Семинарское занятие: Понятие, предмет, задачи коррекционной педагогики и история ее становления
Вопросы для обсуждения
- Понятие, задачи коррекционной педагогики.
- Основные принципы коррекционной педагогики.
- Этапы становления коррекционной педагогики.
- Связь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.
Задания студентам:
- освоить материалы лекции и предложенных литературных источников;
- доработать лекцию, выписав основные категории коррекционной педагогики из словарей справочников (дефект, органическое, функциональное нарушение, социально-психологический норматив, факторы риска, фактор устойчивости, адаптация, дезадаптация, компенсация, коррекционное развитие, коррекционно-развивающий образовательный процесс);
- составить схему связи специальной педагогики с другими отраслями знаний по материалам А.Д. Гонеева («Основы коррекционной педагогики», с. 10-13);
- описать проблемное поле коррекционной педагогики;
- выписать этапы становления коррекционной педагогики;
6) составить перечень знаний необходимых педагогу для предупреждения нарушений в развитии ребенка (по материалам Г.Ф. Кумариной, с. 12-16).
Литература
- Словарь-справочник. Дефектология / Под ред. Б.П. Пузанова - М.: Новая школа, 1996.
- Словарь-справочник. Коррекционная педагогика и специальная психология / Сост. Н.В. Новотворцева - М.: Академия развития, 1999.
- Зайцев И.А., Кукушин B . C ., Ларин Г.Г. и др. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д.: Март, 2002.
- Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и др. - М.: Академия, 2001.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001.
Программированный опрос
- С какого года термин коррекционная педагогика употребляется в отечественной практике? а) 1990, б) 1Я88, в) 2000.
- Предмет коррекционной педагогики: а) личность человека, имеющего трудности в развитии, б) отклонения в развитии, в) процесс обучения и воспитания людей с нарушениями в развитии.
- Физический или психический недостаток, вызывающий нарушения в развитии: а) дефект, б) аномалия, в) повреждение.
- Факторы, не являющиеся непосредственными причинами нарушений в развитии, но способствующие их возникновению: а) факторы устойчивости, б) факторы риска, в) генетические факторы.
- Комплексный процесс перестройки работы всех систем и функций организма на восстановление утраченной: а) абилитация, б) компенсация, в) коррекция.
Какой принцип коррекционной педагогики назван: «Все мероприятия по исправлению должны протекать с опорой на компенсацию?»: а) деятельностный, б) единства диагностики и коррекции, в) единства коррекции и компенсации.