5.8. Материалы для семинарского занятия

Основные ПОНЯТИЯ Умственная отсталость, олигофрения, деменция, идиотия, имбецилыюсть, дебильность, диффе­ренциальная диагностика, олигофренопсихология, олигофренопедагогика, коррекцнонно-воспитательная работа.

Методические указания для ПОДГОТОВКИ Ксеминарскому занятию

Главное в этой теме — показать специфику психического развития умственно отсталых детей. При этом нужно иметь в виду определение таких основополагающих понятий, как «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция», причины их возникновения, а также характери­стику степеней умственной отсталости. Важно уяснить не только со­держание понятий, но и сопоставить качественную характеристику сни­жения интеллекта (Россия) с количественной (зарубежные страны).

Раскрывая особенности психического развития умственно отста­лых дошкольников, важно обратить внимание на роль коррекционного обучения: без специальной педагогической помощи в детском саду они оказываются не готовыми к школьному обучению. Этот вопрос предназначен для самостоятельного изучения, поскольку он достаточ­но освещен в литературе (№ 6, 7, 11).

Особое внимание следует уделить клинико-психолого-педагогической характеристике основного контингента специальных (коррекционных) школ 8 вида — учащихся с олигофренией у детей в степени дебильности. Для этого следует обратиться к исследованиям М. С. Певзнер, которая выделила четыре формы олигофрении и предложила психолого-педагогические рекомендации для их обучения, воспита­ния и развития. Характеризуя образование как средство реабилита­ции и достижения независимой жизни, необходимо отметить специ­фическую задачу воспитательной работы в специальных учреждениях: повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников, в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности. Важным является рассмотрение решения проблемы помощи лицам с интел­лектуальной недостаточностью за рубежом, а также путей интегра­ции в нашей стране.

П СИХОЛОГО- педагогическая характеристика детей С недоразвитием ПСИХИЧЕСКИХ процессов

Олигофрения — это состояние общего недоразвития психики в результате наследствен-ной обусловленности либо внутриутробного поражения головного мозга. В зависимости от степени нарушения выделяются дебильность, имбецилыюсть и идиотию.

Идиотия — наиболее глубокая степень пси­хического недоразвития (1(2 = 0-5), характери­зуется практически полным отсутствием мышления.

У этих больных полностью отсутствуют навыки опрятности, они не способны к элементарному самообслуживанию. У них с трудом фор­мируются навыки ходьбы, в моторике преобладают стереотипные рас­качивания. Речь отсутствует, ребенок издает отдельные звуки, иногда произносит отдельные слова, употребляемые вне ситуации. Эмоции связаны с удовлетворением безусловно-рефлекторных потребностей (реакция на голод, тепло, холод, боль). Формы выражения эмоций примитивны: крик, двигательное возбуждение, агрессия. Возможно формирование привязанности к кому-либо из ухаживающих. В целом неприспособленность к самообслуживанию.

Имбецильность характеризуется меньшей степенью недоразвития психики, элементарным мышлением, наличием недоразвитой речи. Выделяются следующие степени имбецильности:

 

1) глубокая имбецилыюсть — приближается к идиотии (1О_ = 5-19), но этим больным доступно формирование навыков опрятности. Они узнают близких, реагируют на их привычные просьбы, ис­пользуют отдельные слова с целью общения. Фразовая речь от­сутствует;

2)резко выраженная имбецилъностъ (Щ = 20-34). Дети способны к усвоению не только навыков опрятности, но и элементарному самообслуживанию. Речь бедная, однако, состоит из фраз по 2-3 слова, которые употребляются в связи с реальными повседнев­ными ситуациями;

3)умеренная имбецилъность (1О_ = 35-49). Больной имеет фразо­вую речь, может узнавать и воспринимать буквы, слоги, простые слова. Возможно обучение простым трудовым навыкам. Опреде­ляется в возрасте 1 -3 лет. У детей резко запаздывает формирова­ние моторных навыков: они позже своих сверстников начинают держать голову, сидеть, ходить; долгое время отсутствуют точные движения рук: ребенок не хватает и не удерживает игрушки, ложку. Отсутствует интерес к игрушкам, поздно формируется фиксация взгляда на предметах. У детей 2-4 лет затруднено понимание об­ращенной к ним речи, отсутствует собственная речь. В дальней­шем обращает на себя внимание бедность игры (которая огра­ничивается манипуляциями с предметами), несформпрованность навыков опрятности и самообслуживания. При умеренной имбецильности в младшем школьном возрасте отмечается неумение правильно называть цвета, геометрические формы. Не удается обучение понятию числа, времени. При патопсихологическом обследовании имбецилов школьного возраста отмечается недо­развитие узнавания предметов по изображению. Недоступно установление связи и последовательности событий в сериях из 2-3 сюжетных картинок.

Дебильность — легкая умственная отсталость, которая характери­зуется конкретностью мышления, неспособностью к творческой дея­тельности, примитивностью интересов и чувств. Понятие числа не сформировано, нет представлений о сохранении количества предме­тов при их перемещении (феномен Пиаже). Недостаточный запас зна­ний об окружающей действительности: ребенок часто не знает своей фамилии, адреса, имени и отчества родителей, времен года и т. д. В от­личие от более тяжелых форм олигофрении, при дебильности (у ре­бенка 7-8 лет) имеется фразовая речь, доступно понимание относительно сложных инструкций (например, «Возьми со стола эту книгу, достань из нее открытку и отдан эту открытку мне»). Эмоции в основ­ном адекватны, однако встречается повышенная заторможенность или вспыльчивость, упрямство.

В ходе дальнейшего развития детей с дебильностью продолжает отмечаться недостаточность абстрактного мышления, низкая кри­тичность, трудность приобретения навыков, отсутствие творческих возможностей. Личностное развитие при дебильности отличается от нормы: сохраняется повышенная внушаемость, инертность, склон­ность к устоявшимся житейским стереотипам. При резком изменении привычного течения жизни возможно возникновение реактивных со­стояний, вплоть до психопатических.

В подростковом возрасте за счет гормональной перестройки орга­низма и недостаточности тормозящих механизмов возможно возникно­вение гиперсексуальности, нарушение полового влечения. В некоторых случаях отмечаются нарушения поведения, стремление к бродяжни­честву. Подростки с дебильностью могут быть участниками антисоциаль­ных группировок, но никогда не занимают в них лидирующих позиций.

При патопсихологическом обследовании ребенка с дебилыюстью (при поступлении в школу либо в младшем школьном возрасте) отме­чаются специфические особенности психических процессов. Для них доступно опознание простых бытовых предметов по картинкам, вос­приятие более сложных сюжетных изображений не всегда адекватно. Недостаточно развито произвольное внимание, иногда отмечается инертность, тугоподвижность психических процессов; иногда — не­способность к концентрации внимания, неусидчивость и двигатель­ная расторможенность. Работоспособность в целом не нарушена, однако отмечаются большая продуктивность при выполнении стерео­типной, механической работы и реакции пресыщаемости при необхо­димости осмысления заданий.

Часто встречается инертность психических процессов, замедлен­ный темп сенсомоторных реакций. Механическое запоминание успеш­но либо несколько затруднено. Речь формируется со значительным запаздыванием: длительно сохраняются короткие фразы, аграмматпзмы, нарушения звукопроизношения. Жесты используются редко и мало­эффективно. Игра ребенка примитивнее, чем у сверстников, преобла­дает предметно-маннпулятивный уровень. При сюжетной игре отме­чается стереотипность, отсутствие развития сюжета.

Оказание обучающей помощи практически не влияет на результаты деятельности. Испытуемый не способен к усвоению навыка и мериносу его на аналогичные задания. Отмечается узость «зоны ближайшего развития* (Л. С. Выготский).

Испытуемый безразличен к оценке, поощрению со стороны экспе­риментатора. Ребенок не способен критически оценить уровень своих достижений и не интересуется мнением взрослого об этом. Самооцен­ка у детей с дебильностью в основном завышена. В ходе беседы испы­туемые оценивают свой интеллект как самый высокий, у своих това­рищей дебилов — как несколько худший, а у нормального взрослого (педагога) — как самый низкий.

Уровень достижений при выполнении графических проб ниже воз­растной нормы, но (в отличие от детей с имбецильностью) на рисунке у человека есть голова, конечности, туловище, однако отсутствуют шея, уши, одежда, количество пальцев не соответствует норме.

При правильном обучении и воспитании детей с дебильностью возможна их адаптация к самостоятельной жизни: освоение трудо­вых навыков, умение распоряжаться деньгами, обслуживать себя и чле­нов своей семьи.

Существует богатый зарубежный опыт по обучению детей с оли-гофренией. Однако поскольку он уже довольно широко известен в на­шей стране, нам хотелось бы более подробно остановиться па опыте обучения и социальной адаптации детей с болезнью Дауна (Англии, США, Канады). Разработанная программа включает в себя медицин­ский, психологический и педагогический аспекты. При этом учитыва­ется неоднородность развития интеллекта и способностей у боль­ных с болезнью Дауна.

В качестве психолого-педагогической коррекции предлагается ран­няя, в возрасте до 1 года, психолого-педагогическая помощь больным детям и их родителям. Эта помощь включает в себя сенсорную, эмоци­ональную стимуляцию, упражнения по развитию речи и моторики. Дети с болезнью Дауна приблизительно в 40 % случаев способны овладеть навыками чтения и письма. Занятия по обучению чтению способствуют развитию устной речи.

Несмотря на эту систему ранней помощи, дети с болезнью Дауна нуждаются в обучении в специальных школах.

Практическиезадания

Решите следующие психолого-педагогическиезадачи.

Задача 1. Наташа С., 3 года, обследуется в ус­ловиях психиатрического стационара с целью установления места дальнейшего пребывания. Из истории болезни известно, что мать оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. Б течение первого года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе. Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевти­ческом обследовании обнаружены отставание в росте и весе, дисбактерноз, хронический тонзиллит. В настоящее время девочка должна быть переведена из дома ребенка в детский дом. Она ходит, самостоя­тельно ест, использует фразы из 2-3 слов.

При патопсихологическом обследовании Наташа доступна контакту, выполняет простые инструкции, по просьбе может взять и положить различные игрушки. Знает название частей тела, может их показать. Речь развита слабо, но при оказании помощи возможно повторение фразы из 4-5 слов. Составление рассказа по картинкам недоступно, пересказ текста тоже. Рисунок на уровне каракулей. Эмоциональ­ные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена истощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обуча­ющего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов дей­ствия.

1. Какое нарушение развития можно предположить?

2. В каком типе дошкольного учреждения надо находиться девочке?

Задача 2. Ваня М, 5 лет, находится на лечении н обследовании в ус­ловиях стационара в связи с ночным энурезом. Из беседы с матерью известно, что ребенок родился недоношенным, в течение первого ме­сяца жизни находился в отделении патологии новорожденных. Отстава­ло формирование навыков: сидеть Ваня стал к 9 месяцам, ходить в 1 год и 3 месяца, отдельные слова стал произносить в 1 год и 2 месяца, фра­зовая речь появилась к 4 годам. Ночной энурез отмечается непрерыв­ный, частый, иногда до двух раз за ночь. Сейчас мальчик веселый, подвижный, посещает детский сад. Воспитательница жалуется, что он часто дерется, неусидчивый, не справляется с учебной програм­мой старшей группы, с трудом одевается, не умеет завязывать шнур­ки, застегивать пуговицы.

При патопсихологическом обследовании испытуемый охотно бесе­дует, играет. Внимание неустойчиво, выполнение заданий прерывает­ся шумной игрой, беганием по кабинету. Рисунок человека на уровне «головоногая». Ребенок может собрать разрезанные картинки из 2-х фрагментов, с помощью экспериментатора — из 3-х. Механическое запоминание — нижняя граница нормы, смысловое (построение фра­зы) — значительно лучше. Доступны простые обобщения: «игрушки», «еда», «животные». Для выполнения всех заданий необходимо по­стоянное привлечение внимания, пошаговые инструкции. Самооцен­ка завышена, представление о мнении окружающих не сформировано.

1. Какой тип нарушения развития у Вани?

2. Какие можно дать рекомендации?

Задача 3. Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью опре­деления школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 месяца, сидеть научился к 9 месяцев, ходить — в 1 год и 5 месяцев. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь — к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдель­ные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом вступа­ет в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Доступны простые обобще­ния: «еда», «посуда», более сложные — невозможны. Запас знаний не­достаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, сво­его домашнего адреса.

Рисунок человека на уровне «головонога». Счет недоступен. Реак­ция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к до­стижениям неразвита, самооценка не сформирована.

1. Какой тип нарушенного психического развития отмечается в дан­ном случае?

2. Возможно ли обучение в обычной школе?

3. К какому специалисту следует направить ребенка?

Задача 4. Таня В., 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью опре­деления школьной готовности. Со слов мамы известно, что девочка родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно, своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные слова появились в 1 год и 3 месяца, фразовая речь — к 3 годам. На помещение в детский сад была сильная стрессовая реакция, девочка плакала, не спала, ни с кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из сади­ка и до 7 лет воспитывалась дома.

Сейчас Таня знает буквы, счет в пределах 10 пересчетом, несколько отстает в росте и весе от сверстников. При обследовании девочка с тру­дом привлекается к выполнению заданий, ходит по кабинету, играет игрушками.

Объем и переключаемость внимания — в норме, произвольная кон­центрация затруднена. Интеллект — в границах возрастной нормы, но испытуемая не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении заданий. Отмечается несформированность понятия числа, затрудне­ние фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются при предъявлении их в игровой форме: оценкой своей успешности де­вочка не интересуется, на поощрение реагирует слабо. В тесте па креа­тивность вопросы предметно-познавательные, бытовые: «Сколько сто­ит "Спикере"?» Эмоции живые, лабильные, самооценка завышена, слабо дифференцирована.

1. Какой тип нарушения психического развития у Тани?

2. Консультация, каких специалистов желательна?

Задача 5. Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициа­тиве классного руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок учится крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, про­гуливает, на уроке отвлекается, мешает другим заниматься. Часто при­носит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых 2-х лет жизни было сотрясение мозга, он перенес тя­желую форму кори. При патопсихологическом обследовании испы­туемый особого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны. Отмечается истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоминание затруднено; ассоциативное — несколько лучше. При об­следовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: вы­полнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невер­бальных — успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точ­ной координации движений, фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможенность. Оказание помощи и поощрение улуч­шают результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в не­гативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы развиты слабо, отмечается умеренная школьная тревожность.

1. Какой тип нарушений психического развития отмечается?

2. В чем состоит первичный дефект и вторичные личностные ре­акции?

Задача 6. Толя А., 14 лет. Испытуемый направлен па судебпо-пси-хологическую экспертизу с целью определения соответствия возрасту. Из материалов уголовного дела известно, что испытуемый обвиняет­ся в краже из ларька, совершенной в группе с более старшими подрост­ками. В школьной характеристике указано, что Толя дублировал 1-й и 2-й класс, не успевает по нескольким предметам, часто прогуливает занятия. Физическое развитие замедлено, рост и вес ниже нормы, по­ловое созревание не началось. При патопсихологическом обследова­нии отмечается, что внимание испытуемого неустойчиво, отношение к заданиям избирательное.

Работоспособность неравномерная, отмечаются кратковременные фазовые колебания внимания. Механическое запоминание успешно. Доступно выполнение исключений, обобщений, аналогий. Невербаль­ный интеллект соответствует норме, вербальный — нижняя граница нормы. Креативность крайне низкая.

Самооценка слабо дифференцирована, самооценочные суждения незрелые, зависят от мнения более старших подростков. Уровень при­тязаний низкий, неустойчивый. Круг интересов ограничен, познава­тельные интересы не развиты, преобладает игровая мотивация. Эмо­ции крайне лабильны. Отмечается высокая внушаемость.

1. Какой тип нарушений психического развития отмечается в дан­ном случае?

2. Соответствует ли психическое и личностное развитие испыту­емого паспортному возрасту?

Задача 7. Оля С., 16 лет. Девочка находится на стационарном об­следовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из истории болезни известно, что роды у матери проходили патологически: из­влечение при помощи щипцов. Раннее развитие запаздывало: головку держать девочка стала к 5 месяцам, сидеть — в 9, ходить — в 1 год и 9 ме­сяцев. Отдельные слова — к 1,5 годам, фразовая речь — к 4-м. Детский сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в первый класс обычной школы. Несмотря на неоднократные предложения педагогов, мать не обраща­лась в психолого-медико-педагогичсскую консультацию, девочка про­должала учебу в обычной школе, дублируя 1-й и 5-й класс. В настоя­щее время она закончила 9 классов, не аттестована по большинству предметов. Нарушений в поведении нет. Оля житейски не ориентиро­вана, выходит из дому только вместе с матерью, отличается высокой тревожностью. При патопсихологическом обследовании контакт за­труднен, выражена тревожность, реакции пассивного протеста.

Объем и концентрация внимания недостаточны. Механическое за­поминание затруднено; ассоциативное —ухудшает результаты. Исклю­чение и обобщение производятся по конкретно-ситуативным призна­кам. Классификация также по конкретно-ситуативным признакам. Понимание пословиц, поговорок, аналогий недоступно. Критичность недостаточна. Оказание помощи не улучшает результаты. Самооцен­ка занижена, недифференцирована. Усвоение школьных навыков рез­ко недостаточно: чтение с ошибками, затруднено понимание прочи­танного, решение задач на 2 действия недоступно.

1. Какой тип нарушения психического развития имеет место?

2. В чем состоят первичный и вторичный дефекты?

 

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятий «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция».

2. Причины возникновения умственной отсталости.

3. Особенности психического развития умственно отсталых до­школьников, пути и средства их воспитания и обучения.

4. Психолого-педагогическая, характеристика учащихся специаль­ных (коррекционных) школ 8 вида для детей с нарушениями ин­теллекта.

5. Образование как средство реабилитации и достижения незави­симой жизни лицами с интеллектуальной недостаточностью.

Литература

для подготовки к семинарским занятиям

1. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика ин­теллекта и личности. — Киев, 1978.

2. Власов Т. А., Певзпер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М„ 1973.

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994.

4. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной шко­ле. - М., 1993.

5. Замский X . С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. — М., 1995.

6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражне­ния в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993.

7. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М., 1998.

8. Коррекционная педагогика/Под ред. Б. П. Пузанова. — М., 1999.

9. МаллерА. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая под­готовка детей с глубоким нарушением интеллекта. — М., 1998.

10. Матасов Ю. Т. Психические процессы и свойства личности ум­ственно отсталых детей. — Л., 1981.

11. Матасов Ю. Т. Обучение и воспитание умственно отсталого ре­ бенка. - М., 1981.

12. Олигофренопедагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. - М., 2000.

13. Петрова В. Г., Белякова И. Е. Психология умственно отсталого ре­ бенка (олигофренопсихология), - М., 1996.

14. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А. Д. Виноградова. - М., 1985.