Тема 3. Общие теоретические основы школьной дезадаптации

Поступление ребенка в школу является переломным моментом его социализации. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей.

В качестве научного понятия «школьная дезадаптация» пока не имеет однозначного толкования. Ее изучением в отечественной практике занимаются Г.Ф. Кумарина, Р.В. Овчарова, М.М. Безруких и др.

Школьной дезадаптацией следует называть только те нарушения, которые возникают у ребенка под влиянием самой школы, связанные прямо или косвенно с обучением, учебной деятельностью, выполнением учебных заданий.

Уровни школьной дезадаптации:

  1. Педагогический, связан с проблемами ребенка в учебной деятельности. Он более очевиден для педагога. 1-ый этап - трудности в учении; 2 этап - пробелы в знаниях; 3 этап - отставание в освоении образовательно­го материала по одному или нескольким предметам; 4 этап - неуспеваемость частичная или общая; 5 этап - разрыв личностно значимых взаимо­отношений.
  2. Психологический, непосредственно проявляющийся в формировании характера, жизненных установок, направленности личности в целом на его социализацию (тревожность, незащищенность, пассивность, негатив­ные способы психологической защиты - протест, конфликты и др., патология характера, социальная дезадаптация)
  3. Физиологический, проявляется во влиянии школьных проблем на здоровье ребенка. Длительное пребывание организма в состоянии острого, хронического напряжения способствует ослаблению функций или повреждению его структур (возникновению болезни) (В.П. Казначеев).

Педагогические факторы, приводящие к школьной дезадаптации:

- несоответствие организации образовательного процесса нейрофизиологическим особенностям каждого ребенка;

- неверное педагогическое взаимодействие в педагогическом процессе.

Г.Ф. Кумарина

М.М. Безруких

Вредные школьные традиции, приводящие к школьной дезадаптации:

- привычная поза детей во время урока;

- чрезмерное увлечение методиками интеллектуального развития в ущерб чувственному, эмоциональному, эмоционально-образному.