3.6. Специальные технические средства для неслышащих
Помимо постоянно совершенствующихся средств слухопротезирования
и звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования процесс специального
образования неслышащих оснащается разнообразными техническими средствами, обеспечивающими
передачу информации на зрительной основе. Это разнообразные средства статической
и динамической проекции, видеотехника, лазерные диски, кодирующие изобразительные
или звуковые сигналы.
Все большее место в процессе коммуникации неслышащих занимают сегодня телекоммуникационные
средства. Все больше телепередач снабжается сегодня видеотекстом или сурдопереводом.
Глухие широко пользуются видеотелефоном, пейджинговой связью; повседневным средством
связи глухих стал телефакс.
Особое место в жизни неслышащих занимает компьютер, выступая как средство обучения,
развития слуха, речи, навыков чтения с губ.
Для неслышащих компьютер в учебном процессе является не только и не столько
средством оптимизации учебного процесса, как это имеет место в общеобразовательной
массовой школе, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных отклонений
в развитии, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции.
Так, индивидуализированные компьютерные программы по различным темам и по разным
учебным предметам, предлагаемые обучающимся глухим, позволяют им получать учебную
информацию в более доступном для них оптическом, а не акустическом варианте,
получать при необходимости своевременную специализированную помощь, в том числе
и с использованием жестовой речи. Специальное построение компьютерных программ
позволяет сурдопедагогу целенаправленно работать над развитием мышления, речи,
памяти, внимания и других психических процессов ребенка, нуждающихся в коррекции
и развитии.
Перспективным является создание компьютерных программ профессионального образования
для неслышащих по различным специальностям, профориентации, профотбора.
Разработаны и используются в практике коррекционно-педаго-гической работы с
глухими многочисленные компьютерные программы, предназначенные для развития
артикуляционных умений, слухового восприятия слабослышащих и глухих, формирования
навыков чтения с губ, обучения жестовому и словесному языку и др.