Тема 13. Особенности коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми и подростками

Олигофренопедагогика - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая теорию и практику образования лиц с умственной отсталостью.

Современные исследования показывают, что нетнеобучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специальные ме­тоды, средства и формы обучения и воспитания.

Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скорректировать дефект и предотвратить вто­ричные отклонения.

В России первое учреждение для умственно отсталых детей было открыто доктором Ф. Плятцом в 1854 г. в Риге. Позже появились учебно-воспитательные учреждения И.В. Маляревского, приюты и школы Е.К. Грачевой, вспомогательные классы Н.В. Постоцкого. В 1970-е годы от­крываются первые детские сады для умственно отсталых детей.

Система образования лиц с умственной отсталостью:

Основные блоки коррещионно-педагогического провеса при умственной отсталости:

Основной задачей ДОУ для умственно отсталого ребенка является обеспечение условий для наиболее актуального уровня развития.

Направления коррекционно-развивающей работы в ДОУ:

1) развитие речи и общения; 2) развитие предметных действий; 3) раз­витие познавательных функций; 4) развитие всех видов детской деятельности; 5) развитие личности умственно отсталого ребенка, улучшение социально-бытовой ориентировки и адаптации, регуляция аффектов, развитие самоконтроля и положительной мотивации.

Основными задачами специальной школы 8 вида являются: коррекция дефицита развития умственно отсталого ребенка, обучение через коррекцию сферы познания, улучшение социальной адаптивности умственно отсталого ребенка, ранняя профессиональная подготовка.

Принципы организации обучения детей-олигофренов:

1) необходимость повторяемости программного материала;

2) смена видов деятельности;

3) формирование переноса полученных знаний, способов действия из одной ситуации в другую.

Работа педагога с умственно отсталыми людьми должна быть направлена в первую очередь на их развитие. Ее содержание заключается в том, чтобы организовать компетентное сопровождение человека с умственной отсталостью на всех возрастных этапах жизни. Это касается посредничества педагога в создании соответствующих условий и привлечении всех социальных институтов к решению проблем развития умственно отсталого человека.

Социально-педагогическая деятельность по социальному обслуживанию человека с умственной отсталостью складывается из следующих направлений:

  1. взаимодействие с медицинскими учреждениями;
  2. контроль за предоставлением родителям адекватной информации о перспективах развития их ребенка;
  3. организация социально-психологической поддержки семьи, формирование педагогической среды в условиях семьи, обучение родителей, помощь в составлении образовательного маршрута, помощь в преодолении кризисных ситуаций;
  4. регулирование взаимодействия семьи со службами ранней помощи, медико-психолого-социальными центрами, консультациями, реабилитационными и другими учреждениями, оказывающими раннюю комплексную помощь;
  5. участие в составлении программы абилитации ребенка с привлечением всех социальных институтов;
  6. подготовка среды для посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения;
  7. организация подготовки к обучению и курирование процесса обучения в школе, помощь в налаживании отношений со сверстниками, учителями и другим близким окружением;
  8. помощь в профориентации и профессиональном обучении;
  9. помощь в трудоустройстве;
  10. помощь в организации самостоятельной жизнедеятельности в обществе (ведение домашнего хозяйства, досуг, дополнительное образование, создание семьи и т. д.).

Литература

Закрыть