6.1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата
Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного
аппарата наблюдаются у 5-7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата
могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отмечаются следующие
виды патологии опорно-двигательного аппарата.
1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич;
полиомиелит.
2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный
вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития
позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития
пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).
3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный
дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу
среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные
расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство
из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической
и логопедической коррекции. Другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют
специального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях
жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. В их социальной адаптации
определяются два направления. Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую
среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения (коляски,
костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели
электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах. Второй способ адаптации ребенка
с двигательным дефектом -приспособить его самого к обычным условиям социальной
среды.