2.1 Предмет логопедии, ее становление как интегративной
области знаний
Логопедия - это наука о нарушениях речи, методах их выявления,
устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической
и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах,
обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. В связи
с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике,
психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют
логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать
и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления
речи.
Краткие исторические сведения. Изучение речевой патологии и ее коррекция начались
относительно недавно, а именно с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические
механизмы обеспечения речевой деятельности, т.е. примерно с середины XIX в.
С конца прошлого века особый интерес начинает вызывать детская речь, особенности
ее развития и причины нарушения, формируются научные представления о некоторых
клинических формах речевых расстройств (А.Куссмауль, И.А.Сикорский и др.). Современный
этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных
формах речевых нарушений, а также с созданием эффективных методик их преодоления.
Становление логопедии в нашей стране связано с именами Ф.А.Рау, М.Е.Хватцева,
О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и др.