Тема 4. Диагностика школьной дезадаптации

В предыдущем материале было выявлено, что динамика и тенденция развития ребенка напрямую связаны с внешними воздействиями на него. Это обязывает учителя, работающего в системе коррекционно-развивающего образования, усилить свое внимание к каждому ученику для того, чтобы избежать ошибок в способе воздействия.

Если педагогическое воздействие строится с учетом уровня развития, достигнутого на предыдущем этапе жизни ребенка, опирается на сильные стороны его личности, учитывает важные для развития особенности окружающей среды, то эти воздействия обеспечивают успешное включение ребенка в учебную деятельность, благополучную адаптацию его в школьной среде, способствуют формированию положительных черт характера.

И наоборот. Если в процессе обучения уровень развития ребенка, его индивидуальные особенности учитываются мало или не учитываются вовсе, то исходные отклонения в развитии лишь усугубляются, возникают серьезные упущения, компенсировать которые впоследствии очень сложно.

Избежать такого результата образования помогает педагогическая диагностика школьной дезадаптации — распознавание, выявление, измерение уровня развития школьных умений, знаний и навыков.

Назначение педагогической диагностики: определить актуальный уровень развития ребенка.

Диагностика помогает своевременно обнаружить предпосылки возможных адаптационных нарушений или их начальные проявления.

Функция педагогического диагностирования школьной дезадаптации ~ создание условий наиболее благоприятных для профилактики школьной дезадаптации и коррекции возникших нарушений.

Умение наблюдать за ростом личности, владеть методами оценки разных сторон этого развития в соотнесении с возрастными нормами и конкретной динамикой развития конкретного ребенка, быть способным педагогически квалифицировать проблему, конкретную трудность ребенка, иметь представление о путях ее преодоления - таковы задачи, которые стоят перед педагогом в осуществлении диагностики школьной дезадаптации.

Принципы педагогического диагностирования школьной дезадаптации:

Формы организации диагностических процедур: индивидуальная, фронтальная.

Методы диагностической деятельности:

Формы учета и оформления данных диагностик (динамики развития ребенка): характеристика, педагогическое заключение, дневник наблюдений, коррекционный журнал, социальная карта развития ребенка и др.

Обобщение полученных данных производится с опорой на следующие критерии: 1) здоровье, 2) социальная и психолого-педагогическая готовность к школе (желание учиться в школе, учебная мотивация, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организован­ность поведения, кругозор, развитие речи); 3) развитие школьно значимых психофизиологических функций (фонематический слух, пространственная ориентация, мелкая моторика рук, зрительное восприятие, связь «глаз-рука»); 4) развитие психологических предпосылок учебной деятельности (познавательная активность, сформированность интеллектуальных умений, произвольность деятельности, темп деятельности).

Начальное изучение поступивших в школу детей - это важная задача., которая требует хорошо скоординированных усилий всех лиц, непосредственно общающихся с ребенком (родители, воспитатели ДОУ, учителя, психологи и др.) Задача координации их усилий решается школьным консилиумом.

Задача консилиума на этом этапе состоит в том, чтобы организовать сбор надежной и как можно более полной информации о ребенке. На основе собранных данных выявить в предварительном порядке детей с недостаточным уровнем школьной зрелости, потенциальную группу риска, провести специальное изучение этих детей, с целью определения уровня их развития, конкретных проблем, оптимальных форм и видов коррекционно-развивающей помощи.

Основные факторы, способные стать причинами школьной неуспеваемости:

При изучении ребенка нужно помнить, считал П.П. Блонский, что академическая неуспеваемость представляет собой следствие проблем на­копившихся в развитии ребенка на этапе дошкольного детства. В еще большей степени это относится к другим типам возможных адаптационных нарушений - нарушениям здоровья, личностного развития.

Основными показателями низкого уровня адаптационных возможностей служат:

- отклонения в соматическом и нервно-психическом здоровье ребенка;

Приступая к изучению детей, школа должна провести предварительную работу с родителями. Важно, чтобы родители поняли, что коррекционно-развивающее образование - это способ адресной помощи их ребенку, что это создание для их ребенка наиболее благоприятных условий развития.

Литература