8.5. Предмет, задачи и методы логопсихологии

I Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая изу­чает психические особенности человека, имеющего речевые наруше­ния первичного характера.

Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психи­ческого развития люден с различными формами речевой патологии.

Задачи логопсихологии;

* изучение специфики психического развития при первичных ре­чевых нарушениях различной степени тяжести и этнологии;

* изучение особенностей личностного и социального развития у де­тей с речевой патологией;

* определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эф­фективных средств воспитания и образования;

* разработка методов дифференциальной диагностики, позволя­ющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слухо­вой функции, задержки психического развития, сложных недо­статков развития);

* разработка методов психологической коррекции и профилакти­ки речевых нарушений в детском возрасте.

Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными психо­логами (Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, Р. Е. Левиной, А. Р. Лурией и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развитии, утверждающий ее ведущую роль в опосредовнпии психических процессов.

Теоретические истоки логопсихологии находятся в исследованиях Л. С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального развития ребенка, согласно которой «дефект какого-нибудь анализа­тора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного вы­падения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».

Так, первичный дефект, недоразвитие пли повреждение различ­ных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных и третич­ных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений; недостат­ки памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию вни­мания; снижение уровня обобщений; недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Дан­ные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка, что связано с речевыми проблемами, могут приводить к трудностям в общении с другими людьми, нарушению его социальных связей с окружающим миром, к чувству отверженности и одиночества.

Для получения целостной картины структуры нарушения логопси­хологии необходимо опираться на патопсихологию, па знание закономерностей развития высших психических функций при патологии развития, на общую и специальную психологию, возрастную психоло­гию, нейропсихологию, психодиагностику. Следует иметь тесную связь с логопедией и знаниями о речевых нарушениях, их механизмах, тяжести, структуре, а также с нейролингвистикой. Важное значение для логопсихологии представляют и знания медицинских наук: педи­атрии, невропатологии и др.