Семинарское занятие: Методы, средства, условия коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Вопросы для обсуждения
- Понятие коррекционно-воспитательной работы ее соотнесенность с понятием коррекционно-педагогической деятельности.
- Цели и задачи коррекционной работы. Параметры, которые необходимо учитывать при планировании цели.
- Содержание коррекционной работы и алгоритм коррекционной деятельности.
- Принципы коррекционной работы и принципы коррекционной деятельности.
- Выступления по методам коррекционной работы.
Методические рекомендации:
- Освоить материал лекции и предложенных литературных источников.
- Составить краткий конспект материалов А.Д. Гонеева «Основы коррекционной педагогики», выписав понятие коррекции (стр. 26), коррекционно-педагогической деятельности (с. 27—28), алгоритм коррекционно-педагогической деятельности (с. 29), индикаторы неблагополучия в развитии (с. 29), параметры, которые необходимо учитывать при планировании целей коррекции (с. 30), принципы коррекционно-педагогической деятельности (с. 33-35) и соотнести их с принципами коррекционно-воспитательной работы и содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности (с. 36-39).
- Ознакомиться с приложением к «Коррекционной педагогике» A . M . Поваляевой. (с. 279-343).
- Раскрыть принципы коррекционной работы по материалам И.В. Дубровиной.
- Подготовить выступления по методам коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Требования к выполнению выступления:
Включить: 1) понятие выбранного метода; 2) при каких видах аномального развития используется; 3) какие проблемы аномального развития может решить; 4) этапы работы, рекомендации, способы использования данного метода.
Литература
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. - С. 9-24.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Академия, 1999.
- Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 1999.
- Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и др. - М: Академия, 2001.
- Словарь-справочник. Дефектология / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996 .
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Зайцев И.А., Кукушин B . C ., Ларин Г.Г. и др. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д: Март, 2002.
Контрольная работа по интеграции общих основ коррекционной работы и коррекционно-развивающего образовательного процесса.
1вариант
- Коррекционно-воспитательная работа, ее понятие, значение и необходимость в современной образовательной практике.
- Раскройте следующее условие коррекционной работы: «Использование комплексного подхода к коррекции».
- Для чего необходим следующий принцип коррекционной работы:- «Единство возрастного и индивидуального развития». Как вы понимаете его смысл?
- Как вы понимаете смысл следующего принципа КРОп: - личностно-деятельностного подхода. Для чего он необходим?
2 вариант
- Коррекционно-развивающий образовательный процесс, его понятие, значение и необходимость в современных условиях развития школы.
- Раскройте следующие условие коррекционной работы: гуманизация целей, методов, принципов коррекционной работы.
- Как вы понимаете смысл следующего принципа коррекционной работы: «Деятельностный принцип осуществления коррекции». Для чего он необходим
- Как вы понимаете смысл следующего принципа КРОп: «Равноправного партнерства с семьей». Для чего он необходим?
3 Вариант
- Структура коррекционных программ, их значимость и необходимость.
- Раскройте следующие условие коррекционной работы: дифференцированное объединение детей в подгруппы для коррекционной работы.
- Для чего необходим следующего принципа коррекционной работы: единства коррекции и развития. Как вы понимаете его смысл?
- Назовите и раскройте формы коррекционно-развивающего образовательного процесса.