4.1. Предмет и задачи тифлопедагогики
Тифлопедагогика (от греч. typhlos - слепой) - наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.

В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых
и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики
представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении
зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования
и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности
деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании,
нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации,
формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности,
в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции
в общество, адаптации к труду.
Слепые (незрячие) - подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью
отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение
(до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также лица с прогредиентными
заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08.
По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой
на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц
практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее
воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.
Слабовидящие - подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения
от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения
остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных
функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение).
Тифлопедагогика является частью специальной педагогики. Как раздел специальной
педагогики она развивается на основе принципов гуманистического воспитания и
с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Задачей
тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое
и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития
при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления
нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий
формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций
зрения. Важное место занимают: разработка содержания, методов и организация
обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки
слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специальных учреждений
для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов,
программ, учебников, частных методик. Большое внимание уделяется созданию специальных
технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц
с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к труду
в современном обществе; разработке системы гигиенических мероприятий по охране
и развитию неполноценного зрения, нормативов освещенности, режима зрительной
нагрузки и др.); проектированию специальных зданий для обучения, воспитания
и трудовой подготовки.