Специальное комплексное изучение детей с ЗПР как специфической аномалии детского возраста развернулось в отечественной практике в 1960-70-е гг. Это было вызвано потребностями школьной практики, когда с переходом на новые усложненные программы резко возросли образовательные проблемы у стойко неуспевающих школьников. Проблема ЗПР изучалась М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединской, И.Ф. Марковской и др.
При условии особой организации образовательного процесса, оказании ранней комплексной коррекционно-развивающей помощи дети с ЗПР способны овладеть программой детского сада и основной школы и в большинстве случаев продолжить образование.
Сложившаяся к настоящему времени система коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР включает: специализированные школы 7 вида и школы интернаты для детей с ЗПР; ДОУ компенсирующего вида для детей с ЗПР; группы компенсирующего вида при массовых ДОУ; классы коррекционно-развивающего обучения (выравнивания); центры развития ребенка и реабилитационные центры.
Система комплексной помощи детям с ЗПР включает:
- создание различных моделей специальных образовательных учреждений;
- раннее выявление детей отстающих в развитии, и удовлетворение их особых образовательных потребностей;
- создание системы лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях общеобразовательных учреждений;
- нормативное и учебно-методическое обеспечение практики образования детей с ЗПР;
- определение целей и содержания профессиональной ориентации и профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников;
- разработка моделей служб консультативной помощи семье;
- подготовку педагогических кадров по коррекционной педагогике (Н.М. Назарова)
В ДОУ компенсирующего вида работа ведется по трем направлениям:
1) диагностико-консультативное; 2) лечебно-оздоровительное; 3) коррекционно-развивающее. Коррекционная работа с дошкольниками ведется: специалистами-дефектологами (логопедами, олигофренопедагогами), воспитателями при участии семьи ребенка.
В школах коррекционная работа строится по адаптированным программа и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом. Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи; ритмика; трудовое обучение. На уроках применяются коррекционно-педагогические технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал. Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа.
Практика проведения коррекционно-развивающего обучения в компенсирующем учреждении строится с опорой на помогающее отношение (К. Роджерс); использование арттерапии практически на каждом занятии, положительный эмоциональный заряд в учебной деятельности, создание чувства преодоления трудностей (Л.И. Занков); на овладении детьми под операциональным контролем (Д.Б. Эльконин); на предъявлении детям правильного способа действия, эталона-образца как основы для предъявления оценки (Д.Б. Эльконин и Ш.А. Амонашвили).
Психологические основы организации и осуществления коррекционной помощи ребенку с ЗПР:
- усиление практической направленности изучаемого материала;
- выделение сущностных признаков изучаемого явления;
- опора на жизненный опыт ребенка;
- ориентация на внутренние связи;
- введение в учебные программы коррекционных разделов развивающие познавательную деятельность, формирующих все блоки деятельности;
- формирование субъектной позиции ребенка;
- формирование мотивации на успех, а не на избегание неудач.
Условия пребывания детей с ЗПР в образовательных учреждениях:
- небольшая наполняемость групп, классов;
- участие в работе с ребенком широкого круга специалистов;
- отбор программного содержания в соответствии с интеллектуальными возможностями детей;
- включение ребенка в разнообразные виды деятельности;
- наличие системы разного вида индивидуальных занятий;
- присутствие специально организованной работы по социальной адаптации таких детей: формирование потребности в общении, обучение социальному контролю над собственным поведением и деятельностью и т.д.
Литература
- Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Академия, 2001.
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000.
- Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Академия, 2001.
- Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 1999.
- Пузанов Б.П., Коняев Н.П., Горский Б.Б. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). - М.: Академия, 2000.
- Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. - М.: Академия, 1998.
- Основы коррекционной педагогики / Гонеев А.Д. и др. - М.: Академия, 2001.