Тема 2. Адаптация и адаптивность, компенсация и коррекция

как основные категории коррекционной педагогики

Под адаптацией в биологии понимают приспособление строения и функций организмов к условиям существования.

В физиологии и медицине этот термин обозначает процесс привыкания.

В социально педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.

Считается, что адаптационный характер реакции организма приобретают тогда, когда они отвечают трем условиям: 1) внешние воздействия являются для человека необходимыми, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма и личности на данный момент; 2) ответная перестройка организма и личности происходит в результате более или менее длительного и многократного воздействия, оставляющего след в тех системах (физиологических или личностных), которые играют главную роль в осуществлении реакций на данное воздействие; 3) возникшая в организме и личности перестройка биологически целесообразна (СМ. Громбах, 1978).

Адаптивность - способность к приспособлению у разных людей различна, зависит от особенностей строения и функционирования ЦНС, от физического, психического и нравственного здоровья человека.

За уровнем адаптационных возможностей человека, его адаптивностью всегда стоит сложное взаимодействие биологических и социальных (внутренних и внешних) факторов, влияющих на его развитие.

Адаптивность у разных людей различна. Она отражает уровень как врожденных, так и приобретенных качеств индивида.

В настоящее время ученые связывают возможности адаптивности и уровень адаптации:

Факторы, влияющие на уровень и возможности к адаптации: • 1) генетические особенности человека (обмен веществ, различие биохимических реакций, разные типы реагирования,); 2) физическое здоровье человека; 3) его психический статус; 4) качества и черты личности, заложенные средой воспитания; 5) условия социальной среды, в которой находится человек.

Равновесие между внутренними (биологическими) и внешними (социальными) условиями обеспечивает нормальный ход развития человека и его адаптацию.

Показатели низкого уровня адаптационных возможностей ребенка к школе:

Социальные предпосылки детской и подростковой дезадаптации:

- рост алкоголизма, наркомании;

- низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи;

- незащищенность отдельных групп населения (безработные, эмигранты, беженцы, лица, подвергшиеся воздействиям катастроф, войн и т.д.);

Дезадаптация - срыв адаптационных возможностей. Задача педагога организовать условия профилактики адаптационных нарушений у детей в образовательном пространстве. Если же дезадаптация возникла, необходимо организовывать условия коррекции через компенсацию недостатков в развитии.

Успешность компенсации будет зависеть:

- от генетического потенциала;

- от конкретных требований, составляющих социально- психологический норматив социальной ситуации, в которой находится человек.

Условия предупреждения и преодоления функциональных нарушений:

Литература

Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001. - С. 17-34.