2.2. Проблема нормы развития

Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходи­мо уяснить понятие «норма». Личностью ориентированный подход как стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить индивидуальный путь развития не только среднестатистическому ре­бенку, но и тому, кто отличается неповторимостью.

Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удов­летворяет свои основные потребности, отвечая при этом требовани­ям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в раз­витии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколь­ко значений этого понятия.

Среднестатистическая норма — уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количествен­ным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.

Функциональная норма — индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с ин­дивидуальной тенденцией развития каждого человека.

Существенное различие между нормальными и ненормальными 'людьми состоит в том, что психические черты у первых являются слу­чайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия.

Исследователи считают ребенка нормальным при следующих усло­виях:

* когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития об­щества, членом которого он является;

* когда ребенок развивается в соответствии с его собственным об­щим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к пол­ному развитию отдельных составных частей и их полной инте­грации, преодолевая возможные отрицательные влияния со сто­роны собственного организма и средового окружения;

* когда ребенок развивается в соответствии с требованиями обще­ства, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого соци­ального функционирования в период зрелости (Пожар Л.).

Рассмотрим условия нормального развития ребенка. Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия считают основными из них следующие показатели:

1) нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воз­действия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информа­ции, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за раз­личные аспекты психической деятельности человека;

2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним со­хранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

I Под дефектом (от лат. — недостаток) понимается физиче­ский или психический недостаток, вызывающий нарушение нормаль­ного развития ребенка.

Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой — служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Л. С. Выготский: «Ми­нус дефекта превращается в плюс компенсации». Следует различать две группы дефектов:

* первичные дефекты, к которым относятся частные и общие на­рушения функций центральной нервной системы, а также несо­ответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей. Он яв­ляется следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреж­дение мозга. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособ­ности, мозговых дисфункций и т. д.;

* вторичные дефекты, которые возникают в ходе развития ре­бенка с нарушениями психофизиологического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих на­рушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личност­ном развитии.

Механизм возникновения вторичных дефектов различен. Вторично­му недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение фор­мирования речи у глухих. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периоде развития. В результате этого разные повреждения могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном воз­расте в сенситивном периоде развития находится произвольная моторика. Поэтому различные повреждения (перенесенный менингит, травма черепа и т. д.) могут привести к явлениям задержки в формирова­нии этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.

Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является социальная деривация. Дефект, препятствующий нормальному обще­нию ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им зна­ний и навыков, развитие в целом.

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личност­ного реагирования.

Игнорирование — часто встречается при олигофрении, связано с не­доразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности сво­ей деятельности.

Вытеснение — относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Компенсация — такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более со­хранных.

Гиперкомпенсация — усиленное развитие сохранных функций, со­четающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к ка­ким-либо проблемам.

Астенический тип реагирования приводит к возникновению зани­женного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осозна­нии своей неполноценности.

Когда можно говорить об опасности отклонений?

По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

* пренатальные (до начала родовой деятельности);

* натальные (в период родовой деятельности)',

* гюстнатальные (после родов, особенно в период с раннего детства до трех лет).

Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие повреждений головного мозга на ранних этапах эмбриоге­неза, т. к. это период интенсивной клеточной дифференциации струк­тур головного мозга.

Факторы риска недостаточности психофизического развития:

*биологические (наследственные отклонения, инфекционные, ви­русные и эндокринные заболевания матери во время беременно­сти, токсикозы, гипоксия и др.);

* генетические (недостаток или избыток хромосом, хромосомные

аномалии); » соматические (невропатии);

* социальные (алкоголизм, наркомания родителей, неблагоприят­ная среда); » индекс повреждения головного мозга (энцефалопатии);

* ранние, до 3-х лет, средовые воздействия, текущие средовые воз­действия (Л. В. Кузнецова).