5.7. Рекомендации педагогам по осуществлению интеграционного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

Массовое образовательное учреждение, принимая умственно отста­лого ребенка, должно быть готово разделить ответственность за его судьбу, обучение и воспитание с его родителями, учителями-дефектологами. Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступа­ют в массовые детские сады и общеобразовательные школы. Родители хотят, чтобы их ребенок, несмотря на характер диагноза, воспитывал­ся с нормально развивающимися детьми. Следует в любом случае ува­жать выбор родителей. Воспитатель и учитель должны быть профес­сионально готовы к встрече с таким ребенком и взаимодействию с ним.

Умственно отсталый ребенок в группе или в классе нормально раз­вивающихся детей требует особого к себе отношения. Однако воспита­тель или учитель массового учреждения не должен этого подчеркивать перед остальными детьми. Педагогу следует помочь ребенку освоить­ся в коллективе сверстников, постараться подружить его с детьми. Важнее выбрать для него такое место в классе, чтобы в случае затруд­нений ему легко было оказывать помощь. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса (группы), не задерживая темп ведения урока, занятия. Нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось не понятым, так как это может привести к недопониманию учебного ма­териала в дальнейшем.

Педагог общеобразовательного учреждения должен учитывать при обучении умственно отсталого ребенка особенности его познава­тельной деятельности. Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно делить на маленькие порции и представлять для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закреп­ление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.

Обучение умственно отсталого дошкольника и школьника в массо­вом учреждении требует повседневного участия родителей, так как основную часть коррекционной работы проводят именно они. Ребен­ку необходима регулярная специализированная помощь олигофрено-педагога и психолога, а родителям и учителю — его консультации.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение умственной отсталости.

2. Чем отличаются понятия «олигофрения» и «деменция»?

3. Каковы различия в клинической картине между олигофренией деменцией?

4. Дайте психолого-педагогическую характеристику детям с дебильностью, имбецильностыо и идиотией.

5. Как соотносятся классификация степенен умственной отстало­сти Э. Крепелина и Всемирной организации здравоохранения 10 пересмотра?

6. Охарактеризуйте отношение общества к умственно отсталым лицам в разные периоды его развития.

7. Какова современная социальная политика в отношении умствен­но отсталых лиц?

8. Перечислите актуальные проблемы обучения, воспитания и раз­вития умственно отсталых детей.

9. Каким образом в России оказывается психолого-педагогическая помощь детям с тяжелыми формами умственной отсталости?

10. В каком состоянии находится зарубежная практика воспитания, обучения и развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями?

11. Каковы рекомендации педагогам по осуществлению интеграци­онного обучения детей с умственной отсталостью в условиях об­щеобразовательной школы?