4.3. Формы коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста

 

Работа с родителями Каждый этап развития проблемного ребенка и форма имеющегося у него нарушения дикту­ют специфику работы семьи с ребенком.

Необходимо всестороннее взаимодействие дошкольного учрежде­ния и семьи с целью укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их пове­дения. Процесс взаимодействия родителей и педагогов обеспечи­вает наиболее благоприятные условия для полноценного развития детей.

Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и ро­дители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенно­стях ребенка, опираться на положительные качества его личности, за­креплять малейший позитивный успех ребенка.

Сотрудничество педагогов и родителей — основа успешного обуче­ния и воспитания ребенка. Анализ, прогноз, действия — путь комплекс­ного преодоления имеющихся у ребенка отклонений в развитии, осо­бенностей поведения, вызванных ими затруднений.

В большинстве случаев дети с отклонениями в развитии нуждаются в лечебно-оздоровительном и психолого-педагогическом воздействии. Для коррекционного эффекта большое значение имеют условия вос­питания ребенка в семье и раннее начало комплексных оздоровитель­ных и обучающих мероприятий.

В системе комплексных мер большое значение имеет правильное отношение взрослых к имеющимся у ребенка трудностям, проблемам, нарушениям. Чрезмерная опека (гиперопека), равно как и отсутствие внимания к ребенку (гипоопека), в значительной мере утяжеляют об­щее нервно-психическое состояние ребенка, затрудняют процесс его социальной адаптации. Безусловно, во всех случаях показано раннее коррекционное воздействие, что обеспечивает максимальную эффек­тивность работы.

Внесемейное воспитание Важной проблемой коррекционной педагогики домах ребенка и в детскихявляется изучение детей, воспитывающихся вне семей, в домах.

У воспитанников дошкольного детского дома отмечается отстава­ние в развитии наглядно-образного мышления. Дети отличаются сниженной психической активностью, недостаточностью мотивации к речевому общению. Часто они вялы, апатичны, равнодушны к оцен­ке своей работы, пассивны, утомляемы, истощаемы, негативистичны, у них нестойкие и неглубокие эмоциональные реакции. Детей отлича­ет отсутствие навыков активной самостоятельности.

Характеризуя воспитанников дошкольных детских домов, уместно отметить сложное сочетание биологических и социальных причин, обусловливающих недоразвитие речи и мышления. Коррекционно-воспитательная работа в дошкольных детских домах - важный аспект дошкольной дефектологии.

Обще образовательные учреждения В силу ряда причин (несвоевременное выявление имеющегося у ребенка нарушения, недостаточное внимание родителей и воспитателей к имеющимся у детей трудностям, отсутствие специального учреждения или мест в нем и др.) в массовом детском саду общего типа зачастую оказывается значительное число детей с нерезко выраженными, а, следовательно, трудно выявляемыми, непра­вильно диагностируемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы, дети с дефектами речи, с эмо­циональными нарушениями, с расстройствами поведения Е1 др. Как правило, это дети с нарушениями слуха и фонематического воспри­ятия, с нарушениями зрения и оптико-пространственных представле­ний, с нарушением опорно-двигательного аппарата и с задержкой психофизического развития, дети, ослабленные соматически или не­рвнопсихически.

Тщательное изучение каждого ребенка, особенностей его развития, индивидуализированная работа с ним по специально подобранным пособиям, с использованием адекватных методов и приемов воздей­ствия способствуют максимальной подготовке детей к последующему школьному обучению и его социальной адаптации. Своевременная коррекция познавательной, сенсорной, двигательной, речевой, эмоци­онально-волевой сфер обеспечивается лечением и проведением допол­нительных занятий коррекционной направленности.

 

Контрольные вопросы

1. Какие учреждения специального назначения вы знаете?

2. Назовите особенности обучения и воспитания в ДОУ.

3. Перечислите особенности психического развития детей дошколь­ного возраста с нарушениями в развитии.

4. Какие методолого-методические принципы должны быть ис­пользованы при комплексном коррекционном воздействии на детей с отклонениями в развитии?

5. Какие недостатки в развитии отмечаются у детей с нарушением зрения?

 

Литература

1. Белякова И. В., Петрова В. Г. Дети с отклонениями в развитии. Кто они?-М., 1997.

2. Воспитание слабослышащего ребенка в семье / Под ред. В. П, Ер­макова, А. А. Щегловой. — М., 1986.

3. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. — М., 2001.

4. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольни­ка/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Минск, 1997.

5. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой.-М., 1993.

6. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребен­ка. - М., 1986.

7. Кариес М. Б., Ли Р. К. Привлечение родителей к обучению ано­мальных детей (Помощь родителям в воспитании детей) / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. - М., 1992.

8. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие для ву­зов / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 2001.