Тема 8. Основы дидактики специальной педагогики

Как и все люди, человек, имеющий нарушения в развитии, направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако этот путь отягощается его физическими и психическими недостатками. Поэтому важнейшими задачами являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии их коррекция и компенсация средствами образования. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением специфических образовательных потребностей.

Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии. Специальное образование глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечный результат которого будет зависеть:

Специальные образовательные условия предусматривают:

Принципы специального образования: педагогического оптимизма; ранней педагогической помощи; коррекционно-компенсирующей направленности обучения; социально-адаптирующей направленности образования; развития мышления, языка и коммуникаций как средств специального образования; личностно-деятельностного подхода в обучении и воспитании; дифференцированного и индивидуального подхода.

Принципы, содержание, условия специального образования реализуются в соответствующих формах, средствах, методах специального обучения и воспитания.

Формы организации специального обучения

 

 Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования:

1) музыкальные; 2) изобразительные; 3) ручной труд; 4) художественно-речевая деятельность; 5) театрализованно-игровая деятельность.

Методы специального обучения

Отбор и композиция методов определяется возрастными, индивидуальными особенностями, структурой органических и функциональных нарушений в развитии, количеством сохранных функций, возможностями и способностями ребенка. Процесс обучения в специальных учреждениях неотрывен от процесса воспитания, которому отдается больший приоритет.

Содержанием воспитания детей, имеющих нарушения в развитии, является:

Методы, применяемые в системе специального воспитания

информационные

практическо-действенные

побудительно-оценочные

беседа, консультирование средства массовой информации, примеры из жизни

приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд

педагогическое поощрение, внушение, убеждение, оценивание

литература, искусство, экскурсии, встречи

изо и художественная деятельность, арттерапия, сказкотерапия, психодрамма

педагогическое порицание, осуждение, наказание

Литература

10) Зайцев И.А., Кукушин B . C ., Ларин Г.Г. и др. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д: Март, 2002.

Проверочные задания

 

период

основные идеи, изменения, направления развития

знаменитые люди

вклад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программированный опрос

1) Наличие современных специально-образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих):

а) условие специального образования;

б) содержание специального образования;

в) задача специального образования.

2) Принцип, основывающийся на гуманистическом мировоззрении, вере в достижении успеха, утверждает, что необучаемых детей нет, детей с нарушениями в развитии можно успешно развивать и социально адаптировать:

а) принцип ранней педагогической помощи;

б) социально-адаптирующей направленности;

в) педагогического оптимизма.

3) Музыка, изобразительная деятельность, игра, труд:

а) средства специального обучения;

б) формы специального обучения;

в) методы специального обучения.

а) принцип социально-адаптирующей направленности;

6) принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
в) коррекционно-компенсирующей направленности.

6) С каким периодом становления специального образования связано развитие и дифференциация системы специального образования (начало XX столетия), введение всеобщего специального образования: а) 1; б) 3; в) 5.

7) Специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии, с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду:

а) специальное воспитание;

б) специальное образование;

в) специальное обучение.

8) Этот принцип специального образования, предусматривающий учет индивидуальных особенностей ребенка, структуры его дефекта. Направлен на организацию благоприятных условий обучения и воспитания:

а) дифференцированного и индивидуального подхода;

б) деятельностного подхода;

в)необходимостиспециальногопедагогическогоруководства.