9.7. Материалы для семинарского занятия «Особенности развития личности детей с церебральными параличами»

В последние годы в проблеме изучения детского церебрального паралича отмечаются существенные изменения. Если ранее детский церебральный паралич рассматривался как заболевание в основном спорно-двигательного аппарата, и терапия была направлена, прежде всего на становление двигательных функции, то в настоящее время детский церебральный паралич рассматривается в рамках пороков развития и другой патологии.

Важным звеном в патогенезе психических нарушений у детей с це­ребральным параличом является недоразвитие или аномальное раз­витие фино- и онтогенетически наиболее молодых мозговых структур, развивающихся уже в постнатальном онтогенезе. У ребенка с цере­бральным параличом прежде всего в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система двигательная. Вы­раженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной не­достаточностью, может быть одной из причин недоразвития познаватель­ной деятельности и интеллекта у детей с церебральными параличами.

Большое значение в развитии восприятия и интеллекта ребенка придается деятельности. У ребенка с церебральным параличом в силу двигательной недостаточности формирование сенсорного восприятия может быть нарушено на самых ранних этапах его становления. Так, нарушение моторного аппарата глаза, а также недоразвитие статокинетических рефлексов способствуют ограничению поля зрения у та­ких детей. Недостаточное развитие предметного восприятия у детей с церебральными параличами может зависеть от отсутствия у них предметных действий. Известно, что эти действия у ребенка развива­ются по мере совершенствования его общей моторики. По мере ста­новления предметной деятельности происходит развитие активного осязания, т. е. формируются зрительно-кинестетические условные связи. Двигательная недостаточность препятствует не только разви­тию кинестетического и зрительного восприятия, но еще в большей степени мешает формированию интерсенсорных условных связей, особенно зрительно-моторных.

Патология двигательной функциональной системы у детей с цере­бральным параличом является одним из важных факторов, замедля­ющих и искажающих психическое развитие. Кроме того, патологическое состояние зрительного и слухового восприятия в результате пораже­ния рецепторных систем также может приводить к недоразвитию по­знавательной деятельности, речи и интеллекта этих детей.

Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова считают, что большую роль в не­доразвитии познавательной деятельности и интеллекта у детей с .це­ребральным параличом могут играть речевые нарушения с недораз­витием коммуникативной, обобщающей и регулирующей функций речи. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практиче­скую деятельность, что обуславливает недостаточное развитие пред­метного восприятия.

Отклонения в познавательной деятельности у детей с церебраль­ным параличом в значительной степени обусловлены недостаточно­стью их практической деятельности и социального опыта, коммуни­кативных связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности.

По мнению Е. П. Мешениной, для детей с церебральным параличом характерны разнообразные психоэмоциональные расстройства, кото­рые проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружа­ющей среды, склонности к колебаниям настроения.

Е. М. Мастюкова считает, что повышенная эмоциональная лабиль­ность сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, припод­нятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением крити­ки. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными про­явлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обста­новке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации.

Нарушения в психоэмоциональной сфере у детей с церебральным параличом проявляются в виде синдрома раздражительной слабости. Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны, это повышенная истощаемость психических процессов, утомляемость, с другой — чрезвычайная раздражительность, плаксивость, каприз­ность.

Дети с церебральным параличом психически истощаемы, недоста­точно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению. Синдром раздражительной слабости обычно сочетается у этих детей с повышенной чувствительностью к различным внешним раздражителям (громким звукам, яркому свету, различным прикосно­вениям и т. д.).

Астеноадинамический синдром по большей части отмечается у де­тей со спастической (поражение нижних и верхних конечностей, с от­четливым преобладанием поражения ног), а также при атонически-астатической форме, когда у ребенка в первую очередь наблюдаются непроизвольные движения — гиперкинезы, часто наблюдается астено-гипердинамнческий синдром с проявлением двигательного беспокой­ства, повышенной раздражительностью и суетливостью.

Специфические нарушения деятельности, движений и общения при детском церебральном параличе могут способствовать своеобразно­му формированию личности. Наиболее часто наблюдается диспропор­циональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности сужде­ний, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Таким образом, психоэмоциональные расстройства и особенности личности при детском церебральном параличе, формирующиеся в ре­зультате действия комплекса факторов, и в том числе вследствие имеющихся разнообразных двигательных нарушений, играют важ­ную роль в расстройстве познавательной деятельности больных детей.

Особый интерес представляет характер активности ребенка, нали­чие у него мотиваций к действию, к общению с окружающими, к ис­пользованию имеющихся у него хотя бы минимальных возможностей движения, элементов предречевого и речевого развития при условии адекватности и силы его эмоциональных реакций.

Нарушение развития познавательной деятельности, как и всякой деятельности у детей с церебральными параличами, может быть свя­занно с быстрой истощаемое!ью, наклонностью к тормозным реакци­ям, замедленностью переключения умственных процессов, слабостью концентрации внимания, памяти.

А. И. Аксенова отмечает, что аномалии развития психики при дет­ском церебральном параличе характеризуются рядом специфических особенностей.

Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окру­жающем мире. Это обусловлено несколькими причинами:

1) вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверст­никами и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

2) затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигатель­ных расстройств;

3) нарушение сенсорных функций.

При детском церебральном параличе отмечается нарушение коор­динированной деятельности различных анализаторных систем. Пато­логия зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно ска­зывается на восприятии в целом, ограничивает интеллектуальную деятельность детей с церебральными параличами. Ощупывание, ма­нипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при детском церебральном параличе существенно нарушены.

Дети с церебральным параличом не знают многих явлении окру­жающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представление лишь о том, что было в их практике.

Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недо­статочности, т. е. нарушение одних интеллектуальных функции, за­держка развития других и сохранение третьих. Мозаичный характер развития психики связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития, причем преимущественно сдают наиболее «молодые» функциональные системы мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной деятель­ности и формирование других высоких корковых функций. Несформнрованность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при детском церебральном параличе. Причем чаще всего страдают отдельные корковые функции, т. е. характерна парциалыюсть их нарушений. У некоторых детей раз­виваются преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

Выраженность психооршнических проявлений ~ замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на дру­гие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объекта механической памяти. Большое число детей отли­чается низкой познавательной активностью, что проявляется в от­сутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медли­тельности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с неребрастеническим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо оно проявляется в школьном возрасте при раз­личных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целе­направленная деятельность. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития (церебраль­но-органического генеза).

Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, дви­гательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, за­стенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто 1 со­четается и с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоци­ональность возбудимость нередко сочетается с плаксивость, раздражи­тельностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением кри­тики (эйфория).

Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной рас­торможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружа­ющим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного без­различия, равнодушия, безучастности.

У детей с церебральным параличом своеобразная структура лично­сти. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсут­ствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внуша­емостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У де­тей и подростков легко формируются иждивенческие установки, не­способность и нежелание к самостоятельной практической деятель­ности. Выраженные трудности социальной адаптации способствует формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, не­умение постоять за свои интересы. Это сочетание с повышенной чув­ствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. Нужно отметить, что Е. М. Мастюкова и К. А. Семенова считают, что наиболее характерной особенностью личности ребенка с цереб­ральным параличом являются черты своеобразного психического ин­фантилизма. По своей структуре этот инфантилизм ближе всего к так называемому органическому наряду с чертами психики, свойственной детям более младшего возраста (эгоцентризм, лабильность, недоста­точная глубина эмоций, повышенная внушаемость и зависимость от окружающих), у этих детей обнаруживаются более выраженные нару­шения интеллектуальной деятельности с инертностью психических процессов и недостаточностью логического мышления. Наряду с чер­тами незрелости в отдельных суждениях и интересах могут отмечать­ся элементы солидности, рассудительности. Наряду с преобладанием игровых интересов могут иметь место расторможенность и патология влечений. Все это свидетельствует о своеобразном дисгармоничном психическом развитии.

Кроме проявлений органического инфантилизма, у детей с церебраль­ными параличами могут отмечаться патологические черты характера и личности в целом (истероидные, тревожно-мнительные с фоническим синдромом, ипохондрические, невротические и т. д.). Характерны такие проявления различных реакций личности и возникновение затяжных реактивных состояний в связи с реакциями на свой дефект, свою фи­зическую неполноценность. Указанные затяжные реактивные состо­яния могут приводить к формированию патологических черт характе­ра и личности в целом. Реакции личности и реактивные состояния на свой дефект чаше всего выражаются в депрессивных состояниях, ино­гда с суицидальными высказываниями, реакциях негативизма. Поэто­му требуется особенно бережное отношение к личности больного ре­бенка. Очень важно, чтобы он почувствовал себя нужным и полезным человеком и мог освоить какие-то трудовые навыки.

Так, ребенок, способный самостоятельно, хотя и с патологией вы­полняемого движения, взять игрушку, произвести с ней то пли иное действие, может, в связи с нарушениями эмоционально-волевой сфе­ры, сферы мотивации, не проявлять никаких попыток к ее захвату. Другой ребенок, не владеющий этими движениями, может движени­ями глаз, головы, слабым движением рук или туловища по направле­нию к игрушке показывать свой интерес к ней.

Нередко слабая познавательная активность обусловлена недоста­точностью коммуникационных функций.

М. В. Ипполитова отмечает, что повышенная утомляемость также характерна для детей с церебральными параличами. Они быстро ста­новятся вялыми и раздражительными, плаксивыми, с трудом сосре­дотачиваются на задание. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в резуль­тате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок на­чинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. В игре он пытается схватить все игрушки и тут же их бросить, темп речи убыстряется, речь становится малопонятной для окружающих. Организованность в трудовой деятельности формируется с большим трудом.

Поведение детей с детскими церебральными параличами бывает различным. Для большинства характерна пассивность, вялость, не­решительность, пугливость. Дети с трудом привыкают к новой об­становке, к новым людям, они боятся высоты, темноты, одиночества, закрытых дверей, всяких неожиданных раздражителей, уколов и т. д. В момент страха у них учащается пульс, появляются пот, слюнотече­ние, усиливаются насильственные движения. Большое значение для преодоления страха имеют правильные условия воспитания таких детей.

У других детей отмечаются повышенная возбудимость, беспокой­ство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шум­ны, то становятся раздражительными, плаксивыми. При воспитании такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, прояв­лять доброжелательность и терпение.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью: болезнен­но реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроении матери, крайне болезненно реагируют на ее слезы. Некоторым свойствен­но излишнее беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких.

У детей наблюдаются частые расстройства сна: они плохо засыпа­ют, спят беспокойно, со страшными сновидениями, иногда с плачем и криком. Такой сон не приносит отдыха нервной системе: утром ре­бенок встает вялым, капризным, отказывается от занятий. Кроме того, для таких детей очень важно соблюдать режим дня, создавать спокой­ную обстановку перед сном: избегать шумных игр, просмотра видео-и телепередач и различных резких раздражителей.

Дети с детскими церебральными параличами растут пугливыми, нерешительными и неуверенными в себе, они теряются в новых усло­виях. В школе такие дети тревожны, испытывают страх перед устным ответом, нередко у них возникает заикание или появляются насиль­ственные движения. Они ничем не увлекаются, все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся заучить заданное наизусть. Все это препятствует развитию их интеллекта.

В школьном возрасте у таких детей нередко возникает страх за свое здоровье, возможно неправильное развитие личности. Чаще это отме­чается у детей, которые воспитываются в семьях, где все внимание со­средоточено на болезни. В доме говорят только о болезни, малейшее изменение в состоянии ребенка вызывает у родителей не только тре­вогу, но и панику. Правильное воспитание в семье может предупре­дить подобное состояние.

Известно, что страх у маленького здорового ребенка возникает то­гда, когда он сталкивается с незнакомыми явлениями. У ребенка с, це­ребральным параличом представления об окружающем мире крайне ограниченны. Потому очень важно постепенно расширять его круго­зор, знакомить с различными предметами и явлениями, приучать к но­вым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Преж­де чем ребенку показать каких-либо домашних животных, необходимо рассказать о них, продемонстрировать их на картинках.

Особый подход требуется к ребенку, у которого болезненно вы­ражено чувство страха. Большое значение для предупреждения стра­ха и развития таких отрицательных черт характера, как неуверен­ность, боязливость, имеет воспитание у ребенка активности. В ходе деятельности расширяется кругозор ребенка, развивается его ин­теллект.

Ребенок с церебральным параличом, как и все дети его возраста, прежде всего должен научиться некоторым общим правилам поведе­ния. Необходимо также, чтобы ребенок начинал понимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отно­шение к своей болезни, к своим возможностям. Это даст ему способность вести спокойную, богатую впечатлениями и положительными переживаниями, полноценную жизнь.

Таким образом, анализ литературы по проблеме развития личности детей с детскими церебральными параличами показал следующее:

* дети с церебральными параличами стойко психически истоща­емы, не способны к длительному интеллектуальному напряже­нию. Для них характерны расстройства эмоционально-волевой сферы, что проявляется чаще всего в плаксивости, раздражитель­ности, капризности. Им часто свойственна неуверенность в себе, часто проявляется наивность суждений, застенчивость, робость. Эго сочетается с повышенной чувствительностью, обидчиво­стью, впечатлительностью, замкнутостью;

* отставание в развитии речи приводят к ограничению объема знаний и представлений об окружающем мире, затрудняет об­щение детей;

* наиболее характерной особенностью личности ребенка являются черты своеобразного психического инфантилизма, что проявля­ется в эгоцентризме, лабильности, повышенной внушаемости и зависимости от окружающих. У детей с церебральными пара­личами могут отмечаться патологические черты характера: истероидные, тревожно-мнительные с фоническим синдромом, ипо­хондрические, невротические;

* для большинства детей с церебральными параличами характерна пассивность, вялость, нерешительность, быстрая смена настро­ения. Они боятся высоты, темноты, одиночества; «* в школе такие дети тревожны, испытывают страх перед устным ответом, нередко возникает заикание.

Рекомендации по психологической коррекции ЛИЧНОСТНОЙ сферы детей с церебральным параличом

На ранних этапах обучения и развития личности ребенка с церебральным параличом одной из основных задач является формирование представлений об окружающим мире, навыков самообслуживания. Большие возможности развития личности ребенка с церебральным параличом открывает трудовое обучение, так как труд не только готовит к жизни и доступной профессии, но и способствует восстановлению нарушенных болезнью функций, дефектов умственного и физического развития. Приобретая трудовые навыки и умения, дети получают возможность всестороннего развития.

Детям с церебральными параличами очень непросто заниматься трудовой деятельностью и особенно сложно доводить работу до кон­ца. Здесь огромное значение приобретает положительная мотивация деятельности ребенка. Однако мотив, желание трудиться и преодоле­вать себя остается достаточно серьезной проблемой для детей в возра­сте после 10 лет. К этому времени у детей с церебральными параличами часто формируется потребительское, индивидуалистическое отноше­ние к жизни, полное отсутствие интереса к какому-либо виду деятель­ности. И наоборот, дети 5-6 лет обычно с большим интересом вступа­ют в процесс трудовой деятельности.

В процессе трудовой терапии решаются специфические задачи: » компенсация недостатков опорно-двигательного аппарата — укреп­ление моторики рук, развитие координации и дифференциации движений;

* компенсация недоразвитости эмоционально-волевой сферы де­тей, формирование самостоятельности, наблюдательности, при­вычки к трудовым усилиям и целенаправленной деятельности;

* коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности; » формирование уверенности в себе, развитие личностного потен­циала, повышение самооценки;

* формирование определенных (доступных ребенку) трудовых на­выков;

* расширение представлений об окружающем мире, о различных материалах, способах их обработки, повышение познавательной

активности детей; » воспитание любви к труду как форме существования человека, формирование эстетического воспитания окружающего мира и жизни;

* подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии со своими возможностями и способностями, адекватная оценка сво­их достоинств и недостатков, уровня своих притязаний.

Для решения этих задач необходимы следующие условия: » эмоциональный фон:

• спокойный доверительный тон;

• полное отсутствие отрицательных оценок;

• сравнение результатов работы ребенка только с его личными достижениями, а не с достижениями других детей;

• соблюдение для каждого ребенка его индивидуального ритма работы;

• необходимость найти для каждого ребенка дело, доступное для

выполнения и интересное ему;

* формирование у ребенка уверенности в себе, чувства полноцен­ности:

• необходимо избегать упоминаний о болезни;

• не использовать терминов «больная, слабая, неумелая» рука, только «правая» и «левая» рука;

• нельзя открыто проявлять чувство жалости к ребенку;

• необходимо оказывать ребенку некоторую помощь в выполне­нии задания, главное — научить ребенка доступным ему при­емам работы;

• постоянно и систематически включать ребенка в процесс са­мооценки, что способствует формированию фактора самовос­питания.

Чтобы работать с такими детьми, педагог должен обладать огром­ным терпением, действовать в соответствии с принципом «пошагово­го» обучения, который предполагает длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Очень важно, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах.

Методом социальной адаптации детей с детскими церебральными параличами является также и творческая реабилитация.

В вопросе воспитания, развития и обучения детей с церебральными параличами сегодня на первый план выходит социальная адаптация. Главной ее задачей становится приспособление ребенка к жизни, ак­тивизация резервных и компенсаторных способностей, и конечной целью выступает интеграция в обществе детей с церебральными пара­личами.

Под социальной адаптацией понимается возможность привести ин­дивидуальное сознание в соответствие с нормами и принципами, гос­подствующими в социальной группе. По существу — это обучение общению. Таким образом, общение является главным инструментом социальной адаптации. Общение — один из основных факторов пси­хического развития человека.

Л. С. Выготский утверждал: «Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота, паралич или умственная отсталость — вызывает как бы социальный вывих. Такой ребенок с первых дней рождения, как только замечается в нем этот недостаток, даже в собственной семье приобретает особую социальную позицию. Специфическими услови­ями развития и отклонения личности чаще всего является неправиль­ное воспитание, ограничение деятельности и общения».

Формирование коммуникативных навыков составляет важнейшее звено в развитии ребенка, в его адаптации в обществе.

Современные исследования психологии и педагогики говорят о том, что творческое начало есть в каждом человеке вне зависимости от возраста, деятельности, врожденных способностей. Одна из основ­ных идей теории психологической природы творчества и воображе­ния русского и советского психолога Л. С. Выготского связана с утверж­дением творческого характера деятельности человека. «Зародыш творческого воображения, — пишет Л. С. Выготский, — проявляется в играх животных. Что же говорит о детях! Игра — это не просто воспо­минания о пережитых впечатлениях, но и творческая их переработка, сознание новой реальности».

Творческий потенциал находится под большим влиянием среды — условий домашнего воспитания, обучения, общественной системы. Но творческий потенциал необходимо выявлять, предсказывать, разви­вать. Творчески мыслит тот, кто хочет мыслить.

Принципы и идеи творческого воспитания, приспосабливаясь к «осо­бым условиям» и «особым детям», рождают новые формы и новые ме­тоды, например, творческую реабилитацию. В основе творческой ре­абилитации лежит концепция развития через мотивацию.

Детям с церебральными параличами присущи такие черты, как ин­фантилизм, индивидуализм, безынициативность, пассивность к соб­ственной реабилитации. Их бывает 'не так-то просто побудить к ак­тивной деятельности, к саморазвитию. Причем не только мотивация рождает творчество, но и творчество рождает мотивацию.

 

Вопросы для обсуждения

1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича.

2. Почему основной контингент детей с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата составляют дети с церебральным параличом?

3. Как речевые нарушения связаны с первичным дефектом при ДЦП?

4. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП.

5. Нарушения психики.

6. Речевые нарушения.

7. Основные цели и принципы коррекпнонпой работы при ДЦП.

8. Система специализированной помощи детям, страдающим це­ребральным параличом.

9. Специфика личностного развития при ДЦП.

10. Каковы основные рекомендации по психологической коррекции личностной сферы детей с церебральным параличом?

 

Литература

1. Архипова Е, Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). — М., 1989.

2. БадалянЛ. 0.,ЖурбаЛ. Т., Тимопипа О. В. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988.

3. Ипполитова М. В., Бабепкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1993.

4. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным пара­личом: Методические рекомендации. — М. — СПб., 1998.

5. Левченко И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. — М., 1989.

6. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с це­ребральным параличом. М., 1985.

7. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вслед­ствие детского церебрального паралича. — М., 1991.

8. Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э. Брукарта. — Бельгия (на русском языке), 1999.

9. Особенности психофизического развития учащихся специаль­ных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппа­рата / Под ред. Т. А. Власовой. — М, 1985.

10. Семенова К. А., Махмудова Я. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным парали­чом. — Ташкент, 1979.