2.3. Развитие психики аномальных детей

Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка:

* цикличность психического развития;

* неравномерность психического развития;

* развитие отдельных психических функций на базе сформирован­ных ранее;

* пластичность нервной системы;

* соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

Зная их, можно продуктивно искать пути, факторы и направления развития различных категорий детей с отклонениями. Надо различать и общие закономерности отклоняющегося развития:

* снижение способности к приему, переработке, хранению и ис­пользованию информации;

* трудность словесного опосредования;

* замедление процесса формирования представлений и понятий об

окружающей действительности; » риск возникновения состояний социально-психологической де-

задаптнрованности (по В. И. Лубовскому).

В. В. Лебединский на основе представлений отечественных и зарубеж­ных ученых (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Л. Каннер и др.) предложил свою классификацию видов психического дизоптогенеза (разных форм нарушения нормального онтогенеза). Критерием деления стало учение об основных нарушениях психического разви­тия человека:

* ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или при­остановка всех сторон психического развития или преимуще­ственно отдельных компонентов;

* дисфункция созревания;

* поврежденное развитие — изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;

* асинхрония — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функ­ций и запаздывании или выраженном отставании других.

Итак, к основным видам дизоитогенеза относят:

* отклонения по типу ретардации и дисфункцию созревания (УО, ЗПР);

* отклонения по типу повреждения (органическая деменция, тя­желые нарушения анализаторных систем);

* отклонения по типу синхронии с преобладанием эмоциональ­но-волевых нарушений (ранний детский аутизм, психопатии).

На тип возникшей у ребенка дизонтогении влияют так называемые параметры дизонтогенеза. В соответствии с представлениями М. С. Певзнер, В. В. Лебединского, Э. Г. Симерницкой называют такие парамет­ры, как:

* время и длительность воздействия повреждений (возрастная обусловленность дизонтогении). Чем раньше произошло пораже­ние, тем вероятнее является недоразвитие психических функций; » этиология (причины и условия возникновения нарушений); » локализация, интенсивность и распространенность патологиче­ского процесса. Локальные формы: дефекты отдельных анали­заторных систем. Системные нарушения: интеллектуальные дефек­ты (УО, ЗПР);

* степень нарушения межфункциональных связей и иерархиче­ских координации. При общем повреждении нервной системы в первую очередь страдают те функции, которые находятся в сенситивном периоде развития.

Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер. Частные нарушения — это нарушения в деятельности ана­лизаторов: зрения, слуха, речи, движений.

Общие нарушения функций головного мозга связаны с деятельно­стью регуляторных систем.

Поражения мозга на подкорковом уровне приводят к снижению уровня бодрствования, постоянному снижению работоспособности. Па этом же уровне поражений встречаются нарушения элементарных эмоции — беспричинные вспышки ярости, чувство общей тоски, тревоги и т.д. При поражениях головного мозга на уровне коры происходит специ­фическое нарушение интеллектуальной деятельности: недостаточность функций целеполагапия, программирования и контроля. Поражение лобных отделов головного мозга приводит к нарушению произвольно­сти целенаправленной деятельности. Ребенок испытывает трудности с планированием выполнения ряда заданий, отмечается неустойчивость произвольного внимания, теряется функция контроля и критического отношения к результатам деятельности.

Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее будут проявле­ния недоразвития психики. При более поздних поражениях характер­ны повреждения и распад ранее сформированных функций. Каждая функция в ходе своего развития проходит сенситивный период с наи­большей интенсивностью развития, но в этот же период данная функ­ция является наиболее уязвимой.

Так, периодом формирования фразовой речи является возраст от 2 до 3 лет: проходит бурное накопление словарного запаса, усвоение лексико-грамматических конструкций. В это же время психические травмы, соматические заболевания, перенесенные в этот период, могут привести к возникновению заикания. В возрасте от 5 до 7 лет происходит форми­рование основных морально-этических чувств. Ребенок в этот период развивает навык произвольной регуляции эмоций, и повреждающие воздействия в этот период могут способствовать возникновению орга­нической психопатии. Поэтому в этом же возрасте часто возникают и про­являются психопатические особенности характера: злобность, раздра­жительность, склонность к внезапным колебаниям настроения. В младшем школьном возрасте происходит становление логического мышления. У ре­бенка формируются понятия о сохранении числа, массы, объема, авто­матизируются навыки чтения и письма.

Недоразвитие какой-либо частной функции, не позволяющее освоить данный объем информации, социальная и педагогическая запущен­ность и т. д. могут привести к недостаточности либо задержке в фор­мировании логического мышления. В подростковом возрасте проис­ходит сложная гормональная перестройка организма и развивается ряд весьма существенных функций.

В сфере мышления — развитие абстрактно-логического мышления, спо­собность к установлению отдаленных связей.

В сфере эмоций — прохождение стадии платонической любви, рас­ширение сферы чувств и эмоций.

В сфере мотиваций — изменение ведущих мотивов деятелыюети, формирование самостоятельной самооценки, шкалы ценностей, реше­ние проблем общения со сверстниками и установление взрослого сте­реотипа отношений с родителями.

В физиологическом плане подростковый возраст характеризуется большой интенсивностью влечений, сильным влиянием гормонального фона на деятельность головного мозга. За счет значительного раз­нообразия функций, бурно развивающихся в подростковом возрасте, неблагоприятные социальные и биологические воздействия в этот пе­риод приводят к разнообразным отклонениям. Это могут быть значи­тельные изменения и искажения со стороны мышления, выступающие как начало шизофренического процесса. Нарушения со стороны эмо­ций и влечений закладывают фундамент будущих сексуальных девиа­ций. Недостаточная помощь со стороны взрослых при формировании мировоззренческих установок может привести к тяжелым личност­ным кризисам утраты смысла жизни. Трудности общения со сверст­никами либо избыточные реакции группирования также могут нало­жить свой отпечаток на последующую жизнь человека в обществе. Возможно появление характерных для подросткового возраста невро­тических реакции в виде нервной анорексии, дисморфоманш.

В детском возрасте психические функции еще не стабилизирова­лись. Недостаточная устойчивость психических функций может обус­ловить явления регресса — возврата функции на более ранний возра­стной уровень. Различные события, вызывающие стресс и мобилизацию усилий организма на борьбу за выживание, приводят к явлениям временного регресса, т. е. временной утрате сформированных ранее навыков.

Например, при тяжелых соматических заболеваниях лети первых лет жизни могут утрачивать навыки ходьбы, опрятности, перестают произ­носить слова. У детей старшего возраста, школьников явления времен­ного регресса затрагивают, прежде всего, интеллектуальную и мотивационную сферу личности. Так, у детей, переживших шоковые психические травмы (после землетрясений, железнодорожных катастроф), отмечал­ся возврат к более примитивным формам рисунка, утрата потребностей и интересов, свойственных возрасту, и появление эмоциональных форм реагирования и потребностей, характерных для более младшего возра­ста: страх темноты, одиночества, потребность в физическом контакте и т. д. Стойкий регресс — это устойчивый возврат па более ранний воз­растной уровень, связанный с существенным повреждением функции. Такое состояние чаще всего связано с тяжелым психическим заболева­нием — ранней детской шизофренией. Чаще регрессу подвергаются ме­нее зрелые, недавно возникшие функции. Так, более вероятна утрата на­выков чтения и письма, чем навыка ходьбы и приема лиши.

Основными факторами, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются:

1) биологические: характер и выраженность нарушения в зависимо­сти от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка;

2) социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отноше­ния с взрослыми); организованное обучение неспециалистами — пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влия­ние; специально организованное воспитание и обучение в до­машних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, в результате, ко­торого происходит коррекция и компенсация нарушений разви­тия ребенка; собственная психическая активность (интересы, склонности, эмоции, способность к волевому усилию, сформиро-ванность произвольных процессов).