Тема 5. Общие теоретические основы коррекционно-развивающего обучения
Коррекционно-развивающее образование - это способ адресной педагогической помощи тем детям, которые в силу слабого здоровья или определенной дисгармонии в развитии требуют особого внимания педагогов и других школьных специалистов; через систему создания для них особых наиболее благоприятных условий.
Коррекционно-развивающее образование - совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию нарушений в развитии ребенка, полноценное формирование личности.
Цель коррекционно-развивающего образования - создание условий образовательной среды, которая бы исключала саму возможность негативного влияния на ребенка, а учебную деятельность делала бы лечебной.
Принципы коррекционно-развивающего образования:
- нормативности и открытости образовательных перспектив для детей риска и детей с нарушениями в развитии;
- педагогической организации среды жизнедеятельности ребенка;
- равноправного партнерства с семьей;
- личностно-деятельностного подхода;
- педагогического оптимизма;
- интегративного характера образовательного процесса.
Содержание коррекционно-развивающего образовательного процесса: создание ЗБР деятельности и личности ребенка.
Формы коррекционно-развивающего образовательного процесса:
- По способу организации: индивидуальные, групповые, подгрупповые.
- По формам обучения:
а) коррекционные уроки по учебным предметам в компенсирующей методике обучения; групповые уроки со специалистом-дефектологом (от 3-11 чел.);
б) групповые или индивидуальные внеурочные занятия с логопедом,
психологом, направленные на коррекцию дефицита функций (3-7 чел.);в) внеурочные занятия с логопедом, дефектологом и другими специалистами по учебным предметам; групповые коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные внеурочные виды деятельности.
Для тех групп детей, развитие которых при поступлении в школу характеризуется средней и высокой степенью риска, оптимальной организационно-педагогической формой учебного процесса являются классы компенсирующего обучения - классы здоровья. Открываются в обычных общеобразовательных школах. В них предусматривается меньшая наполняемость (9-12 чел.) В учебных планах вводятся специальные лечебно-оздоровительные и коррекционно-реабилитационные занятия. Оптимальный режим нагрузок. Чередование видов деятельности, труда и отдыха. Акцентируют внимание не на слабости ребенка, не на его проблемах, а на его перспективах развития.
Необходимо различать классы компенсирующего обучения и классы выравнивания, которые создаются для детей с более грубыми отклонениями в развитии (ЗПР). Обучение в начальной школе увеличивается на 1 год.
Направления коррекционно-развивающего образовательного процесса:
- непосредственная коррекционно-развивающая работа с самим ребенком;
- разъяснительная, консультационная, рекомендательная работа с семьей;
- работа со специалистами учреждения.
Программа коррекционно-развивающей работы служит обязательным дополнением к нормативной общеобразовательной программе. Она включает в себя следующие структурные блоки:
- охрану здоровья ребенка и коррекцию психосоматических неблагополучий в его развитии медико-клиническими и педагогическими методами работы;
- развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной (школьной) адаптации - осознание своей новой социальной роли, и возлагаемых обязанностей в связи с ней, ответственности, умение строить свое поведение в соответствии с правилами среды, адекватно вести себя в меняющейся жизненной ситуации;
- формирование учебной мотивации, постепенно замещая первичный внешний интерес к школе познавательными интересами;
- развитие необходимого уровня психофизиологических функций;
- обогащение кругозора и развитие речи;
- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (самостоятельности, познавательной активности, произвольности и др.);
- формирование учебной деятельности детей и коррекция недостатков в основных ее структурных звеньях (информационно-ориентационном, оперативно-исполнительском, контрольно-оценочном).
При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо учитывать:
- цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме;
- цели коррекции должны быть реалистичные и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы;
- цели коррекции должны вызывать у ребенка желание их достигнуть;
- они должны учитывать индивидуальные, психологические возможности ребенка и корректироваться в соответствии, имеющимися социальными условиями школы.
Восстанавливать и развивать младшего школьника как полноценного ученика нужно в следующих направлениях:
- формировать мотивацию учения как побудительную силу;
- развивать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу учебной активности;
- повышать уровень производительности познавательных психических процессов как фундамента учебной деятельности;
- сформировать основные свойства субъекта учебной деятельности. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем меньше она требует затрат и тем на большую отдачу позволяет рассчитывать.