Тема 5. Общие теоретические основы коррекционно-развивающего обучения

Коррекционно-развивающее образование - это способ адресной педагогической помощи тем детям, которые в силу слабого здоровья или определенной дисгармонии в развитии требуют особого внимания педагогов и других школьных специалистов; через систему создания для них особых наиболее благоприятных условий.

Коррекционно-развивающее образование - совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию нарушений в развитии ребенка, полноценное формирование личности.

Цель коррекционно-развивающего образования - создание условий образовательной среды, которая бы исключала саму возможность негативного влияния на ребенка, а учебную деятельность делала бы лечебной.

Принципы коррекционно-развивающего образования:

Содержание коррекционно-развивающего образовательного процесса: создание ЗБР деятельности и личности ребенка.

Формы коррекционно-развивающего образовательного процесса:

а) коррекционные уроки по учебным предметам в компенсирующей методике обучения; групповые уроки со специалистом-дефектологом (от 3-11 чел.);

б) групповые или индивидуальные внеурочные занятия с логопедом,
психологом, направленные на коррекцию дефицита функций (3-7 чел.);

в) внеурочные занятия с логопедом, дефектологом и другими специалистами по учебным предметам; групповые коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные внеурочные виды деятельности.

Для тех групп детей, развитие которых при поступлении в школу характеризуется средней и высокой степенью риска, оптимальной организационно-педагогической формой учебного процесса являются классы компенсирующего обучения - классы здоровья. Открываются в обычных общеобразовательных школах. В них предусматривается меньшая наполняе­мость (9-12 чел.) В учебных планах вводятся специальные лечебно-оздоровительные и коррекционно-реабилитационные занятия. Оптимальный режим нагрузок. Чередование видов деятельности, труда и отдыха. Акцентируют внимание не на слабости ребенка, не на его проблемах, а на его перспективах развития.

Необходимо различать классы компенсирующего обучения и классы выравнивания, которые создаются для детей с более грубыми отклонениями в развитии (ЗПР). Обучение в начальной школе увеличивается на 1 год.

Направления коррекционно-развивающего образовательного процесса:

- работа со специалистами учреждения.

Программа коррекционно-развивающей работы служит обязательным дополнением к нормативной общеобразовательной программе. Она включает в себя следующие структурные блоки:

При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо учитывать:

Восстанавливать и развивать младшего школьника как полноценного ученика нужно в следующих направлениях:

- повышать уровень производительности познавательных психических процессов как фундамента учебной деятельности;

- сформировать основные свойства субъекта учебной деятельности. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем меньше она требует затрат и тем на большую отдачу позволяет рассчитывать.