9.2. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП

При детском церебральном параличе наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при детском це­ребральном параличе страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нару­шениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глу­бокой чувствительности), судорожными припадками.

Нарушение в развитии ребенка, страдающего детским церебраль­ным параличом, зависит от тяжести и локализации очага поражения головного мозга: стойкие двигательные расстройства и нарушение то­нуса мышц в конечностях, патологические установки позы, а также нарушение психоречевых функций. Характерными являются:

* двойное спастическое поражение рук и тяжелая форма олигофрении (умственное недоразвитие);

* спастический паралич ног с их перекрестом (болезнь Литтля);

* повышенный мышечный тонус с непроизвольными движениями и судорожными припадками;

* замедление роста и уменьшение длины конечностей;

* глубокие психические (чаще всего умственные) расстройства.

Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в широких пределах, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нару­шения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, варьируют в широком диапазоне, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при гру­бых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными, и наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и рече­вые расстройства.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формиро­вание всех двигательных функций: с трудом и опозданием формиру­ется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ве­дущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают небла­гоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным па­раличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно свя­занных со спецификой самого заболевания.

Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистопии). Мышечный тонус условно называют рефлек­сом на проприоцентию, ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регу­лирование мышечного тонуса обеспечивается согласованной рабо­той различных звеньев нервной системы.

Часто при детском церебральном параличе наблюдается повыше­ние мышечного тонуса — спастичностъ. Мышцы в этом случае на­пряжены. Характерным является нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при верти­кальном положении тела). У детей с церебральным параличом ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приве­дены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в ку­лак. При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных движений в суставах), а также различные деформации конечностей.

При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии тета­нуса (максимальное повышение мышечного тонуса). Нарушаются плавность и слаженность мышечного взаимодействия.

При гипотонии (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и ту­ловища дряблые, вялые, слабые. При гипотонии объем пассивных дви­жений значительно больше нормального.

Дистопия — меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным.

При осложненных формах церебрального паралича может наблю­даться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тону­са. Характер этого сочетания может меняться с возрастом.

Ограничение или невозможность произвольных движений (паре­зы и параличи). В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. Полное отсутствие движении, обусловленное поражением двигатель­ных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамид­ных) путей, называется церебральным параличом, а ограничение объема движений — центральным парезом. Ограничение объема произволь­ных движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. Ре­бенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ноги.

Все это затрудняет развитие важнейших двигательных функций и прежде всего манипулятивной деятельности и ходьбы. При парезах страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения, например изолированные движения пальцев рук.

Наличие насильственных движений. Для многих форм детского церебрального паралича характерны насильственные движения, кото­рые могут проявляться в виде гиперкинезов и тремора.

Гиперкинезы — непроизвольные насильственные движения, обус­ловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Они могут наблюдаться в покое и усили­ваться при попытках произвести движения, а также во время волнения.

Тремор — дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме). В конце целе­направленного движения тремор усиливается, например, при прибли­жении пальцев к носу при закрытых глазах.

Нарушение равновесия и координации движений (атаксия). На­блюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки. Ребенок не может точно захватить предмет ц поместить его в заданное место. Нарушена координация тонких, дифференцированных движений. В результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной дея­тельности и при письме.

Нарушение ощущений движений (кинестезии). Развитие двига­тельных функций тесно связано с ощущениями движений. При всех формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная ре­гуляция движения. Эти нарушения резко затрудняют выработку тех ус­ловно-рефлекторных связей, на основе которых формируется чувство положения собственного тела, позы в пространстве. Нарушение ощу­щении движений еще бол ее обедняет двигательный опыт ребенка, спо­собствует развитию однообразия в совершении отдельных движений, задерживает формирование тонких координированных движений.

Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки; ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).

Наличие патологических рефлексов при церебральном параличе обусловлено тем, что поражения незрелого мозга изменяют последо­вательность этапов его созревания. При нормальном развитии тони­ческие рефлексы проявляются нередко в первые месяцы жизни. По­степенное их угасание создает благоприятную основу для появления более высокой ступени в безусловно-рефлекторной деятельности ре­бенка. У детей с церебральным параличом проявление этих рефлек­сов в первые годы жизни могут усиливаться из месяца в месяц, в по­следующие годы оставаться стойкими. Развитие моторики при детском церебральном параличе чаще всего останавливается на топ стадии, где тонические рефлексы оказывают решающее влияние. Ребенку может быть 2 года, 5, 10 лет, а его двигательное развитие будет находиться на уровне 5-8-месячного здорового младенца.

Двигательные нарушения у детей с детским церебральным парали­чом могут иметь различную степень выраженности. При тяжелой сте­пени ребенок не овладевает навыками ходьбы и мапнпулятивпой дея­тельностью. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полно­стью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятель­ность. Однако у детей могут наблюдаться неправильные патологиче­ские позы и положения, нарушение походки, движения недостаточно ловки, замедленные. Снижена мышечная сила.

Таким образом, анализ литературных данных о факторах возникно­вения детского церебрального паралича показывает, что их достаточ­но много. Среди них можно выделить такие, как:

* инфекционные заболевания матери во время беременности (крас­нуха, опоясывающий лишай);

* несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору; » токсикоз беременных или диабет; » наследственность.

В качестве основных причин развития детского церебрального па­ралича во время родов можно указать те, которые фактически нужно отнести к осложнениям: недостаток кислорода при рождении, родовые травмы, преждевременные роды.

Причины возникновения детского церебрального паралича после рождения ребенка можно выделить такие, как острые инфекционные в период первых нескольких дней жизни, в том числе заболевания моз­га — менингит, энцефалит. А также травмы головы, кровоизлияния в мозг, резкое кислородное голодание, опухоли мозга. Недостаточ­ность имеет большой удельный вес в анамнезе больных с детским це­ребральным параличом.

Тем не менее до настоящего времени этиология этого заболевания до конца не изучена и нет ясности в вопросе, какие потаенные факто­ры и при каких условиях приводят к развитию детского церебрально­го паралича.

Следовательно, можно констатировать только полиэтиологичность детского церебрального паралича и необходимость большего внима­ния к изучению как биологических, так и средовых факторов, оказы­вающих свое воздействие на организм плода и новорожденного.

К. А. Семенова (1974) разработала следующую классификацию ДЦП (табл. 6).

 

Таблица 6 Классификация ДЦП

Форма ДЦП,

название

 

Двигательные нарушения

 

Интеллектуальные нарушения

 

Спастическая диплегия (болезнь Литтля). Двойная гемиплексия.

 

 

 

Руки поражены

меньше, чем ноги.

Тяжелое поражение всех конечностей.

 

 

Возможны небольшие

нарушения интеллекта.

Тяжелая форма дебильности,

 

 

Гиперкинетическая форма.

 

 

Гиперкинезы, параличи, парезы.

 

 

имбецильность и даже

идиотия.

 

Атонически -астеническая форма. астеническая форма.

 

 

 

Характерны парезы

и низкий тонус

мышц.

 

Развивается

удовлетворительный

интеллект.

 

Гемипаретическая форма

 

 

Парезы одной

стороны тела,

сильнее — верхних конечностей

 

 

50 % лиц имеют

олигофрению в степени

дебильности и

имбецильности,

в 25-35 % случаев

возможна олигофрения