2.2. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности ее развития у ребенка
Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы. Устная речь осуществляется посредством координированной работы мышц трех отделов периферического речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Речевой выдох вызывает колебания голосовых складок, что обеспечивает голос в процессе речи.
Произнесение речевых звуков (артикуляция) происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Вся работа периферического речевого аппарата, которая связана с точнейшими и тончайшими координациями в сокращении его мышц, регулируется центральной нервной системой (ЦНС). Качественные характеристики речи зависят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий, что возможно только при условии нормального функционирования низлежащих структур мозга. Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательнаязоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.
Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. В период
от одного года до пяти лет у здорового ребенка постепенно формируются фонематическое
восприятие, лек-сико-грамматическая сторона речи, развивается нормативное зву-копроизношение.
На самом раннем этапе развития речи ребенок овладевает голосовыми реакциями
в виде вокализации, гуления, лепета. В процессе развития лепета произносимые
ребенком звуки постепенно приближаются к звукам родного языка.К
одному году ребенок понимает значения многих слов и начинает произносить первые
слова. После полутора лет у ребенка появляется простая фраза (из двух-трех слов),
которая постепенно усложняется. Собственная речь ребенка становится все более
правильной фонологически, морфологически и синтаксически. К трем годам обычно
сформированы основные лексико-грамматические конструкции обиходной речи. В это
время ребенок переходит к овладению развернутой фразовой речью. К пяти годам
развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что
обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания. К пяти-шести годам
у ребенка также начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу.
Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу - овладению
письмом и письменной речью. К условиям формирования нормальной речи относятся
сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного
речевого общения взрослых с ребенком.