4.2. Из истории тифлопедагогики
Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается
В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышленник и последователь Д.
Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и
в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих,
но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам
общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.
Л. Брайль (1809-1852), потерявший зрение в трехлетнем возрасте, воспитанник,
а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых, стал автором
изобретения, изменившего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях
шес-титочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические
и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. Книгопечатание по
Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла
в 1885 г.
Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807 г. при
Смольнинской богадельне в С.-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению,
ремеслам.
В течение XIX в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших
на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881 г.). Обучение велось по
единому учебному плану и программам, действовали Единые правила приема в училища.
Для большинства обучающихся обучение было платным и стоимость достаточно высока
(до 300 рублей в год).
После Октябрьской революции в 1917г. школы для слепых детей стали составной
частью системы народного образования. В 1928 г. появились первые советские школьные
программы для слепых.
В начале 30-х гг. появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей
в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда
и Москвы), а с конца 30-х гг. открываются и первые школы для слабовидящих. Развитию
этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д.Жа-ринцева.
В 30-е гг. содержание, образования в школах слепых обогащается предметами, которые
с начала возникновения мирового опыта обучения слепых считались ненужными и
недоступными слепым: физика, математика, естествознание и др. Большой вклад
в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам
сделал профессор Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена Б.И.Коваленко.
Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких
ученых, как М.И.Земцова, Б.И.Коваленко, Н.Б.Коваленко, А.С.Ганджий, Н.Г.Крачковская,
Н.В.Сер-покрыл, Ю.А.Кулагин, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, В.П.Ермаков, А.И.Каплан,
А.Б.Гордин, Р.С.Муратов, Б.В.Сермеев, В.А.Феоктистова, Э.М.Стернина, И.С.Моргулис
и др.