 

Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи»)

 

Неустойчивый

 

Гиперпротекция

 

Конформный

 

Гнпсрпрогекция

 

 

Контрольные вопросы

1. Можно ли утверждать, что акцентуация характера — это патоло­гия его развития?

2. Какие классификации типов акцентуаций вы знаете?

3. Перечислите группы динамических изменении в развитии ак­цептуаций.

4. Какие типы акцептаций вы знаете?