8.6. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в ПМПК

Обследование ребенка, имеющего отставание в речевом развитии или его нарушение, ПМПК обеспечивает:

* раннее выявление особенностей развития ребенка, обусловлива­ющих проблемы в учебе и поведении;

* проведение специализированных курсов коррекционно-развивающих занятий для таких детей;

* сопровождение детей со стойкими трудностями в учебе и адапта­ции в социуме;

* консультирование родителей и учителей по вопросам эффектив­ной помощи таким детям, индивидуального подхода в обучении.

По результатам обследования ребенка в ПМПК администрация школы и родители получают заключение консилиума и рекомендации по изменению условий обучения, улучшению ситуации развития ре­бенка, по коррекции проблем обучения и адаптации. Помимо этого, в случае необходимости, ребенок направляется в коррекционно-развивающие группы и на индивидуальные занятия к специалистам: пси­хологу, дефектологу, логопеду.

Особую сложность представляет дифференциальная диагностика самого распространенного речевого нарушения — общего недоразви­тия речи и других нарушений.

Общее недоразвитие речи и задержка речевого развития

Необходимо отграничивать недоразвитие речи (ОНР) от задержки темпа ее формирования. речи Причинами задержки развития речи обычно педагогическая запущенность, недостатка точность речевого общения ребенка с окружа­ющими, двуязычие в семье. Наиболее точное

разграничение этих состояний возможно в процессе диагностического обучения. Отличительными признаками, говорящими о более тяжеломречевом диагнозе, будут наличие органического поражения центральной нервной системы, более выраженная недостаточность психических функций, невозможность самостоятельного овладения языковыми обоб­щениями. Одним из важных диагностических критериев является воз­можность усвоения ребенком с замедленным темпом развития речи грамматических норм родного языка — понимание, значения граммати­ческих изменений слов, отсутствие смешения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание, отсутствие нарушений структуры слов и аграмматизмов, столь характерных и стойких при общем недо­развитии речи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Фпличева, 1990).

Общее недоразвитие речи и умственная отсталость

Дифференциальная диагностика речевых нарушении и умственной отсталости можетзатрудняться, так как общее психическое недоразвитие отсталость всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи, а с другой стороны, при выраженном речевом недоразвитии у ребенка часто отмечается задер­жанное или неравномерное развитие его интеллекта. В ряде случаев диагностика может быть успешной только в результате динамическо­го изучения ребенка в процессе коррекционных занятий. В отличие от детей с отклонениями в умственном развитии, имеющих тотальный интеллектуальный дефект, захватывающий все виды мыслительной деятельности, у детей с тяжелыми нарушениями речи наибольшие трудности вызывают задания, требующие участия речи.

У детей с ОНР не наблюдается инертности психических процессов в отличие от умственно отсталых детей, они способны к переносу усвоенных способов умственных действий на другие, аналогичные за­дания. Эти дети нуждаются в меньшей помощи при формировании обобщенных способов действий, если они не требуют речевого ответа. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются более дифференци­рованные эмоциональные реакции, они критично относятся к своей речевой недостаточности и во многих заданиях сознательно старают­ся избегать речевого ответа. Их деятельность носит более целенаправ­ленный и контролируемый характер. Они проявляют достаточную за­интересованность и сообразительность при выполнении заданий.

Общее недоразвитие речи и ЗПР

Если разграничение детей с ОНР и умственной отсталостью встречает некоторые трудности, то дифференциацию ОНР и ЗПР во многих слу­чаях не удается осуществить. У детей с ЗПР, так же как и при ОНР, отмечаются слабость произвольного внимания и недостатки в развитии наглядного и словесно-логического мышления. Речевая функция также обладает некоторыми сходными харак­теристиками. При тяжелых формах речевой недостаточности, возни­кающих при церебрально-органической патологии, затрагивающей не только речевые зоны, обнаруживаются выраженные нарушения памя­ти и мышления (Е. М. Мастюкова, 1998), подобно тому, как это отме­чается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Подтвержде­ние этому получено при сравнительном исследовании детей с ОНР и ЗПР младшего школьного возраста, проведенном Т. А. Фотековой (1993).

Следует добавить, что дети с речевой патологией, так же как и де­ти с задержкой психического развития, в зарубежной литературе относятся к единой группе — детей с трудностями обучения. В то же время тщательное обследование состояния различных сторон речевого развития и познавательной сферы с учетом клинического анализа позволяет установить структуру отклоняющегося развития, его ведущий фактор и выбрать направленно-рациональные спосо­бы коррекцпонпых воздействий. Есть основания считать, что во мно­гих случаях даже ранее успешное преодоление речевых дефектов не является достаточным условием для преодоления недостатков в развитии познавательной функции. Дифференциальной диагности­ке речевой и интеллектуальной недостаточности могут помочь до­полнительные методы, например элсктроэнцефалографнческое ис­следование (у детей с ЗПР преимущественно страдают лобные доли, а у детей с ОНР изменения чаще затрагивают височно-теменно-затылочные зоны), а также анализ динамики психического развития ребенка.

Сенсорная алалия и нарушения слуха

С. Н. Шаховская (1998) выделила некоторые И нарушения диагностические показатели для разграниченияребенка с сенсорной алалией (трудности понимания обращенной речи) и ребенка с на­рушением слуха (трудности различения обращенной речи). В их числе следующие:

* слабослышащий имеет постоянный порог восприятия (в разное время суток в различных условиях он слышит одинаково), а у ре­бенка с сенсорной алалией отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: то он слышит и понимает более тихое звуча­ние, то не воспринимает более громкого звучания; + непостоянство показателей аудиометрического исследования ре­бенка с алалией свидетельствует о нарушенной работоспособно­сти, повышенной утомляемости, дисгармоничности процессов возбуждения и торможения, что отрицательно сказывается на возможностях высшего акустического анализа и синтеза; » усиление громкости звучания улучшает восприятие слабослы­шащего ребенка. Его голос лишен звучности, он тих, глуховат, а при сенсорной алалии голос сохраняет нормальную громкость и звонкость;

* со слабослышащим ребенком легче наладить контакт, чем с ре­бенком, страдающим сенсорной алалией;

* ребенок с сенсорной алалией на громкие, затем на свсрхгромкпе звуки не реагирует; более тихое, спокойное звучание ребенок вос­принимает лучше, чем звуки повышенной громкости, которые могут вызвать запредельное охранительное торможение, мозг как бы сам щадит себя, выключаясь из работы;

* слабослышащий лучше слышит при пользовании слуховым ап­паратом, а ребенок с сенсорной алалией пользоваться слуховым аппаратом не может: жалуется на боль в ушах, в голове; усиление звуков становится для него неприятным раздражителем;

* при сенсорной алалии в ряде случаев наблюдается повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружа­ющих (шелест перелистываемых страниц, капающая из крана вода и др.), что подчеркивает сохранность у них слуха.