Тема 13. Особенности коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми и подростками
Олигофренопедагогика - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая теорию и практику образования лиц с умственной отсталостью.
Современные исследования показывают, что нетнеобучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специальные методы, средства и формы обучения и воспитания.
Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скорректировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.
В России первое учреждение для умственно отсталых детей было открыто доктором Ф. Плятцом в 1854 г. в Риге. Позже появились учебно-воспитательные учреждения И.В. Маляревского, приюты и школы Е.К. Грачевой, вспомогательные классы Н.В. Постоцкого. В 1970-е годы открываются первые детские сады для умственно отсталых детей.
Система образования лиц с умственной отсталостью:
- специализированные ДОУ для умственно отсталых детей;
- школы 8 типа;
- специальные коррекционные учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (детские дома и школы интернаты);
- группы интегрированного пребывания детей с нарушениями интеллекта (в домах ребенка и массовых ДОУ).
Основные блоки коррещионно-педагогического провеса при умственной отсталости:
- диагностический - комплексное обследование, составление программы развития;
- воспитательный - решение проблем социализации, адаптации в обществе, развитие самостоятельности, формирование нравственных и этических норм, развитие положительных качеств личности;
- образовательный - обучение детей способам освоения общественного опыта, формирование всех видов деятельности, профориентация и профобучение.
Основной задачей ДОУ для умственно отсталого ребенка является обеспечение условий для наиболее актуального уровня развития.
Направления коррекционно-развивающей работы в ДОУ:
1) развитие речи и общения; 2) развитие предметных действий; 3) развитие познавательных функций; 4) развитие всех видов детской деятельности; 5) развитие личности умственно отсталого ребенка, улучшение социально-бытовой ориентировки и адаптации, регуляция аффектов, развитие самоконтроля и положительной мотивации.
Основными задачами специальной школы 8 вида являются: коррекция дефицита развития умственно отсталого ребенка, обучение через коррекцию сферы познания, улучшение социальной адаптивности умственно отсталого ребенка, ранняя профессиональная подготовка.
Принципы организации обучения детей-олигофренов:
1) необходимость повторяемости программного материала;
2) смена видов деятельности;
3) формирование переноса полученных знаний, способов действия из одной ситуации в другую.
Работа педагога с умственно отсталыми людьми должна быть направлена в первую очередь на их развитие. Ее содержание заключается в том, чтобы организовать компетентное сопровождение человека с умственной отсталостью на всех возрастных этапах жизни. Это касается посредничества педагога в создании соответствующих условий и привлечении всех социальных институтов к решению проблем развития умственно отсталого человека.
Социально-педагогическая деятельность по социальному обслуживанию человека с умственной отсталостью складывается из следующих направлений:
- взаимодействие с медицинскими учреждениями;
- контроль за предоставлением родителям адекватной информации о перспективах развития их ребенка;
- организация социально-психологической поддержки семьи, формирование педагогической среды в условиях семьи, обучение родителей, помощь в составлении образовательного маршрута, помощь в преодолении кризисных ситуаций;
- регулирование взаимодействия семьи со службами ранней помощи, медико-психолого-социальными центрами, консультациями, реабилитационными и другими учреждениями, оказывающими раннюю комплексную помощь;
- участие в составлении программы абилитации ребенка с привлечением всех социальных институтов;
- подготовка среды для посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения;
- организация подготовки к обучению и курирование процесса обучения в школе, помощь в налаживании отношений со сверстниками, учителями и другим близким окружением;
- помощь в профориентации и профессиональном обучении;
- помощь в трудоустройстве;
- помощь в организации самостоятельной жизнедеятельности в обществе (ведение домашнего хозяйства, досуг, дополнительное образование, создание семьи и т. д.).
Литература
- Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Академия, 2001.
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000.
- Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Академия, 2001.
- Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 1999.
- Пузанов Б.П., Коняев Н.П., Горский Б.Б. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). - М.: Академия, 2000.