6.4. Нарушения психики при ДЦП
Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические отклонения
в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется
как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Картина психических
нарушений на фоне раннего внутриутробного поражения характеризуется грубым недоразвитием
интеллекта. При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в
период родов, психические нарушения носят более мозаичный, неравномерный характер.
Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральными параличами
резко задерживается и на этом фоне выявляются различные формы нарушения психики,
и прежде всего познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи
между выраженностью двигательных и психических нарушений: например, тяжелые
двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития,
а остаточные явления ДЦП - с тяжелым недоразвитием психических функций. Для
детей с церебральным параличом характерна своеобразная аномалия психического
развития, обусловленная ранним органическим поражением головного мозга и различными
двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе психических
нарушений играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия
воспитания и окружения.
Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной
деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.
Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется рядом специфических
особенностей.
1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем. Это
обусловлено несколькими причинами: а) вынужденная изоляция, ограничение контактов
ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью
или трудностями передвижения; б) затруднение познания окружающего мира в процессе
предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигательных расстройств;
в) нарушение сенсорных функций.
При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных
систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается
на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную
деятельность детей с церебральным параличом.
Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП
существенно нарушены.
Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного
мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было
в их практике.
2. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности,
т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность
третьих. Мозаичный характер развития психики связан с ранним органическим поражением
мозга на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают наиболее
«молодые» функциональные системы мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизованные
стороны интеллектуальной деятельности и формирование других высших корковых
функций. Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений
познавательной деятельности при ДЦП. Причем чаще всего страдают отдельные корковые
функции, т. е. характерна парциальность их нарушений. У некоторых детей развиваются
преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает
наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.
3. Выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических
процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность
концентрации внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей
отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса
к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемое™
психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с
церебрастеническим синдромом, характеризую.-щимся быстро нарастающим утомлением
при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в
школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается
целенаправленная деятельность.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную
группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других
наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олигофрения.
Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются
относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является
задержка психического развития (церебрально-органического генеза).
Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой
сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости,
раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности,
застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается
с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок
не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается
с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые
усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается
радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория).
Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности,
агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно
наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности.
У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности. Достаточное
интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе,
самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется
в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах.
У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность
и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности
социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость,
застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной
чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.