Данное пособие составлено для студентов педагогического колледжа. Оно построено с опорой на следующие дидактические единицы: предмет коррекционной педагогики; единство биологических и социальных факторов; состояние риска; дети группы риска; школьная дезадаптация, ее диагностика; компенсация; коррекция; адаптация; принципы, содержание, формы, методы коррекционно-развивающего образовательного процесса; оказание специализированной помощи; взаимодействие учителя, воспитателя со специалистами - дефектологами; объект, предмет, задачи специальной педагогики; становление личности и социализация человека с ограниченными возможностями; современные педагогические системы воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; специфика деятельности социального педагога, работающего в учреждениях для детей с ограниченными возможностями.
Цель данного пособия: обеспечение необходимой теоретической подготовки студентов по вопросам дошкольной и школьной специальной и коррекционной педагогики, связанным с особенностями построения теории и практики обучения, воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями в развитии и системным подходом к организации коррекционно-педагогического воздействия, содержанием, формами коррекционно-развивающего образовательного процесса; формирование представлений студентов об организации помощи детям с отклонениями в развитии в системах здравоохранения, соцобеспечения и образования, месте и роли педагога в специальном учреждении.
Структура предлагаемого пособия наряду с пояснительной запиской содержит: лекционные материалы по темам курса, собственное содержание каждой лекции, списки необходимой литературы для изучения по предложенной тематике, вопросы семинарских занятий, методические рекомендации к выполнению практических заданий и материалы проверочных заданий.
На наш взгляд, данные материалы помогут студентам овладеть основным содержанием курса «Коррекционная и специальная педагогика» и будут ориентиром в подготовке к семинарским и практическим занятиям.