В настоящее время во всех регионах России организовано в той
или иной форме компенсирующее обучение. Большое внимание педагогической общественности
к проблемам обучения детей риска школьной и социальной дезадаптации, целенаправленная
работав -этом направлении педагогических коллективов во всех регионах России
позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время происходит становление
коррекционно-разви-вающей практики как важнейшего направления всей педагоги-ческой.деятельности.
Однако неподготовленность педагогических кадров, недостаточность учебно-методического
обеспечения, проблемы финансирования не позволяют в настоящий момент охватить
различными формами компенсирующего обучения всех нуждающихся в этом детей.
В общеобразовательньых учреждениях Ррссии, кроме классов компенсирующего обучения,
появились и другие формы коррекционно-развивающей работы с детьми риска, Ряд
педагогических коллективов Москвы и других территорий осуществляют коррекционно-развивающее
обучение, не выделяя детей со специфическими трудностяи в обучении в отдельные
группы. Коррекционно-развивающая работа с ними проводится учителями, психологами,
логопедами и другими специалистами индивидуально или в небольших группах за
счет школьного компонента базисного учебного плана и консультативных часов групп
продленного дня, организации разнообразной развивающей деятельности в различных
кружках эстетической, прикладной и профессиональной направленности.
Одной из форм компенсирующего бучения являются классы педагогической поддержки
Такое название классы для детей риска получают тогда; когда они первично создаются
в среднем звене школы
Следует заметить, однако, что опыт,.и данные экспериментальной работы показывают
что чем позднее создаются классы компенсирующего обучения, тем более ограниченными
оказываются их^коррекционно-развивающие возможности, поскольку в этих случаях
первоначальная проблема ребенка многократно завуалирована, скрыта последующими
наслоениями психологического и педагогического порядка, которые возникли на
ее основе в условиях неадекватного обучения.
^Нормативно-правовую базу в документах Минобразования по-л^ ил и два типа классов
для детей с трудностями в обучении в Общеобразовательной школе -- классы выравнивания
и классы ломпенсирующего обучения.
Примерным положением о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных
учреждениях (приказ Министерства образования Российской Федерации от 8.09.1992
г. № 333) были определены основные формы и направления коррекционно-развивающей
работы с детьми, испытывающими трудности при обучении в общеобразовательных
учреждениях. Но это положение - примерное. В письме Минобразования России от
9.09.1992 г. № 30-95-6 указывалось, что не следует его рассматривать как нечто
застывшее, раз и навсегда данное. По мере дальнейшего накопле-"ния опыта
и данных научных исследований положение может и должно уточняться, дополняться,
что и происходит в реальности. В настоящее время этот процесс находится в развитии.
Так, на основе Примерного положения с учетом региональных особенностей разработаны
положения о классах компенсирующего обучения в Московской, Новгородской, Иркутской,
Кемеровской и других областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Хабаровском
крае. Комитетом образования г. Москвы и Институтом коррекци-онной педагогики
РАО в 1995 г. разработана концепция коррекци-онно-развивающего обучения и утверждено
положение о классах коррекционно-развивающего обучения. В указанных документах
концепция компенсирующего обучения и положение о классах компенсирующего обучения
получили свое дальнейшее развитие. Как положительный момент в них отмечалась
нацеленность на сохранение непрерывности реабилитационного пространства, раннюю
диагностику и коррекцию, комплексный подход путем организации взаимодействия
дошкольных учреждений общего испециального (коррекционного.) типов, а также
параллельных служо, обеспечивающих диагностику детей и консультирование их родителей
и педагогов, пролонгирование коррекционно-развиваюшей работы на II ступень.
За счет регионального и местного бюджетов предусмотрено финансирование коррекционно-развивающего
обучения, введены дополнительные штатные единицы.
Органам управления образованием рекомендуется руководствоваться принципом вариативности
при организации учебного процесса для детей с трудностями в обучении с учетом
сложившейся ледагдгическои практики, региональных кадровых и финансовых возможностей,
научно-методического обеспечения.
1. Организация классов выравнивания для детей с задержкой психического развития
и классов компенсирующего обучения для детей группы риска школьной и социальной
дезадаптации.
2. Организация коррекционно-развивающего обучения для детей
с трудностями в обучении в соответствии с концепцией коррекционно-развивающего
обучения, разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и Комитетом
образования Правительства г. Москвы.
Формирование и функционирование классов компенсирую-щего обучения , классов
и групп коррекционно-развивающего обучения все чаще представляет собой мобилизацию
усилий пед-коллективов на создание условий, адекватных проблемам личнос-на профилактику
школьной дезадаптации. В
большинстве случаев отмечается профессиональный рост специа-листов,, работающих
в этих классах и группах.
Имеются данные, свидетельствующие об эффективности кор-рекционно-развивающей
работы с детьми риска (Москва, Московская,, Новгородская, Кемеровская, Иркутская
и другие области, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ и т.д.).
Вдсловиях компенсирующего обучения сокращается число школь-нйкоа| имеющих хроническую
неуспеваемость, оставленных на повторный курс, выводимых во вспомогательные
учреждения и ^колы-интернатыОд'нако. "к сожалёнию до сих пор наблюдаются
случаи открытия классов компенсирующего обучения без должной профессиональной
педагогической подготовки кадров. Это дискредитирует идею, затрудняет объективный
анализ.
Опыт коррекционно-развивающей работы с детьми риска обозначил и проблемы, с
которыми столкнулись практические работники: недостаточная разработанность критериев
отбора детей, адекватных коррекционно-развивающих программ обучения, трудности
диагностирования, дефицит учебно-методических разработок, отсутствие педагогических
кадров со специальной подготовкой и др. Проблемы возникают уже при комплектовании
классов и групп компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. В некоторых
территориях к этой работе привлекаются медико-психологические службы, консультации.
В их обязанности вменяются оказание помощи учреждениям образования, родителям
по раннему выявлению детей, которым нужна коррекционная помощь, отбор учащихся
в классы компенсирующего обучения, отслеживание динамики в их психо-физическом
развитии, а также тесное взаимодействие с органами здравоохранения по медицинскому
обслуживанию школьников, своевременной коррекции их здоровья.
Однако создание консультативно-диагностических служб, обеспечивающих диагностирование
детей и консультирование их родителей и учителей, идет крайне медленно.
Отсутствием качественной и своевременной диагностики, низким уровнем работы
психолого-медико-педагогических консилиумов (а в ряде случаев и отсутствием
таковых) объясняются многие просчеты в организации коррекционно-развивающего
обучения.
Не везде осуществляется ранняя диагностика и коррекция детей группы риска. Анализ
сети образовательных учреждений показывает небольшое количество выявленных детей
с задержками психического развития и детей риска в дошкольных учреждениях, и
резкое увеличение в начальной школе количества классов для этих детей.
Не всегда осуществляется преемственность в работе дошкольных учреждений и начальной
школы, начальной и средней школ. И, как следствие, растет выбытие детей из средней
школы, нежелание и неспособность указанного контингента к дальнейшему обучению.
Педколлективы, органы управления образованием не всегда анализируют усвоение
программ учащимися классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения,
не обеспечивают динамический перевод детей с учетом результатов их учебной деятельности,
поэтому нередко в школах нарушается право ребенка на получение адекватных его
развитию условий образования.
Продолжается превышение учебной нагрузки, невыполнение санитарно-гигиенических
требований к учебному режиму. Не везде организован медицинский контроль за детьми,
нуждающимися в наблюдении и систематическом лечении.
В учебно-воспитательном процессе для детей с трудностями в обучении не всегда
осуществляется коррекционная направленность. Не организован должным образом
досуг детей группы риска. В дополнительном образовании городов и районов не
осуществляются мероприятия для организации занятости детей, которые в большей
мере нуждаются в этом.
Конечно, значительная часть указанных недостатков вызвана отсутствием средств
на образование, которое ведет к сокращению расходов на создание специальных
структур (постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций,
коррекционных групп в дошкольных учреждениях, классов в общеобразовательных
школах) и оплату педагогического труда.
Ощутим и дефицит специалистов в школах и органах управления образованием, способных
оценить образовательную ситуацию и предложить решение проблемы.
Необходим взвешенный подход к организации обучения детей группы риска, с одной
стороны максимально расширяющий возможности образовательного учреждения в решении
задач компенсирующего обучения, с другой -- исключающий профанацию, волюнтаризм,
администрирование в этой деликатной сфере.
Необходимо с большей мерой ответственности и надлежащим педагогическим обеспечением
подойти к целесообразности комплектования классов и групп коррекционно-развивающего
обучения в среднем звене школы.
Следует активнее приобщать к коррекционно-развивающей работе с конкретным ребенком
и семью. По данным исследований, около 80% родителей не воспринимают ребенка
таким, каким он есть. Становится очевидной необходимость организации постоянной
консультативной службы для родителей.
В обучении детей группы риска в настоящее время является актуальной совместная
работа с дефектологами по выработке общих педагогических стратегий. Необходимо
устранить разночтения в понятийном аппарате, более строго определиться с понятиями
"компенсирующее" и "коррекционно-развивающее" обучение.
Требует пристального внимания подготовка и переподготовка педагогических кадров
по вопросам работы с детьми риска. Ведь в настоящее время даже опытные учителя
с тревогой говорят о своей неподготовленности к работе с указанным контингентом
детей. Положение усугубляется тем, что в таком же положении оказываются руководители
школ и многие методисты.
Первые шаги в решении вопроса подготовки кадров уже сделаны. Для студентов педвузов
разработан курс "Коррекционная педагогика", в котором имеется раздел
"Дети риска" и который в качестве обязательного вводится во всех педвузах.
В Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования организованы курсы для преподавателей педвузов и педколледжей по
указанной проблематике. В регионах во многих педвузах и институтах повышения
квали-фикации организованы и функционируют кафедры коррекцией. но-развивающего
образования.
Многое предстоит еще сделать и по учебно-методическом) обеспечению компенсирующего
обучения. Над ним работает лаборатория под руководством к.п.н. С. Шевченко в
Институте коррекционной педагогики РАО, лаборатория проблем реабилитационной
педагогики Института общего образована Минобразования РФ (руководитель - к.п.н.
Е.Горшкова), коллектив ученых под руководством д.п.н., профессора Г. Кумариной
(ИПК и ПРНО Московской области) и др. Но даже те, что уже имеем, достижения
коррекционной педагогики с большим трудом пробиваются к потребителям - практическим
педагогам. С другой стороны, накопилось немало вопросов, на которые еще нет
достаточно определенных ответов. Причина, на наш взгляд, в отсутствии тесного
сотрудничества между учеными и практиками. И конечно же, необходима педагогическая
индустрия для учебно-методического обеспечения системы компенсирующего обучения.
В перспективе владение методами коррекционно-развивающего обучения должно стать
органичной частью профессиональной деятельности педагога в любом типе образовательного
учреждения.
Компенсирующее обучение - это качественно новый уровень образовательного процесса,
который позволяет удовлетворить потребности и интересы конкретного ребенка,
учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование,
Но это проблема комплексная. Чтобы ее решить, надо преодолеть все еще существующую
разобщенность усилий в деятельности представителей различных ведомств и научных
дисциплин,1 имеющих отношение к предмету воспитания - ребенку (педагогов, психологов,
врачей, социальных работников и др.).
Таким образом, в настоящее время в учреждениях образования ' создаются реальные
предпосылки для дифференциации обучения различных контингентов детей, но пока
сохраняется отставание в разработке механизма психолого-педагогической диагностики
и соответствующих ее результатам методов коррекционной педагогики. Педагогические
коллективы вправе ждать помощи в этом вопросе от педагогической науки.
В настоящее время все более упрочивается взгляд на человека будущего как на
саморазвивающуюся систему. Поэтому новый подход к реализации на практике идей
и приемов коррекционно-развивающего обучения будет, по-видимому, предполагать
замещение в будущем корригирующих воздействий учителя на обучение
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССЕ (КЛАССАХ)
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Класс (классы) компенсирующего обучения (далее компенси- рующие классы) создаются
в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации
"Об образовании", принципами гуманизации образовательного процесса,
дифференциации и индивидуализации обучения.
Цель организации компенсирующих классов - создание для детей, испытывающих затруднения
в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий
воспитания и
обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного
учреждения.
В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений
в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков
физического развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.).
Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является
недостаточная степень готовности к обучению в образовательных учреждениях, выражающаяся
в низком уровне сформированное™ психологических (включая общую личностную незрелость)
и психофизических предпосылок образовательной деятельности, в основе которых
определяются, прежде ;всего, признаки социально-педагогической запущенности,
а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической
ослабленности (повышенная истощаемость, несфор-мированность произвольных форм
деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т. п.). ^ Работа
компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования,
семейного воспитания детей^ устранение нарушений их работоспособности и произвольной
регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического
здоровья указанной категории обучающихся.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ
2.1. Компенсирующие классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных
учреждений, располагающих необходимыми для работы кадрами, и открываются общеобразовательным
учреждением по предложению совета этого учреждения.
2.2. В компенсирующие классы направляются или переводятся с согласия родителей
(лиц, их заменяющих) дети, не имеющие по результатам проводимой перед поступлением
в общеобразовательное учреждение диспансеризации противопоказаний к обучению
по основным общеобразовательным программам, но обнаруживающие низкий уровень
готовности к обучению или испытывающие затруднения в их освоении.
Показания к отбору детей в указанные классы определены Рекомендациями по отбору
детей в классы компенсирующего обучения (приложение к Примерному положению о
классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях).
2.3. Компенсирующие классы создаются, как правило, для обуч; ющихся на ступени
начального общего образования. Целесообразн! чтобы компенсирующие классы работали
в режиме продленногодн; Сроки для освоения программ по общеобразовательным предметам
компенсирующих классах соответствуют срокам, предусмотренны для освоения программ
начального общего образования. 2.4. Отбор детей в компенсирующие классы на основе
психол^ го-педагогического диагностирования осуществляется психолоп педагогическим
консилиумом и оформляется его решение; Психолого-педагогический консилиум создается
в образовател ном учреждении приказом директора. В состав психолого-педагс гического
консилиума входят заместитель директора п учебно-воспитательной работе, учителя
компенсирующих классо! другие опытные педагоги, педиатр, учитель-логопед, психолог
другие специалисты. Специалисты, не являющиеся работникам! данного учреждения,
привлекаются для работы в психолого-педа: гогическом консилиуме на договорной
основе.
Психолого-педагогический консилиум определяет направлени; компенсирующе-развивающей
работы с обучающимися.
При наличии соответствующих условий функции психолого; педагогических консилиумов
могут осуществляться районными (го' родскими) психологическими службами, реабилитационным!
центрами для детей и подростков, психолого-медико-педагогичес кими консультациями.
2.5. Психолого-педагогическое диагностирование детей прово дится в следующем
порядке:
а) организация сбора информации о поступающих школу детях, анализ этой информации
и выявление детей с низким уровне" готовности к обучению;
б) специальное диагностирование детей с низким уровнем го товности к обучению,
ориентированное на определение степени структуры школьной незрелости и ее вероятных
причин;
в) проведение при необходимости сбора дополнительной диаг ностической информации
о детях в период их первичной адапта ции в образовательном учреждении (в течение
первого полугодия на основе углубленного эксперементально-психологического ис
следования, проводимого психологом.
2.6. Наполняемость классов компенсирующего обучения со ставляет 9-12 человек.
Наполняемость классов компенсирую щего обучения в малокомплектных сельских и
национальных; общеобразовательных учреждениях устанавливается с учетом ус ловий
их работы.
2.7. Распорядок дня для обучающихся в компенсирующих клас-ах устанавливается
с учетом их повышенной утомляемости. Целе-ообразны организация дневного сна,
двухразовое питание,
4еобходимые лечебные и оздоровительные мероприятия.
2.8. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных редметов в компенсирующих
классах, по решению психолого-едагогического консилиума переводятся в соответствующий
класс бщеобразовательного учреждения, работающий по основным об-
|щеобразовательным программам.
2.9. При отсутствии положительной динамики развития в усло-Ьиях компенсирующего
обучения обучающиеся в установленном порядке направляются на медико-педагогическую
комиссию (пси-'холого-медико-педагогическую консультацию) для решения вопроса
о формах их дальнейшего обучения. Указанная дифференциация контингента обучающихся
осуществляется в пределах первого года обучения.
2.10. Методическую помощь педагогам компенсирующих классов оказывают методисты
районных (городских) методических кабинетов, специалисты институтов повышения
квалификации работников образования, институтов усовершенствования учителей.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССАХ
3.1. Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются
на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся.
Составной частью программы в компенсирующих классах является программа компенсирующе-развивающей
работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий
с обучающимися.
3.2. Работу с обучающимися в компенсирующих классах проводят учитель, воспитатель,
учитель-логопед, психолог. В обязанности учителя-логопеда входит: всестороннее
изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных
занятий с теми из них, которые имеют нерезко выраженные отклонения в речевом
развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при
Освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане
предусматривается 2 часа в неделю.
3.3. Психолог оказывает помощь на этапе углубленного обследования детей, отобранных
в компенсирующие классы, выявляет особенности их интеллектуального развития,
личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия,
направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы
IV. КАДРОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ИФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ
4.1. В компенсирующих классах работают учителя и воспитате-1 ли (при наличии
групп продленного дня), имеющие опыт работы в* образовательном учреждении и
прошедшие, как правило, специальную подготовку для работы по соответствующим
программам.
4.2. Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с обучающимися в
режиме продленного дня, одновременно с воспитателями, могут привлекаться учителя
на условиях дополнительной оплаты. Целесообразность таких занятий, их формы
и продолжительность определяются психолого-педагогическим консилиумом.
4.3. В необходимом случае для работы с обучающимися компенсирующих классов привлекаются
специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, на договорной
основе.
4.4. Для работы компенсирующих классов в режиме продленного дня оборудуется
помещение, приспособленное для занятий, отдыха и дневного сна.
4.5. Дополнительные расходы, связанные с открытием и содержанием компенсирующих
классов, могут производиться в пределах фонда заработной платы (фонда оплаты
труда).
V. ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЯ И УЧИТЕЛЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩИХ
КЛАССОВ
5.1. Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечивает создание необходимых
условий для работы компенсирующих классов, осуществляет контроль за их работой,
несет ответственность за комплектование.
5.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу
психолого-педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно-методическую
помощь учителям и воспитателям в определении направлений и планировании работы
компенсирующих классов, анализирует результаты обучения.
5.3. Работающие в компенсирующих классах учителя проводят oматематическое углубленное
изучение обучающихся с целью выяв-гения их индивидуальных особенностей и определения
направлений эазвиваюшей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, зедут
учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно ; психологом заполняют
на них педагогические карты.
формирование продуктивных способов мыслительной деятельное ти, а также на исправление
возможных нарушений общения и по ведения; оказывает методическую помощь учителям.
Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с психологом, в учебном
плане предусматривается 2 часа в неделю.
3.4. Текущие и этапные результаты адаптации, продвижения Е развитии и личностном
росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоения
общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья
фиксируются в педагогической карте обучающегося и классном журнале.