Тема 3. Общие теоретические основы школьной дезадаптации
Поступление ребенка в школу является переломным моментом его социализации. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей.
В качестве научного понятия «школьная дезадаптация» пока не имеет однозначного толкования. Ее изучением в отечественной практике занимаются Г.Ф. Кумарина, Р.В. Овчарова, М.М. Безруких и др.
Школьной дезадаптацией следует называть только те нарушения, которые возникают у ребенка под влиянием самой школы, связанные прямо или косвенно с обучением, учебной деятельностью, выполнением учебных заданий.
Уровни школьной дезадаптации:
- Педагогический, связан с проблемами ребенка в учебной деятельности. Он более очевиден для педагога. 1-ый этап - трудности в учении; 2 этап - пробелы в знаниях; 3 этап - отставание в освоении образовательного материала по одному или нескольким предметам; 4 этап - неуспеваемость частичная или общая; 5 этап - разрыв личностно значимых взаимоотношений.
- Психологический, непосредственно проявляющийся в формировании характера, жизненных установок, направленности личности в целом на его социализацию (тревожность, незащищенность, пассивность, негативные способы психологической защиты - протест, конфликты и др., патология характера, социальная дезадаптация)
- Физиологический, проявляется во влиянии школьных проблем на здоровье ребенка. Длительное пребывание организма в состоянии острого, хронического напряжения способствует ослаблению функций или повреждению его структур (возникновению болезни) (В.П. Казначеев).
Педагогические факторы, приводящие к школьной дезадаптации:
- несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей;
- несоответствие темпа учебной работы возможностям детей;
- экстенсивный характер учебных нагрузок;
- преобладание отрицательной оценочной стимуляции;
- конфликтные отношения в семье, возникающие на основе школьной неуспешности;
- несоответствие организации образовательного процесса нейрофизиологическим особенностям каждого ребенка;
- неверное педагогическое взаимодействие в педагогическом процессе.
Г.Ф. Кумарина
- стрессовая тактика авторитарной педагогики;
- раннее начало дошкольного систематического обучения;
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
- недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития ребенка и охраны его здоровья;
- педагогическая неграмотность родителей.
М.М. Безруких
Вредные школьные традиции, приводящие к школьной дезадаптации:
- привычная поза детей во время урока;
- обедненная природными стимулами учебная среда;
- преобладание вербального (словесно-информационного) принципа построения учебного процесса;
- дробного, поэлементного получение знаний, умений и навыков - разрушение целостности мировосприятия;
- чрезмерное увлечение методиками интеллектуального развития в ущерб чувственному, эмоциональному, эмоционально-образному.