Тема 14. Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми и подростками, имеющими задержку психического развития

Специальное комплексное изучение детей с ЗПР как специфической аномалии детского возраста развернулось в отечественной практике в 1960-70-е гг. Это было вызвано потребностями школьной практики, когда с переходом на новые усложненные программы резко возросли образовательные проблемы у стойко неуспевающих школьников. Проблема ЗПР изучалась М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединской, И.Ф. Марковской и др.

При условии особой организации образовательного процесса, оказании ранней комплексной коррекционно-развивающей помощи дети с ЗПР способны овладеть программой детского сада и основной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

Сложившаяся к настоящему времени система коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР включает: специализированные школы 7 вида и школы интернаты для детей с ЗПР; ДОУ компенсирующе­го вида для детей с ЗПР; группы компенсирующего вида при массовых ДОУ; классы коррекционно-развивающего обучения (выравнивания); центры развития ребенка и реабилитационные центры.

Система комплексной помощи детям с ЗПР включает:

В ДОУ компенсирующего вида работа ведется по трем направлениям:

1) диагностико-консультативное; 2) лечебно-оздоровительное; 3) коррекционно-развивающее. Коррекционная работа с дошкольниками ведется: специалистами-дефектологами (логопедами, олигофренопедагогами), вос­питателями при участии семьи ребенка.

В школах коррекционная работа строится по адаптированным программа и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом. Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи; ритмика; трудовое обучение. На уроках применяются коррекционно-педагогические технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал. Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа.

Практика проведения коррекционно-развивающего обучения в компенсирующем учреждении строится с опорой на помогающее отношение (К. Роджерс); использование арттерапии практически на каждом занятии, положительный эмоциональный заряд в учебной деятельности, создание чувства преодоления трудностей (Л.И. Занков); на овладении детьми под операциональным контролем (Д.Б. Эльконин); на предъявлении детям пра­вильного способа действия, эталона-образца как основы для предъявления оценки (Д.Б. Эльконин и Ш.А. Амонашвили).

Психологические основы организации и осуществления коррекционной помощи ребенку с ЗПР:

  1. усиление практической направленности изучаемого материала;
  2. выделение сущностных признаков изучаемого явления;
  3. опора на жизненный опыт ребенка;
  4. ориентация на внутренние связи;
  5. введение в учебные программы коррекционных разделов развивающие познавательную деятельность, формирующих все блоки деятельности;
  6. формирование субъектной позиции ребенка;
  7. формирование мотивации на успех, а не на избегание неудач.

Условия пребывания детей с ЗПР в образовательных учреждениях:

  1. небольшая наполняемость групп, классов;
  2. участие в работе с ребенком широкого круга специалистов;
  3. отбор программного содержания в соответствии с интеллектуальными возможностями детей;
  4. включение ребенка в разнообразные виды деятельности;
  5. наличие системы разного вида индивидуальных занятий;
  6. присутствие специально организованной работы по социальной адаптации таких детей: формирование потребности в общении, обучение социальному контролю над собственным поведением и деятельностью и т.д.

Литература

Закрыть