Тема 16. Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми и подростками страдающими ДЦП
Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание комплексной помощи для восстановления моторных функций организма, обеспечение ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.
Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность деятельности специалистов разного профиля. Необходима их общая позиция при обследовании и коррекции.
В нашей стране создана сеть специальных учреждений для детей с ДЦП относящих к разным министерствам: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы- интернаты для детей с опорно-двигательными нарушениями и различные реабилитационные центры.
Главная функция социального педагога при работе с названной категорией детей - это координация деятельности всех социальных институтов, осуществляющих абилитационную работу.
Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом:
1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы (взаимоучет влияния двигательных, речевых, психических нарушений в динамике развития). 2. Раннее начало вмешательства в развитие. 3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. 4. Наблюдение в динамике психоречевого развития. 5. Тесное взаимодействие с родителями и окружением ребенка.
Основные направления коррекционной работы по развитию двигательных функций;
- ортопедическое лечение;
- массаж;
- физиотерапия;
- ЛФК;
- медикаментозное лечение;
- упражнения на развитие мелкой моторики.
Лечебно-психолого-педагогическая помощь в рамках комплексного подхода при ДЦП включает:
1) лечебно-оздоровительные мероприятия; 2)охранительный режим учебных нагрузок; 3) обучение с учетом темпа деятельности и толерантности к учебным нагрузкам; 4) оказание помощи, поддержки, выражение обнадеживающего сочувствия при выполнении учебных заданий; 5) использование репродуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения; 6) побуждение активности и самостоятельности; 7) включение в различные виды деятельности, побуждение творчества и снятие напряжения.
Основные направления коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте:
- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
- стимуляция сенсорных функций;
- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности;
- развитие зрительно-моторных координации и функциональных возможностей кисти и пальцев рук;
- воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Работа социального педагога с данной категорией детей включает:
- Сбор информации о возможно более полном объеме диагностических, абилитационных, реабилитационных, образовательных и лечебных мероприятиях в учреждениях региона (города, области).
- Предоставление полноценной информации родителям и координация в процессе проведения всех компенсаторно-коррекционных мероприятий.
- Создание внутреннего реабилитационного пространства в семье.
- Формирование внешнего реабилитационного пространства за границами учреждения.
- Главным результатом этой работы должна стать полноценная интеграция ребенка с опорно-двигательными нарушениями в общество.
Литература
- Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Академия, 2001.
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: - Академия, 2000.
- Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Академия, 2001.
- Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М., 1991.
- Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличем в семье. - М., 1993.